=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 20 января 2006 г. ст.ст., пятница {седмица 1-я предуготовительная}. литургические чтения: 1Ин.2:7-17; Мк.14:3-9 *. > Когда речь идет о любви творца к Его творению, противопоставление > эгоистической и альтруистической любви просто неверно. Ведь здесь > невозможно столкновение интересов. Бог не может тягаться > с человеком, как не может Шекспир тягаться с Виолой. Когда Он Сам > стал человеком и жил как творение среди Своих творений в Палестине, > постоянное и полное самопожертвование привело Его на Голгофу. > Один современный пантеист сказал: 'Когда Абсолют падает в море, > он становится рыбой'; а мы, христиане, можем сказать: когда Господь, > совлекшись славы, подчиняет Себя тем условиям, в которых осмысленны > слова 'эгоизм' и 'альтруизм', Он оказывается чистейшим альтруистом. > Но к Богу в Его запредельности - к безусловному Началу всех > условий - нелегко применить это понятие. Мы зовем любовь > эгоистичной, когда человек любит на пользу себе, а не другому - > скажем, когда родители не отпускают взрослых детей, потому что > боятся одиночества. Такие коллизии возможны лишь в том случае, если, > во-первых, любящему нужно или выгодно одно, а любимому - другое и, > во-вторых, любящий не считается с интересами любимого или просто > не замечает их. В отношениях Бога к человеку этих условий нет. Богу > ничего не 'нужно'. По учению Платона, человеческая любовь - > дочь бедности, т.е. недостатка, отсутствия: в любимом или есть, > или предполагается то, чего не хватает любящему. Но Божия любовь > не тянется к нашему добру, а творит его, порождает; всё оно - > от Бога, ведь Бог и есть Добро. Любовь Его совершенно лишена > своекорыстия, Он Сам дает нам всё, а получить Ему от нас нечего. > И если иногда Он говорит так, словно Его предвечная полнота может > в чём-то нуждаться и ждать чего-то от тех, кому Он дал и дает всё, > начиная от существования, это значит одно (если вообще значит > что-то, нам понятное): Он каким-то чудом дал Себе эту жажду, создал > в Себе то, что мы можем удовлетворить. Если Его трогают куклы, > Им Самим сделанные, Он Сам, Всемогущий Господь, и никто иной, > свободно пожелал этого в Своем непостижимом смирении. Если Тот, > в Ком есть всё, решил нуждаться в нас, значит, нам это нужно. > Нам полезно познать любовь и полезней всего знать любовь лучшего > из любящих - Бога. Но мы ошибемся в самом важном, если сочтем, что > Он - для нас, а не мы для Него. Ведь мы - лишь твари и должны быть > всегда подчинены Ему, как женщина - мужчине, зеркало - свету, > эхо - звуку. Познавая любовь Божию в ее истинном, а не мнимом виде, > мы уступаем Его натиску, отвечаем Его желанию; противоположное же > чувство - ошибка в грамматике бытия. > Конечно, на определенном уровне можно говорить, что душа ищет Бога, > а Бог воспринимает ее любовь; но когда душа ищет Бога, это Он ищет > ее, ведь все исходит от Него, и сама наша способность любить Его > дарована нам. Это Он дарует нам любовь к Нему, и свободны мы лишь > ответить - чуть лучше или чуть хуже. Я думаю, особенно резко > отделило языческий теизм от христианства учение Аристотеля о том, > что Бог, двигая Вселенную, Сам остается неподвижным; Возлюбленный > двигает любящего.{} 'В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но > Он возлюбил нас' (1Ин.4:10). > Итак, первое условие так называемой эгоистической любви, когда > речь идет о Боге, отпадает. У Него нет естественных стремлений, > нет страстей, а если и есть нечто, подобное страстям, то - по Его > воле и ради Него. Отпадает и второе условие. Истинная польза > для ребенка не может совпадать с интересами родителей, ибо ребенок - > отдельное существо, он существует не для отца и обретает > совершенство не в отцовской любви, чего отец не понимает. Но мы, > создания, не отделены в этом смысле от Создателя, и Он всегда > понимает нас. Он предназначил нам именно то, для чего мы и созданы. > Когда мы этого достигнем, мы станем поистине счастливыми: > будет вправлен сустав Вселенной, и боль утихнет. Когда же мы хотим > другого, чем хочет для нас Бог, мы хотим того, что не даст нам > счастья. Божий требования на наш, земной слух больше похожи на окрик > деспота, чем на слова любви, но ведут они нас туда, куда мы > и захотели бы, если бы знали, чего хотим. Он требует от нас > послушания, даже поклонения. Неужели Ему без них хуже? Человек > способен умалить славу Божию не больше, чем погасит солнце тот, > кто напишет 'тьма' на стене своей камеры. Но Бог желает нам добра, > а наше добро - любить Его той ответной любовью, которой только > и может создание любить Создателя; а чтобы любить Его, мы должны > Его знать; а узнавши Его, мы непременно поклонимся Ему. Если же мы > не поклонились, значит это, что мы пытаемся любить не Его, хотя, > быть может, самое близкое к Нему, что может нам дать и наш разум, > и наше воображение. Но поклониться мало, мы должны отразить > Богооткровенное бытие, стать своими Богу, соучаствовать в Его славе, > а это далеко за пределами нынешних наших желаний. Нам нужно > 'облечься во Христа', стать, как Бог. Господь пытается дать нам то, > что нам нужно, а не то, чего мы сами бы теперь пожелали. И снова > поражает нас невыносимая честь - слишком много любви, а не слишком > мало. > Но и это не всё. Господь не просто сделал нас такими, что Он - > единственное наше благо. Он - единственное благо всего тварного > мира, и всякая тварь по необходимости ищет Его в той мере, в какой > это свойственно ей иерархически. Только атеисту может привидеться, > что на свете есть какое-то другое благо. Джордж Макдональд где-то > пишет, что Бог говорит нам, людям: 'Будьте сильны Моей силой и святы > Моей святостью. +Мне больше нечего дать вам+'. Вот и всё. Бог дает > то, что у Него есть, а не то, чего у Него нет, - счастье, которое > есть, а не то, которого и не бывает. Всего на свете три возможности, > а для нас две: быть Богом, уподобиться Богу в тварном ответе на Его > любовь, быть несчастными. Если мы не научимся есть единственный > хлеб мирозданья - единственный хлеб, который мог бы взрастить любой > из возможных миров, - нам остается вечный голод. [ К.С.Льюис. СТРАДАНИЕ (III) (Перевод: Н.Л.Трауберг) К.С.Льюис. Собр. соч. в 8 т. Т. 8 // М., СПб, 2000; стр.146-8 (Другой перевод книги: БОЛЬ. Алексей Цветков, www.krotov.info/library/l/lewis/012bol.html) ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.26:6-13; Ин.12:1-8 эпизод N128 по "Брюссельскому согласованию" (www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#128) *** СМОТРИ ТАКЖЕ: * * * * * * * * * * * * * * * * ***** • свящ. Александр Мень: Новая и древняя заповедь \ \ www.messia.ru/rasylka/004/696.htm#0 \\ \ • митр. Сурожский Антоний: любовь Отца \\\ \ www.messia.ru/rasylka/003/349.htm#0 \\\\ • он же: Грех как нарушение закона жизни \\\ www.messia.ru/rasylka/006/1413.htm#0 /// • К.С.Льюис. Глава "Любовь" в кн. "Просто христианство" / www.messia.ru/r2/1/135.htm#0 //// • он же: этот мир - оккупированная территория /// / www.messia.ru/rasylka/005/1073.htm#0 // / ======================================================= Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070202/orth?cont=rv_ru ВСЕ чтения этого дня в синодальном переводе: www.bonifatiy.narod.ru/biblio/020207.htm Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=02-02-2007 ***************************************************************** * * к еванг. чтению субботы 1-ой предуготовительной седмицы (Лк.20:45-21:4) www.messia.ru/rasylka/006/1414.htm#0 (Яков Кротов; ссылки на тексты свв. Исаака Сирина, свт. Григория Назианзина, В.Н.Кузнецовой, свящщ. Александра Меня, Якова Кротова, еп. Кассиана Безобразова, И.Иеремиаса) Завтра, 21 января / 3 февраля память прпп. Максима Исповедника (+662) и Максима Грека (+1556) www.messia.ru/rasylka/006/1399.htm#B (свящ. Александр Мень) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Любимые мои, то, что я пишу, это не новая заповедь - нет, это старая заповедь, она известна вам изначально. Та старая заповедь - Весть, которую вы услышали. Впрочем, то, что я пишу, это и новая заповедь, потому что ее истинность явилась в Нём и в вас. Тьма уходит, и уже светит истинный свет! Кто говорит, что он в свете, но ненавидит своего брата, тот во тьме до сих пор. Кто любит брата, тот живет в свете и ни обо что не споткнется. А кто ненавидит брата, тот во тьме, он не знает, куда бредет, потому что тьма ослепила ему глаза. ... Не люб`ите мира, ни того, что в мире. Если кто любит мир, в том нет любви Отца. Потому что всё, что в мире - то, чего жаждет плотская природа, что вожделенно для глаз и чем бахвалится богатство - не от Отца, но от мира. А мир проходит вместе с тем, что в нём вожделенно. Тот же, кто исполняет волю Отца, живет вовеки.* (1Ин.2:7-11,15-17) * * * *Когда Он был в Вифании, в доме прокаженного Симона, туда вошла во время пира женщина с алебастровым сосудом, полным драгоценного чистого нарда, и, разбив сосуд, вылила благовония Ему на голову. Некоторые из гостей с возмущением говорили друг другу: "К чему такая трата благовоний?" Ведь эти благовония можно было продать за триста с лишним серебряных монет, а деньги раздать бедным! И они бранили ее, но Иисус сказал: "Оставьте ее в покое! Что вы к ней пристали? Доброе дело сделала она для Меня! Бедные всегда будут с вами, и вы сможете им помочь, когда захотите, а Я не всегда буду с вами. Она сделала, что могла: заранее умастила Мое тело для погребения. Верно вам говорю: во всём мире, всюду, где возвестят Радостную Весть, вспомнят о ней и расскажут о том, что она сделала".* (Мк.14:3-9) * * * *Исполнение заповедей научает человека его немощи.* (Симеон Н. Б.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1754.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |