=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 10 февраля 2007 г. ст.ст., пятница 1-ой седмицы Великого поста. # Ис.3:1-14 [(продолжение) Господь за грехи Своего народа угрожает лишить его правителей и этим открыть путь к разрушению Иерусалима и падению Иудеи. *И нас может постичь гнев Божий, если не отвратимся от греховных деяний и не обратимся на путь покаяния и исправления.] ##Быт.2:20-3:20 [Создание женщины из ребра Адама, невинное состояние прародителей (2:20-25). Искушение и падение (3:1-7). Суд Божий (8-19). Адам дает имя жене (20).] # Притч.3:19-34 [(продолжение) Творческая промыслительная деятельность Божьей Мудрости (19-20). Призыв руководствоваться Мудростью, чтобы жить безбоязненно и спокойно, ибо Сам Господь будет охранять на всех путях жизни (21-26). Заповедь благотворить, по мере возможности, нуждающимся, просящим помощи /в нов. перев. - другая интерпретация!/ (27-28); не злоумышлять и не враждовать против ближнего (29-30); не подражать злому, ибо Господь отвращается от нечестивого, благословляет праведника, "смиренным дает благодать" (31-34).] 4* ВОТ ПОВЕСТЬ О НЕБЕ И ЗЕМЛЕ - О ВРЕМЕНИ, КОГДА ОНИ БЫЛИ СОТВОРЕНЫ. Когда Господь Бог создал землю и небо, 5 то не было на земле ни куста, ни травинки. Ведь ГОСПОДЬ Бог не посылал еще на землю дождя и не было людей, чтобы ее возделывать. 6 Лишь поток, что поднимался из недр, орошал землю. 7* И создал ГОСПОДЬ Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни и человек ожил. 8 В Эдеме, на востоке, ГОСПОДЬ Бог насадил сад и поселил в нём человека, которого создал. 9* ГОСПОДЬ Бог вырастил в саду всевозможные деревья, приятные взору и с хорошими плодами, а по среди сада - дерево жизни и дерево познания добра и зла. /.../ 15 Поселив человека в Эдемском саду, чтобы он возделывал этот сад и берег его, 16 ГОСПОДЬ Бог дал человеку такой наказ: - Ты можешь есть плоды любого дерева в этом саду, 17 кроме дерева познания добра и зла. Не ешь его плодов: если съешь - в тот же день умрешь. 18 ГОСПОДЬ Бог сказал: - Плохо человеку быть одному. Я сотворю для него помощника, ему под стать. 19 ГОСПОДЬ Бог создал из земли всевозможных зверей и птиц и привел к человеку, чтобы посмотреть, как тот назовет их. Так животные получили от человека свои имена. 20 Всем домашним животным, всем птицам, всем зверям дал человек имена - но не нашел среди них помощника себе под стать. 21 Тогда ГОСПОДЬ Бог погрузил человека в глубокий сон и вынул у него ребро, а место, где оно было, закрыл плотью. 22 Из ребра ГОСПОДЬ Бог создал женщину и привел ее к человеку. 23* Человек сказал: - Это кость от кости моей, плоть от плоти моей. Женщиной названа будет она, ибо взята из мужчины. 24 (Вот почему мужчина оставляет отца и мать, и живет с женою, и становится с нею единой плотью.) 25* Оба, и мужчина и женщина, были наги, но не стыдились. 3 1* Змей был самым хитрым из всех зверей, созданных ГОСПОДОМ Богом. Он спросил у женщины: - Правда, что Бог не разрешает вам есть никаких плодов в этом саду? 2 - Нам можно есть плоды, - ответила женщина. - 3 Вот только про дерево, которое стоит посреди сада, Бог сказал, чтобы мы его плодов не ели и даже не прикасались к ним, а то умрем! 4 - Не умрете, - сказал змей. - 5* Просто Бог знает, что когда вы съедите их, то прозреете и сами станете как боги - познавшими добро и зло! 6 Женщина увидела, что плоды этого дерева хороши, приятны взору и сулят знание. Она сорвала плод и съела. И мужу она дала плод - муж ел вместе с ней. 7 Они прозрели, увидели свою наготу и сделали себе набедренные повязки из листьев смоковницы. 8* Повеял ветер - они услышали, как по саду идет ГОСПОДЬ Бог, и спрятались за деревьями. 9 - Где ты? - позвал человека ГОСПОДЬ Бог. 10 Тот ответил: - Я услышал, как Ты идешь по саду. Я испугался, что я голый, и спрятался. 11 - Кто сказал тебе, что ты голый? - спросил ГОСПОДЬ Бог. - Ты ел плоды дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Человек ответил: - Женщина, которую Ты мне дал, - она дала мне эти плоды, и я ел. 13 - Зачем ты это сделала? - спросил ГОСПОДЬ Бог у женщины. Та ответила: - Змей меня обманул, и я ела. 14* И Господь Бог сказал змею: - Ты проклят за то, что сделал: изгой средь зверей и скота, ты будешь ползать на брюхе и пылью питаться всю жизнь. 15 Тебя и женщину Я сделаю врагами, и дети ваши - враги друг другу: сын ее голову тебе разбивает, а ты жалишь его в пяту. 16 Женщине ГОСПОДЬ Бог сказал: - Мучительной Я сделаю беременность твою, в муках будешь рожать детей. Мужа своего ты будешь вожделеть: муж будет господином твоим. 17 А человеку ГОСПОДЬ Бог сказал: - Послушав женщину, ты съел плод, который Я запретил тебе есть! Ныне проклята из-за тебя земля: в муках будешь ее плоды добывать. 18 Колючие кусты она тебе произрастит, полевою травою питаться будешь 19* и в поте лица добывать свой хлеб. И вернешься ты в землю, из которой был взят, потому что ты пыль и вновь станешь пылью. 20* Человек - Адам - дал своей жене имя Ева, ибо она стала праматерью всех живущих. 21 ГОСПОДЬ Бог сделал одежду из кож и одел человека и его жену. 22* И сказал ГОСПОДЬ Бог: - Человек стал как один из Нас - познавшим добро и зло! Не сорвал бы он еще и плод дерева жизни, чтобы, съев его, стать бессмертным! 23 И ГОСПОДЬ Бог изгнал человека из Эдемского сада - пусть возделывает землю, из которой был взят. 24* Изгнал человека, а у Эдемского сада, на востоке, поставил стражу - херувимов и огненный меч, во все стороны разящий, чтобы они охраняли дорогу к дереву жизни. -------------------------------------------------------------- > *2:4 Первая половина стиха - это заголовок идущего дальше > рассказа (). > • Слово +ГОСПОДЬ+ в русских переводах соответствует тому, что > рассматривается еврейской традицией как настоящее Имя Бога - > JHWH. Первоначально оно, вероятно, звучало как Яхв`е, но затем > (по-видимому, уже после вавилонского плена) сформировался > запрет произносить его вслух. Вместо него у евреев принято > говорить "Господин", "Бог" или просто "Имя". > *2:7 +Человек+ (евр. +ад`ам+) создан из земли (евр. +адам`а+). > Игра слов указывает на природу человека и на его > предназначение: обрабатывать землю. > *2:9 +Познание добра и зла+ - способность отличать полезное > от вредного, приятное от неприятного, т. е. полноценность > чувств и разума. Ее лишены дети (Втор 1:39; Ис 7:16) и старики > (2Цар 19:35). > *2:23 +... кость от кости... плоть от плоти...+ - образные > выражения, обозначающие родство или верность (Быт 29:14; > Суд 9:2; 2Цар 5:1). Здесь, однако, эти выражения обретают > буквальный смысл. > • +Женщиной названа будет она, // ибо взята из мужчины.+ - > Слово "женщина" (+ишша+) созвучно по-еврейски слову "мужчина" > (+иш+). > *2:25-3:1 Нагота людей и хитрость змея, упомянутые в этих > стихах, играют важную роль в дальнейшем развитии событий. > По-еврейски перед нами игра слов: +арум+ ("хитрый") - > +ар`ом+ ("нагой"). > *3:1 +Змей+ на древнем Ближнем Востоке нередко был > олицетворением мудрости (ср. евангельское "будьте мудры, как > змии" - Мф 10:16), могущества (золотая змея на головном уборе > египетских фараонов), но также и воплощением зла (сравнение > нечестивцев с ядовитыми змеями в Пс 57:5). Филон > Александрийский (I в. н.э.) в комментарии к книге Бытия пишет, > что змей в Быт 3:1 есть символ "чувственного удовольствия". > В написанной на рубеже н.э. книге Премудрости Соломоновой змей > из этого рассказа отождествляется с Сатаной (Прем 2:24); > такое понимание характерно и для всей христианской традиции, > вплоть до нового времени. > > *3:5 +... как боги...+ - Другое возможное понимание: > "... как Бог...". > > *3:8 +Повеял ветер...+ - Буквально: "В ветре дня...". Эти > слова обозначают пору вечерней прохлады, которая приходит > на смену "жаре дня" - полуденному зною (ср. 18:1). Но слово > "ветер" несет и иные ассоциации: ветер - знак приближения Бога > (ср. 1:2). > *3:14 +Ты проклят за то, что сделал: // изгой средь зверей > и скота...+ - Проклятие магическим образом отделяет проклятого > от остального мира. Впрочем, еврейский текст допускает > и другие интерпретации: "ты проклят больше, чем скот и дикие > звери", "ты проклят всеми домашними животными и всеми дикими > зверями". > > *3:19 Удел человека подчеркнут созвучием имени Адам и слова > "земля" (+адам`а+). > > *3:20 Еврейское слово +ад`ам+ значит "человек". Именно в этом > значении, как имя нарицательное, оно и фигурирует в первых > главах книги Бытия. После появления на земле других людей это > слово употребляется уже как имя собственное (имя первого > человека) - +Адам+. > • Имя +Ева+ (+Хавв`а+) созвучно по-еврейски слову "жизнь" > (+хай`им+). > *3:22 +... один из Нас...+ - См. комм. к Быт 1:26. > <*1:26 +Создадим... Наш образ и Наше подобие...+ - > Множественное "Мы" из этого стиха понимается по-разному > (ср. также Быт 3:22; 11:7; Ис 6:8). Некоторые комментаторы > полагают, что множественное число подчеркивает здесь величие > Бога (ср. употребление "Мы" вместо "я" в указах российских > императоров или "вы" вместо "ты" при вежливом обращении > к собеседнику). > Другие обращают внимание на то, что Ветхий Завет упоминает > о "сынах Божьих", которые "предстают пред Господом" > (Иов 1:6; 2:1) и "восклицают от радости" при сотворении мира > (Иов 38:7), а также о "воинстве небесном" - духах, с которыми > совещается Господь (3Цар 22:19-22). В свете этих упоминаний > множественное "Мы" может и здесь пониматься как относящееся > к Богу и сонму окружающих Его небесных существ. > В христианской традиции "Мы" в Быт 1:26 нередко понимается > как указание на Святую Троицу.> > *3:24 +Херувимы+ (евр. +керув`им+) - сверхъестественные > существа, служащие Господу. В Пс 17:11 о ГОСПОДЕ говорится: > "Воссел Он на херувима и полетел, понесся на крыльях ветра". > У Иезекииля (главы 1 и 10) на четырех херувимах покоится > престол Славы ГОСПОДНЕЙ. Вообще же "Восседающий > на херувимах" - один из эпитетов ГОСПОДА (Яхве) - > Пс 79:2 и др. > По-видимому, чаще всего древние израильтяне представляли > херувимов в виде крылатых существ (быков, львов или грифонов). > У Иезекииля (1:5-14) херувимы имеют по четыре лица > (человека, льва, быка и орла) и по четыре крыла, человеческие > руки и бычьи копыта; они объяты пламенем. > Русское слово "херувим" восходит к еврейскому, но приобрело, > благодаря позднейшему европейскому искусству, совершенно иные > зрительные коннотации. [ Книга Бытия. (гл.2,3) Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев ] * >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>> * * К.С.Льюис: Божья воля и Божий замысел. Свобода. Грехопадение www.messia.ru/rasylka/006/1433.htm#0 * протопр. Александр Шмеман: Великопостные богослужения: светлая печаль: www.messia.ru/rasylka/005/1094.htm#0 * Он же - о "великопостном образе жизни": www.messia.ru/rasylka/002/013-9.htm#N17 * иером. Томас Мёртон, митр. Антоний Блум - о смирении: www.messia.ru/rasylka/003/370.htm#0 * Томас Мёртон: полюбить свою ничтожность... www.messia.ru/rasylka/004/716.htm#0 * Филип Енси - о Кресте Христовом: www.messia.ru/rasylka/004/703.htm#0 Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070223/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=23-02-2007 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: Матфея, глл. 13-14 ../../biblia/nz/kuzn/mt2.htm#13:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Деяния, глл. 13-14 ../../biblia/nz/kuzn/ac1.htm#13:1. Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за Великий пост трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Бытие, 21:1-25:18: Жизнь Авраама. Исаак. www.messia.ru/r3/ge/21-25.htm ***************************************************************** * * к апост. чтению субботы 1-ой седмицы Великого поста (Евр.1:1-12) www.messia.ru/rasylka/006/1434.htm#ssap (ссылки на тексты А. Даниель-Ропса, У.МакДональда, БЦ) к еванг. чтению субботы 1-ой седмицы Великого поста (Мк.2:23-3:5) www.messia.ru/rasylka/006/1434.htm#0 (Яков Кротов; ссылки на тексты митр. Антония, ) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Путь праведника ровен - дорогу ровную Ты ему готовишь. Путем Твоих заповедей мы идем: о ГОСПОДЬ, на Тебя надеемся мы! Имя Твое призывать - вот чего жаждет душа. Ночью душа моя тоскует по Тебе, Тебя взыскует мой дух. Когда на земле торжествует правосудие Твое, узна`ют обитатели мира, что значит справедливость. Если помилован будет злодей, не узнает он, что такое справедливость. В стране, где добродетель царит, он по-прежнему будет грешить, а на величие ГОСПОДА и не посмотрит он. *О ГОСПОДЬ! Ты занес уже руку Свою, но они не видят ее. Будут они покрыты позором, когда увидят Твою ревность о народе Твоем! Пожрет врагов Твоих огонь, который им предназначен. О ГОСПОДЬ! Ниспошли благоденствие нам! Всё, чего мы достигли, - всё это Ты сделал за нас. О ГОСПОДЬ, Бог наш! Другие владыки, не Ты, правили нами, но мы призываем только Твое имя. ... *В бедствиях, о ГОСПОДЬ, люди взыскуют Тебя; горечь страдания - это Твое наставление им. Как беременная, перед тем как родить, страдает, кричит от боли - так и мы пред Тобою, ГОСПОДЬ! Мы были беременны, мы страдали, но родили только ветер. Не добиться нам побед на земле, не падут обитатели мира. Твои усопшие оживут! Тела умерших моих вернутся к жизни! Проснитесь, радостно восклицайте, лежащие в прахе! Роса Твоя - светоносная роса! Земля отпускает мертвых.* (Ис.26:7-13,16-21; перевод: А.Графов) * * * "Не любят Бога по одной причине: Его не знают". (Иоанн Шаховской) ********************************************* HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1775.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |