=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 05 марта 2007 г. ст.ст., воскресенье 4-ое Великого поста. {Память прп. Иоанна Лествичника, 649} литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31. > 9.14-29 ИСЦЕЛЕНИЕ НЕМОГО МАЛЬЧИКА > (Мф 17.14-20(21); Лк 9.37-43а) > 14 Когда они вернулись к ученикам, то увидели, что вокруг них > собралась большая толпа и с ними спорят учителя Закона. 15 Увидев > Иисуса, изумленная толпа тут же побежала Его приветствовать. > 16 Иисус спросил учеников: > - О чём вы с ними спорите? > 17 Один человек ответил из толпы: > - Учитель, я привел к Тебе своего сына: он немой, в нём нечистый > дух. 18 Когда бес нападает на него, он валит его на землю, > на губах у мальчика выступает пена, он скрипит зубами, а потом > всё тело цепенеет. Я просил Твоих учеников изгнать беса, но они > не смогли. > 19 - О люди без веры! - сказал им тогда Иисус. - Долго ли Мне еще > с вами быть?! Долго ли еще вас терпеть?! Ведите его ко Мне! > 20 Его привели к Иисусу. Бес, увидев Иисуса, тотчас затряс мальчика, > и тот упал и стал кататься по земле с пеной на губах. > 21 - И давно это с ним случилось? - спросил Иисус отца. > - С детства, - ответил тот. 22 - Много раз хотел бес его > погубить: то в огонь бросал, то в воду. Но если Ты можешь > что-нибудь сделать, сжалься над нами, помоги! > 23 - Что значит 'если можешь'? - сказал ему Иисус. - Всё может тот, > у кого есть вера. > 24 И тотчас отец мальчика воскликнул: > - Верю! Помоги, если веры мало! > 25 Иисус, видя, что сбегается народ, приказал нечистому духу: > - Дух немоты и глухоты, Я приказываю тебе: выйди из него > и больше не входи! > 26 Бес, сильно сотрясая тело мальчика, с воплем вышел. Тот лежал > как мертвый; многие даже говорили, что он умер. 27 Но Иисус, взяв > его за руку, поднял - и тот встал. > 28 Когда Иисус вошел в дом, ученики, оставшись с Ним наедине, > спросили: > - А почему мы не смогли его изгнать? > > 29 - Таких бесов можно изгнать только молитвой, - ответил Иисус. > ------------------------------------------------------- > *14 +они увидели+ - в некоторых рукописях: 'Он увидел'. > *23 +Что значит 'если можешь'?+ - в некоторых > рукописях: 'Если можешь поверить'. > *24 +воскликнул+ - в некоторых рукописях: > 'воскликнул со слезами'. > *29 +молитвой+ - в некоторых рукописях: > 'молитвой и постом'. > ------------------------------------------------------ > *23 || Мф 21.21; Мк 11.23-24; Лк 17.6 *24 || Лк 17.5 <.....> > Ст. 16-18 - Хотя Иисус задал вопрос о причине спора ученикам, они > не успели ответить, потому что к нему обратился человек, приведший > больного сына. Отец подробно описывает диагноз болезни сына. > =Он немой, в нём нечистый дух= - по-видимому, мальчик болен > эпилепсией, она часто приводит к временной потере речи. Так как > Иисус в то время отсутствовал, он просил Его учеников исцелить > мальчика, но те не смогли. Может быть, спор с учителями Закона был > как раз о власти Иисуса над силами зла, а ученики не сумели доказать > это на деле, хотя им была дана часть такой власти. > Ст. 19 - Иисус обращается к ученикам со словами, полными гнева, > горечи и даже отчаяния. Они напоминают те слова, которыми постоянно > описывалось поколение Исхода в пустыне: 'Сокрою лицо Мое от них, > и увижу, какой будет конец их: ибо они род развращенный, дети, > в которых нет верности' (Втор 32.20). В некоторых рукописях > это сходство еще сильнее, так как в них добавлено слово > 'развращенные'. И Моисей, и Иисус, спустившись с горы, застают > печальную картину раздоров и неверия. Маловерие учеников - это одна > из постоянных тем Евангелия (4.40; 6.52; 8.17; 14.27 и др.). > Но хотя гневная речь Иисуса направлена в первую очередь к ученикам, > она относится также и к толпе. Эти люди, собравшиеся вокруг > учеников, тоже виноваты в неверии: единственный случай, когда Иисус > не смог совершить ни одного исцеления, был в Назарете, где горожане > отказались поверить в Него (6.1-6). Но укор обращен и ко всему > народу Израиля, который оказался неспособен узнать и принять > своего долгожданного Помазанника. Слишком сильны человеческие > стереотипы, сознательно и бессознательно подменяющие Божью волю > собственной. > Ст. 20-21 - При виде Иисуса у мальчика начался приступ. Хотя отец > уже рассказал о болезни сына, Иисус задает ему вопросы, которые > задал бы любой врач, и отец снова повторяет свой печальную историю. > Существует даже предположение, что первоначально рассказ > об исцелении эпилептика был гораздо короче и существовал в двух > версиях, а евангелист соединил их вместе. > Ст. 22 - Отец молит Иисуса о помощи, но в его словах уже заложены > сомнения в безграничности сил Иисуса: ='если Ты можешь что-либо > сделать'=. Он заранее думает, что Иисус не всесилен. > Ст. 23 - Иисус преподает отчаявшемуся отцу урок веры, который надо > бы усвоить всем нам: ='Всё может тот, у кого есть вера'=. Вера здесь > не означает уверенности в своих силах, граничащей > с самоуверенностью. Вероятно, именно она привела учеников к провалу. > Вера - это полное доверие и преданность Богу, это уверенность > в безграничности Божьей силы. Отец мальчика должен стать причастным > к такой вере, которая есть у Иисуса. > Ст. 24 - Вера, надежда и отчаяние сливаются в крике отца. Это, > несомненно, смысловой центр всего рассказа. Слова его звучат > парадоксально: ='Помоги, если веры мало!'= (дословно: 'Помоги > моему неверию!'). Их смысл таков: 'Помоги мне, хотя та вера, которая > у меня есть, может показаться полным неверием в сравнении с той, > что должна быть'. > Ст. 25-26 - Вероятно, на крик отца сбегается толпа. Из этих слов > мы узнаем, что Иисус отвел отца с сыном в сторону, хотя об этом > не было сказано. Иисусу достаточно приказать, чтобы бес вышел, и тот > подчиняется, хотя и делает это с воплем, сотрясая тело мальчика. > Мальчик лежал как мертвый, и некоторые =даже говорили, что он умер=. > Ст. 27 - Здесь рассказ имеет некоторое сходство с описанием того, > как была воскрешена дочь Иаира (5.39-42). Там тоже люди говорили, > что девочка умерла, но Иисус поднимает ее, взяв за руку, и жизнь > к ней возвращается. > Ст. 28 - Наедине смущенные ученики задают Иисусу вопрос, почему > они оказались бессильными перед этим бесом. > Ст. 29 - =Таких бесов можно изгнать только молитвой.= Казалось бы, > главным смысловым стержнем всего повествования является упор на вере > и противопоставление веры Иисуса и недостаточной веры Его учеников. > Но здесь Иисус говорит не о вере, а о молитве. Но было бы > неправильно видеть здесь уход от главной темы. Молитва - это > концентрированное выражение веры. В молитве человек признаёт > свою зависимость от Божьей силы и от Его воли. Ведь само слово > 'молитва' означает просьбу, мольбу. В более поздних рукописях > добавлено 'и постом'. Вероятно, они вторичные и относятся к тому > времени, когда Церковь вернулась к практике поста (такие же случаи > в Деян 10.30; 1Кор 7.5, а в ряде рукописей византийской традиции > был добавлен целый стих в версию Матфея). В данном контексте слово > 'пост' скорее вносит неверную ноту в рассказ, предполагая > необходимость человеческого усилия. Параллельный рассказ Матфея > также подтверждает вывод о вторичности слова 'пост' в этом рассказе. > На тот же вопрос учеников Иисус у Матфея отвечает так: 'Потому что > у вас мало веры. Говорю вам, если бы у вас была вера хотя бы > с горчичное зерно и если бы вы сказали этой горе: 'Передвинься > отсюда сюда', она бы передвинулась. И не было бы для вас ничего > невозможного' (Мф 17.20). [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ // М., 2000; стр.158-163 ] * --*-- * О евангельском чтении * --*-- * * Митр. Антоний Блум - проповедь: www.mitras.ru/archive/040321.htm * --*-- * прп. Иоанн Лествичник * --*-- * * Митр. Антоний Блум - проповеди о нём: www.orc.ru/~m_antony/inname/in_87.htm www.mitras.ru/archive/050409.htm * прп. Иоанн Лествичник: каким судом судите... www.messia.ru/rasylka/003/474.htm#0 * он же: малодушная боязливость www.messia.ru/rasylka/006/1456.htm#0 * полностью "Лествица" и "Слово к пастырю" www.krotov.info/library/i/lestvich/lestv00.html * --*-- * другие материалы * --*-- * * Митр. Антоний Блум - НА ПОЛПУТИ ВЕЛИКОГО ПОСТА www.mitras.ru/inname/in_9.htm * www.messia.ru/rasylka/005/1117.htm#0 Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070318/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-03-2007 Чтобы за время Великого поста прочитать (перечитать) весь Новый Завет, можно следовать предлагаемому здесь плану (составленному Я.К.). В этот день: Чтение из Евангелий: от Луки, глл. 22-24 www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu3.htm#22:1. Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Филиппийцам www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/php.htm#1:1. Кроме того предлагаю желающим план последовательного чтения за дни Великого поста трех книг Ветхого Завета: Бытие, Притчи, Исаийя - с их текстами в современных переводах, осуществленных Российским Библейским Обществом: Исаийя, стихи 9:8-12:6: www.messia.ru/r3/is/09-12.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *<Обещание Бога и Его клятва> служат для нас, бежавших под Его покров, источником великой бодрости и побуждают крепко держаться той надежды, что у нас перед глазами. Надежда эта - словно якорь для души, крепкий и надежный, который входит внутрь святилища, за завесу, куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас, став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.* (Евр.6:18-20) * * * *Уподобился я, Христе, / в руки разбойников попавшемуся и оставленному ими от побоев еле живым; так и я изранен, Спаситель грехами моими. *"Не презри меня, Спаситель, болящего тяжко", - взывал с рыданиями / разбойникам отдавший богатство Твое. И я так молю: / "Пожалей и спаси меня!" *Христе Спаситель! Ум мой - в язвах от грехов, разбойниками неправедными поражен / и злыми помыслами; уврачевав его, спаси меня, как многомилостивый. * *Путем жизни, Христе, / бедственно путешествуя, я изранен разбойниками, пребывая в страстях; но воздвигни меня, молю. *Ограбили ум мой разбойники / и оставили меня полумертвым в язвах согрешений моих; но исцели меня, Господи. *Обнажили меня страсти: не в силах я исполнить заповедей Твоих, Христе Спаситель, и наслаждениями я был уязвлен; но излей на меня милость. * *Разбойники похитили / мое стяжание - дело божественное и оставили меня страдающим от ран. *Отвлекли меня, Спаситель, от заповедей Твоих непостоянные помышления мои, оттого я и изранен согрешениями. *Левит, когда меня, ранами уязвленного, увидел, прошел мимо, Спаситель мой; но Ты меня спаси. * *Иисусе, осмотри раны души моей, как в древности попавшегося в руки разбойников, и уврачуй, Христе, боль мою, молюсь. *Мучительно от язв согрешений / изнемогла душа моя, Христе, и оттого я нагим лежу, без добродетелей божественных. Молю, спаси меня! *Священник, увидевший меня, / и левит бессильными явились, ибо мимо меня они прошли; но Ты Сам, как милосердный, / ныне избавление подал и спас меня. * *Страстями я растратил / имение божественное, Владыка, и весь жестоко израненный согрешениями, прибег к Тебе. "Сжалься надо мною", - молю. *Расхитили богатство мое / и как мертвого оставили меня разбойники, страстями ум мой уязвив, но, сжалившись, спаси меня, Господи. *Когда увидел левит мучение мое от ран, вида тех язв не вынося, мимо меня прошел. Но Ты Сам, Человеколюбец, / излил на меня богатую Твою милость. * *Разбойники напали на меня, несчастного, и оставили меня / как бы мертвым от побоев, бездыханным. Потому молю Тебя: / "Боже, посети меня!" *Ум мой ограбили / помыслы непостоянные / и, поразив страстями, мертвым меня оставили по множеству согрешений; но Ты, Спаситель, исцели меня. *Когда увидел меня левит, / от ран страдающего, не вынося моих язв, как неизлечимых, прошел мимо меня, Спаситель мой; но Ты Сам уврачуй меня. * *Из-за разбойников - помыслов моих, Спаситель, извратил я жизнь мою согрешений ранами. Оттого я обнажен, лишившись божественного образа, - Твоего, человеколюбивый Боже; но пожалей меня. *Пришел Ты на землю с высот, Спаситель, пожалев меня, всего ранами покрытого, и язвами согрешений, Милосердный, и излил на меня, Христе, милость Твою. *Тело Свое и душу / Ты, Владыка Спаситель, как выкуп за меня дал и спас меня, всего роем согрешений уязвленного, / в неисцелимых ранах, как Милостивый. * *Заповеди Твои, Владыка, / не сохранив разумом моим, в страстные наслаждения погрузившись, я лишился благодати и в язвах извержен нагим. Потому прошу Тебя, Спасителя, / спасти меня. *Не смог левит язв моих очистить, но Ты, Благой, с любовью ко мне пришел и излил на меня милость сострадания Твоего, Спаситель, как врач искуснейший исцеляя меня. *Как милосердный, сжалившись, / Ты спас, Христе Спаситель, меня, бичами разбойников жестоко избитого, и душу с телом Своим, как два динария / дал за меня во искупление.* (Канон 4-го воскр. Вел. поста, перев. иером. Амвросия) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1796.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/heb.htm#6:13 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/mr1.htm#9:17 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 | |||||
|
| ![]() |