=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 05 мая 2008 г. ст.ст., воскресенье 4-е по Пасхе, посвященное расслабленному. литургические чтения: Деян.9:32-42; Ин.5:1-15. 5 1 Потом был еврейский праздник. Иисус отправился в Иерусалим. (2) В Иерусалиме, близ Овечьего водоема, был дом, который по-еврейски назывался Бетзата. (3) В пяти его галереях лежало множество больных: слепых, хромых, парализованных. (5) Там был человек, который болел тридцать восемь лет. (6) Иисус, увидев, что он лежит, и зная, что он так долго болеет, спросил у него: - Хочешь выздороветь? 7 - Господин мой, - ответил больной, - у меня нет никого, кто опустил бы меня в водоем, когда в нём начинает бурлить вода. Пока я подойду, кто-то другой уже спускается раньше меня. 8 - Встань, возьми свою циновку и иди, - говорит ему Иисус. 9 И человек тут же выздоровел, взял циновку и пошел. А день тот был суббота. (10) Люди из еврейских властей сказали исцеленному: - Сегодня суббота. Нельзя тебе нести циновку! 11 - Тот, кто исцелил меня, сказал мне: "Возьми циновку и иди", - ответил он им. 12 - А кто этот человек, который сказал тебе: "Возьми циновку и иди"? - спросили они. 13 Но исцеленный не знал, кто он такой, потому что Иисус скрылся в толпе, которая там стояла. 14 Потом Иисус встретил его в Храме и сказал: - Видишь, теперь ты здоров. Больше не греши, чтобы с тобой не случилось чего-то хуже. 15 И человек этот пошел к властям и сообщил им, что исцелил его Иисус. (16) Вот почему еврейские власти стали преследовать Иисуса за то, что Он делал такие дела в субботу. ( от Иоанна, гл. 5. Перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/joh1.htm#5:1 ) A. > <...> В рассказе, который мы сейчас читали, Христос спрашивает > человека, хочет ли он быть здрав. И человек отвечает: "Да! Хочу - > но нет человека, который для меня составил бы условия исцеления, > нет человека, который меня вверг бы в целительные и животворные > воды..." И Христос не ищет глазами вокруг Себя доброго человека, > который оказал бы больному эту услугу. Он Сам его исцеляет, как бы > этим говоря: разве недостаточно тебе Бога для того, чтобы стать > целым, исцелиться, обновиться до конца?.. > Так часто я слышу, и все мы друг другу говорим, что мы были бы > совершенно иными, найдись человек, который нас вдохновил бы, > укрепил, изменил. Помню, раз мне был поставлен этот вопрос, > и я ответил тому человеку: зачем ты ищешь другого? Стань сам таким > человеком - и вокруг тебя этого вопроса никто больше ставить > не будет... Вот как мы должны поставить вопрос для себя самих: > "Нет человека, - стану я таким человеком для других!" > Но откуда же силу взять, как это возможно? Так же просто, как > это было возможно для всех, кто подходил ко Христу: с верой, > с доверием обратиться к Нему; с доверием не только о том, что > Он совершит чудо, но с таким доверием, которое нашу жизнь сделает > единозвучной с Его жизнью, т.е. с таким доверием, которое способно > воспринять Его учение, как ключ этой гармонии. Нам надо самим > настроить свою жизнь так, как человек настраивает музыкальный > инструмент для того, чтобы можно было на нем играть, произвести > гармонию. Так и мы должны свою жизнь настроить, перестроить с тем, > чтобы божественная рука могла нас коснуться и чтобы вся наша жизнь > запела чудесным образом. > Но хотим ли мы этого? Спаситель не напрасно поставил вопрос об этом > человеку, лежавшему уже тридцать восемь лет парализованным. Хотим ли > мы этого? Да - если это просто значит, что мы будем освобождены > от болезни, от нестроения, от внутренней дисгармонии. Но этого > недостаточно. Если мы хотим быть исцеленными, сделанными цельными > заново - или, может быть, впервые - то мы должны быть готовы взять > на себя всю ответственность, которая возлагается на нас исцелением. > А ответственность эта вот какова: с одной стороны, это исцеление, > эта новизна жизни - нечто, что нам дается, нечто, чего у нас > не было, нечто, что чудесно нам даётся Богом; это как бы новая > жизнь, новое рождение, новое начало. Оно нам больше не принадлежит. > Человек, который был при смерти духовно или телесно, и вернулся > к жизни, уже не хозяин своей жизни; та жизнь, которой он теперь > живет, это - новая жизнь, подарок от Бога, и надо, чтобы эта жизнь > была до конца Божия; а до конца Божией наша жизнь может быть, только > если мы согласимся жить одной жизнью со Спасителем Христом, > одной жизнью с Богом - любовью, жертвующей собой до конца, ликующей > и крестной одновременно. > И второе условие: если нам дано исцеление, мы должны взять на себя > ответственность человеческой жизни, войти в жизнь мира, жизнь > нашей семьи, жизнь нашего прихода, жизнь нашего общества, жизнь > всех людей, войти в эту жизнь с тем, чтобы внести в нее строй, > цельность и гармонию, чего бы это ни стоило. А стоить это всегда > будет отвержения со стороны тех, которые не могут и не захотят этого > принять. > Поэтому задумаемся над значением этих евангельских чтений о чудесах > Христовых. Чудо - это вновь установленная гармония, > это естественное, нормальное состояние жизни, которая > нам возвращена. Но для этого мы должны сами ее захотеть и сами > приготовиться, и принести Богу нашу готовность к тому, чтобы > получить дар и чтобы этот дар использовать достойно > его драгоценности. Аминь. * * * B. > Человек болел долго; тридцать восемь лет своей жизни он пролежал > больной в месте, где вокруг него лежало множество других больных. > Евангелие их описывает тремя словами, которые, с одной стороны, > указывают на их недуг, а с другой стороны так ясно и так резко > описывают нашу духовную болезнь: слепые, хромые, сухие... Слепые - > которые не видят того, что перед их глазами; глухие - которые > не слышат слово жизни; иссохшие - в которых уже нет жизни самой. > И ждали они движения воды, ждали они чего-то, что извне их коснется. > Как часто и мы, в этом притворе небес, которым является земля, > находимся, как эти люди, слепые, глухие, иссохшие. Мы ждем чего-то, > ждем, чтобы сошел Ангел Господень и закипела вода, и мы чудесно, > действием извне, стали бы снова людьми зрячими, чуткими, ожившими. > И это бывает: мы видим вокруг себя, как вдруг из купели Крещения > выходит человек новый, обновленный; мы видим, как, приобщившись > Таинств, тот или другой человек воссиявает новой жизнью; мы видим > постоянно, как прикасается благодать, как вскипевшая вода в купели > Силоамской или Вифезде оживляет людей. Но это относится > не ко многим: к тем, которых почему-то, по неведомым для нас > причинам, взыщет сила Божия. А другие, все мы, продолжаем лежать > слепые, иссохшие, ожидая чуда. > И слышим мы в сегодняшнем Евангелии ясное, четкое слово Христа. > Подошел Христос к этому больному, увидел, что давно лежит он в своей > болезни, и обратился к нему с вопросом: А хочешь ли ты исцелиться?.. > Это вопрос, который мы должны бы все ставить себе сами. Да, я прошу > исцеления, да, я хотел бы, чтобы со мной случилось чудо, - но готов > ли я для чуда, готов ли я чудо взыскать и принять? Вспоминается тут > исповедь блаженного Августина, который в книге о себе самом говорит, > что, сознавая, что живет в грехе, что он гибнет, что он мерзок, > долго молился Богу такими словами: "Господи, дай мне целомудрие... > но только не сейчас!.." И разве мы, молящиеся Богу о том, чтобы > стать нам людьми евангельскими, живыми, Божиими, не повторяем > постоянно подобной молитвы: "Сделай это, Господи, - но дай мне > еще время пожить по моей воле против Твоей воли, по моим грехам, > независимо от Твоего Креста и Воскресения..." > И вот Христос ставит каждому из нас вопрос: "А хочешь ли > ты исцелиться?.. Слепой, глухой, иссохший, - хочешь ли жизни?.." > И если мы можем ответить: Да, хочу! - Христос не говорит нам: "Жди > же теперь, чтобы закипели воды, чтобы сошла сила..." Он нам говорит: > "В таком случае, встань и ходи! Встань и иди туда, куда тебя влечет > благодать, встань сам, встань верой, встань убеждением, порывом, > не жди, чтобы тебя подняли..." Как часто бывает, что мы чувствуем: > мы +могли бы+ это сделать, сделать то, о чем молимся, - но не делаем > этого: пусть за нас это сделает Бог... И Бог не делает этого, потому > что Он дает нам любую силу, чтобы совершить свой путь земной, > жизненный, но за нас Он жить не может: +за нас+ Он только смог > умереть. <...> > Вдумаемся в некоторые черты этого рассказа и применим их к себе: > будем молить Бога о силе, и о помощи, и о благодати, но будем > помнить, что она дается, но +жить+ должны мы сами. За нас Бог умер; > теперь Его жизнью, жизнью воскресшего Христа, мы можем жить. Соберем > же силы и станем жить во имя Господне, ибо, по слову Апостола, всё > нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе! Аминь. * * * C. > Вот, в течение недели, которая сегодня началась этим чтением, > поставим перед собой вопрос о том, +в чём+ моя немощь? Чем > я парализован? Какой частью души? Что внесло этот паралич, > это оцепенение в мою душу? - и +отделаемся+ от этого с помощью > Христа, с помощью любящих нас людей, собрав все свои силы. И спросим > себя: кто около меня нуждается в той помощи, о которой я мечтаю, > без которой я жить не могу?.. И не ожидая ничего, не ожидая, чтобы > я сам стал живым, - попробую дать другому ту помощь, которая ему > поможет ожить. Аминь. [ митр. Антоний (Блум). из проповедей A. www.mitras.ru/archive/080517.htm; B. www.mitras.ru/inname/in_103.htm (1); C. www.mitras.ru/inname/in_103.htm (2) ] D. > Христианство начиналось с жажды исцеления. Но плоды христианства - > не мир здоровых, зрячих, богатых людей, а мир, в котором человек > живет, не дожидаясь исцеления. [ свящ. Яков Кротов, www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_05_03.html ] E. 8 Иисус говорит ему: "Встань, возьми постель твою и ходи". 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: "Кто Тот Человек, Который сказал тебе: 'Возьми постель твою и ходи?'" 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в Храме и сказал ему: "Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже". 15 Человек сей пошел и объявил иудеям, что исцеливший его есть Иисус. "Расслабленный" стал предтечей Иуды! По простоте душевной, видимо... Или евангелист, рассказывая об этом, имеет в виду, что причина этого - паралич души? Телесная расслабленность исцелена, но не расслабленность сердца, души... Господь бессилен исцелить ее? Или дело в том, что болеющий не изъявил желания избавиться и от этой расслабленности? + + + митрополит Сурожский Антоний: Людей много, а человека нет... www.messia.ru/rasylka/007/1833.htm#0 (+ссылки!) + + + его же другие проповеди www.messia.ru/rasylka/005/1152.htm www.mitras.ru/inname/in_103.htm www.mitras.ru/archive/070481.htm www.mitras.ru/archive/060513.htm + + + размыления свящ. Якова Кротова www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_05_03.html www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_05_04.html + + + комм. в "Толковой Библии" п/ред. Лопухина www.bible-center.ru/biblecomment?txt=joh+5&comm=lopukhin_ru Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080518/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=18-05-2008 ***************************************************************** * * следующий день в церковном календаре: к апост. чтению понедельника 4-й седмицы по Пасхе (Деян.10:1-16) www.messia.ru/rasylka/005/1153.htm#0 (свт. Ириней Лионский; ссылки на тексты свт. Климента Александрийского, Оригена, М.Лютера, еп. Кассиана (Безобразова), Владимира Соловьева, СББ) к еванг. чтению понедельника 4-й седмицы по Пасхе (Ин.6:56-69) www.messia.ru/rasylka/006/1496.htm#0 (свящ. Александр Мень; ссылки на тексты Р.Гвардини, Д.Сэйерс, Якова Кротова, митрополита Антония, ККЦ) Завтра, 19/6 мая, - память праведного Иова * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: "Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!"* (Кондак 4 воскр. по Пасхе, перев. иером.А.Тимрота) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2195.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 | |||||
|