=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Выпуск посвящен апостольскому чтению воскресенья, посвященного памяти предков по плоти Господа нашего Иисуса Христа Ветхого Завета ('недели святых отец'): Евр.11:9-10,17-23,32-40. Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову и ушел в землю, которую должен был получить во владение. Он ушел, не зная, куда идет. Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле, живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом - им было обещано то же наследие. Ведь он дожидался города, возведенного на крепком фундаменте, города, архитектором и строителем которого является сам Бог. /.../ Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог, принес в жертву Исаака. Он готов был пожертвовать единственным сыном, тем, который был ему обещан, о котором было ему сказано: "Потомство у тебя будет от Исаака". Он считал, что Бог способен поднимать даже из мертвых, он и получил его из мертвых. /.../ У меня не хватит времени рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, а также о Самуиле и пророках. Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость, добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов, гасили яростный огонь, спасались от острия меча, обретали силу после слабости, становились могучими в бою, разбивали войска чужеземцев. Женщины получали умерших детей воскресшими. Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки. Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами. Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий. Те, кого весь мир был недостоин, блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях. Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного. И это ради нас, чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее. (стт. 8-10,17-19,32-40. перевод В.Н.Кузнецовой) > Начало Ветхого Завета. Авраам > Двуречье - Ханаан, > ок. 1850-1800 гг. до Р.Х. > Голос Духа порой бывает самым тихим голосом, и самые незаметные > события нередко оказываются его величайшими деяниями. > В то самое время когда орды арьев с боями продвигались по индийской > земле, а на Евфрате амориты положили начало Вавилону, толпа пастухов > в пестрых одеждах, подгоняя овец и коз, двигалась по дорогам Сирии. > Из Северной Месопотамии, где обитало племя арамеев, пастухи > направлялись через пустынные области на запад, в землю Ханаанскую. > Этих людей возглавлял вождь Авраам. Их было немногим больше трехсот > человек (Быт 14:14), и уход их едва ли был замечен. > Между тем это внешне неприметное событие открывало новую главу > в истории всемирного Богоискания. <...> > В одном древнем тексте Авраам назван "хаибри". Возможно, > наименование "евреи" (ибри), которое стали прилагать к Авраамову > племени, утратившему свою принадлежность к арамеям, связано > с наименованием кочевников - "хабири" (о них упоминают документы > Египта, Палестины, Месопотамии). Долог был их путь, прежде чем перед > ними зазеленели виноградники и горные луга земли Ханаанской. Здесь > их ждали опасности и трудности, бродячая жизнь "хабири", обреченных > скитаться среди чужих и, быть может, враждебных племен. > Пришельцам придавала мужества их вера в особое небесное > покровительство. Эта вера не была теорией, философским умозрительным > исповеданием монотеизма./*/ Она сводилась к верности своему Богу > избранников Элогима, единого вечного Творца мира. Со стороны могло > показаться, что это просто религия группы людей - клана или племени. > Но в этой верности Авраама и патриархов/**/ Одному уже содержалось > зерно религии Единого. > -------------------------------------------------------- > /*/ Монотеизм - единобожие, ср. политеизм - многобожие. > /**/ Патриархами в библеистике называют Авраама, Исаака > и Иакова - праотцев верных. > Религия Авраама приняла форму Союза (берит), или Завета, с Богом. > Согласно Библии, Бог обещал, что придет время, когда потомки > Авраама уже не будут изгнанниками в чужом краю, - став народом, > они получат во владение землю Ханаанскую. > Но обетование это не носило узкоплеменного характера, подобного > многим языческим прорицаниям. Величие и слава избранных Богом людей > связывались с благом всех племен и народов. "И благословятся в тебе > все племена земные" (Быт 12:3) - таково было одно из самых > поразительных пророчеств древнего мира. > Невидимые нити протягиваются от шатров Ханаана к берегам Иордана, > где восемнадцать веков спустя прозвучат слова: "Верующий в Сына > имеет жизнь вечную" (Ин 3:36). > Так среди сумерек многобожия возникла та точка в истории мира, > которая должна была расти, расширяться и превратиться в конце концов > в народ Завета, в народ Божий, в ветхозаветного предтечу Церкви. > Пожалуй, ничто так ярко не символизирует то непоколебимое основание, > на котором утвердилась ветхозаветная религия, как рассказ > о жертвоприношении Авраама. > Однажды, повествует Книга Бытия (Быт 22), Бог обратился к своему > избраннику: "Возьми сына своего единственного, Исаака, которого > ты любишь, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение > на одной из гор". > Авраам не поколебался. Он пошел на эту жертву с такой же твердостью, > с какой смотрел в глаза смерти во время своих военных походов. > Он слишком верил своему Богу, чтобы проявить малодушие. > И вот идут они к месту жертвоприношения, отец и сын. "Отец мой, - > спрашивает Исаак, - вот огонь и дрова, а где же ягненок > для всесожжения?" "Бог усмотрит Себе ягненка для всесожжения, > сын мой", - отвечает Авраам. "И шли они вместе и пришли на место, > о котором сказал ему Бог, - повествует Библия. - И устроил Авраам > жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его > на жертвенник поверх дров". И только собрался патриарх нанести > роковой удар, как услышал голос Божий: "Не поднимай руку на отрока > и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что ты боишься Бога > и не пожалел сына своего единственного для Меня". > В истории жертвоприношения Авраама мы должны видеть отображение > той горячей преданности Богу и вере, которая была присуща Аврааму > и его людям, преданности, не страшившейся никаких жертв. > В столкновении с исполинским сфинксом природы народ-богоискатель > сумел отстоять независимость духа. Язычество Востока и Запада > воспринимало мир как нечто неподвижное и статичное; магизм замыкал > его в вечном круговороте циклов. В религии же потомков Авраама > внутренняя структура мироздания раскрывалась как Становление, > Динамика и Развитие. [ Александр Мень. История религии. Учебник. Том 1. Глава II. МАГИЗМ И ЕДИНОБОЖИЕ. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей www.alexandrmen.ru/books/histrel/hr_1_02.html ] + + + свящ. Александр Мень. В поисках пути, истины и жизни Том 2. Магизм и Единобожие. гл. 10 www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_10.html гл. 11 www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_11.html гл. 23 www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_23.html + + + его же - проповедь об Аврааме www.damian.ru/Propovedi/Men/1Men.htm + + + его же - проповедь в НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ПРАОТЕЦ www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms404.html + + + митр. Сурожский Антоний. Проповедь в неделю перед Рождеством Христовым (1/I/1984. Пер. с англ. Т.Майданович.) www.practica.ru/Ma/74.htm # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Готовься, Вифлеем: / открылся для всех Эдем. Украшайся, Ефрафа, / ибо Древо Жизни в пещере процвело от Девы. И подлинно явилось Ее чрево духовным раем, в котором - божественная Отрасль. От нее вкусив, мы живы будем, / и смерти, как Адам, не подвергнемся. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ. * * * Праздник будем праздновать, верные, / отцов Божественных радостно: Адама и Авеля почитая, Сифа и Еноса прославляя, Еноха, Ноя, Сима с Иафетом воспоем, Авраама, прежде закона верою просиявшего, и Божественного Исаака, Иакова и Иуду, Левия и целомудренного Иосифа восхвалим и с верою возгласим: "Богоносные праотцы, молите Христа Бога / грехов отпущение даровать празднующим с любовию святую память вашу!" * * * Из недр Отеческих Ты сошел и несказанным умалением принял свойственную нам нищету, превыше естества, Человеколюбец; в пещеру вселиться благоволил, Господи, и как младенец сосцами питаешься, Создатель и Господь. Потому, звездою направляемые, волхвы дары Тебе приносят, как Владыке всего творения, пастухи же и Ангелы удивляются, взывая: "Слава в вышних Богу, на землю грядущему родиться как человек!" * * * Христа, по плоти ставшего младенцем, Христа, добровольно обнищавшего, Христа, сделавшегося видимым, / ныне Дева идет в Вифлееме родить, небо же и земля да радуются. Горы и холмы, восторжествуйте, / пророки богословесные, возликуйте, народы и племена, начните рукоплескать: всех Спасение и Просвещение стало близким, во граде Вифлееме рождающееся. Нищим становится Богатый, / обнищавших по причине злобы обогащая; Бог от Девы, не знавшей брака, как смертный открывается без изменения; все хвалами воспоем Его, / ибо Он прославился. Христос рождается - славьте! / Христос с небес - встречайте! Христос на земле - воспряньте! Пой Господу, вся земля / и с веселием воспойте, люди, ибо Он прославился! * * * Прежде веков от Отца рожденный превыше мысли, от Девы под конец времен воплотился, как знает Сам, желая человечество обновить, / погубленное советом злобного змия. На высотах Восседающий / вместе со Отцом и Духом - Сын Божий Безначальный, увидев человеческое естество униженным, начало обретает и намеревается во плоти родиться, / как человек. * * * Отрасль от корня Иессеева / Ты, Дева, произрастила, произведя Цвет неувядаемый - всех Создателя, цветами украшающего, как Бог, всю землю, Ему взывающую: "Слава силе Твоей, Господи!" Чтобы меня, ограбленного злым вкушением / и разумом поскользнувшегося, и тварям неразумным уподобившегося вновь Себе приобрести, пришел Ты, Слово Божие, став младенцем и положен был в ясли животных неразумных. Слава силе Твоей, Господи! * * * Естеством Владыка, к рабам Ты причисляешься, Сын Божий всесовершенный, благоволив по милости назваться и Сыном Человеческим, Всемилосердный. Потому, добровольно обнищав, Ты, Преблагой, / в пещере идешь родиться. Естеством невместимый Царь, Христе, / как примет Тебя малая пещера? Как ясли смогут Тебя вместить, / нас ради от Матери, не знавшей мужа плотию приходящего к Своим, / чтобы спасти изгнанников, Господи? * * * Ты, Бог мира и Отец милосердия, послал нам Вестника великого Твоего замысла, / дарующего мир. Потому, приведенные к свету Богопознания, после ночи рассвет встречая, славословим Тебя, Человеколюбец. * * * Таинство вижу / необычайное и чудное: пещера - небо, престол Херувимский - Дева, ясли - вместилище, / где возлег невместимый Христос Бог, Которого мы в песнях величаем. (из богослужения утрени "Недели святых отцов", перевод иером. Амвросия (Тимрота)) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2354.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |