=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога Этот выпуск рассылки посвящен евангельскому чтению праздника Сретения. Его православные Церкви, придерживающиеся юлианского календаря, празднуют 15 февраля (по григорианскому календарю, что соответствует 2 февраля по юлианскому): От Луки, 2:22-40. > 2.22-40 МЛАДЕНЕЦ ИИСУС В ХРАМЕ > 22 Когда пришло им время совершить обряд очищения, предписанный > Законом Моисея, они принесли младенца в Иерусалим, чтобы > 23 посвятить Его Господу, • потому что в Законе Господнем сказано: > +"Всякий первенец мужского пола должен быть посвящен Господу"+, > 24 а также для того, чтобы принести жертву - +"пару горлиц или двух > молодых голубей"+, как предписывал Закон Господень. > 25 Был в то время в Иерусалиме человек по имени Симеон, > и человек этот был праведный и благочестивый, ждущий спасения > 26 для Израиля, и был на нем Дух Святой. • Симеону было предсказано > Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит > 27 обещанного Помазанника Господня. • Побуждаемый Духом, он пришел > в Храм, и, когда родители принесли туда младенца Иисуса, чтобы > 28 исполнить по отношению к Нему то, что велит Закон, • Симеон взял > Его на руки и возблагодарил Бога: > 29 - Теперь Ты отпускаешь с миром > слугу Своего, Владыка, > ибо Ты исполнил Свое слово: > 30 глаза мои увидели Того, > 31 кого Ты предназначил быть Спасителем > для всех народов, - > 32 Он - Свет, который озарит язычников > и Слава народа Твоего Израиля. > 33 И отец ребенка и мать Его с изумлением слушали то, что Симеон > 34 говорил об Иисусе. • Симеон благословил их, а Мариам, > Его матери, сказал: > - Вот лежит тот, из-за которого многие в Израиле падут > 35 и многие встанут • (и твою душу тоже меч рассечет). Он станет > знаком Божьим, против которого восстанут многие и тем откроют > свои тайные помыслы. > 36 И была там пророчица Анна, дочь Фануила, из племени Ашера. > Она была очень старая Прожив после замужества семь лет с мужем, > 37 она овдовела и была вдовой уже восемьдесят четыре года. > Она никогда не покидала Храма, день и ночь служа Богу постом > 38 и молитвой. • В это время она тоже подошла к ним и благодарила > Бога. И всем, кто ждал свободы для Иерусалима, она рассказывала > о младенце. > 39 Исполнив всё, что велел Закон Господень, они вернулись > 40 в Галилею, в свой город Назарет. • Ребенок рос, набирался силы > и мудрости. На Нём было Божье благословение > *33 +И отец ребенка, и мать Его+ - в ряде рукописей: "И Иосиф, > отец Его, и мать"; "И Иосиф, и мать Его". > *38 +для Иерусалима+ - в некоторых рукописях: "в Иерусалиме". > *40 +набирался силы и мудрости+ - в поздних рукописях: "укреплялся > духом, исполняясь мудрости". > *22 Лев 12.3,6 *23 Исх 13.2,12,15 *24 Лев 12.8 *25 Ис 49.13 > *30-31 Ис 40.5 (LXX); Лк 3.6; Тит 2.11 *32 Ис 42.6; 46.13; 49.6 > *34-35 Ис 8.14-15; 1Кор 1.23-24; 1Петр 2.7-8 *37 1Тим 5.5 > *38 Ис 52.9 *39 Мф 2.23 *40 Лк 1.80; 2.52 > Ст. 22-24 - После рождения ребенка женщина считалась нечистой > и не должна была покидать дома в течение семи дней. Если это был > мальчик, то на восьмой день его обрезали, а затем еще тридцать три > дня женщина оставалась дома (если рождалась девочка, этот срок > удваивался). После этого на сороковой (семьдесят третий) день > она должна была для очищения принести в Храме жертву - однолетнего > барашка в жертву всесожжения и молодого голубя в жертву за грех > (Лев 12.6). Но если она была бедна и не могла купить барашка, > ей надо было принести пару молодых голубей или горлиц (Лев 12.8). > Кроме того, всякого первенца мужского пола нужно было выкупить, > уплатив пять шекелей, когда ребенку исполнялся месяц. Приносить > ребенка в Храм было необязательно. Но так как Иисус был туда > принесен и, кроме того, Евангелие не упоминает о выкупе за Него, > возможно, Он был посвящен Богу на служение, как некогда Самуил > (1Цар 1.11,22,28). > =Когда пришло им время свершить обряд очищения= - нечистой считалась > только мать, но не отец и не ребенок. Остается загадкой, почему > евангелист употребил множественное число. Они - то есть Мария > и Иосиф. Мы не знаем, пришли они в Иерусалим из Вифлеема или > из Назарета (см. 2.39). =Посвятить Его Господу= - дословно: > "представить Господу". В еврейской традиции ничего не известно > об обычае представления ребенка Богу. =Закон Господень= - это Закон, > данный Богом на горе Синай через Моисея, то есть Закон Моисея. > Родители Иисуса изображены столь же благочестивыми, как и Захария > с Елизаветой (см. 1.6). > Ст. 25 - После обрезания и наречения имени Иоанну Святой Дух побудил > его отца произнести хвалу Богу и пророчество относительно судьбы > мальчика. Сейчас в иерусалимском Храме тоже прозвучит пророческая > речь об Иисусе. =Симеон= (евр. Шим`он) - широко распространенное > еврейское имя хотя чаще употреблялась его сокращенная форма "Симон". > =Праведный и благочестивый= - то есть исполняющий Закон и ведущий > высоконравственную жизнь (ср. 1.6). =Ждущий спасения= (буквально > "утешения") =для Израиля= - для людей того времени спасение, > утешение, избавление и свобода (см. 2.38) были синонимами, > это означало, что набожные люди дожидались того времени, когда > Бог восстановит Свое владычество в Израиле. См. Ис 40.1-2. > Евангелист Лука неоднократно употребляет это слово (Деян 4.36; 9.31; > 13.15; 15.31). Израиль будет "утешен", когда придет мессианское > царство, так что о Симеоне можно сказать другими словами: "он ждал > прихода Помазанника и наступления Царства Бога" (ср. Мк 15.43). > =И был на нём Дух Святой= - то есть Симеон был пророком. > Ст. 26 - Симеон уже получил радостную весть от Бога, что Помазанник > явится еще при его жизни и он даже увидит Его собственными глазами. > Ст. 27 - И данное ему обещание исполнилось: по велению Духа > он пришел в Храм в то время, когда там были родители Иисуса вместе > с Сыном. =Храм= - в данном случае это Двор женщин, в другие дворы > женщины не допускались, и именно здесь, у Никаноровых ворот, > в восточной части Двора женщин совершалось очисттельное > жертвоприношение. > =Родители= - евангелист не считает нужным повторять рассказ > о девственном зачатии Иисуса. Для него главное то, что Иисус признан > сыном Иосифа. > Ст. 28 - Симеон =взял= (буквально: "принял") =Его на руки= - > вероятно, Симеон действует как представитель Бога, который принимает > Иисуса на служение от Его имени (см. коммент на ст. 22). =Симеон > возблагодарил= (буквально: "благословил") =Бога= <...>. Вероятно, > он начал благодарить Бога словами: "Да будет благословен Господь, > Бог Израиля" (см. 1.68). > Ст. 29-32 Перед нами третий знаменитый гимн, известный по множеству > переложений на музыку, обычно его называют по первым двум словам > в переводе на латынь: Nunc dimittis (славянское: "Ныне отпущаеши"). > Ст. 29 - =Отпускаешь= - эвфемизм, означающий "позволяешь умереть". > Это вовсе не значит, что Симеон был престарелым и немощным > человеком, жаждавшим смерти, и вот теперь его мечта > якобы исполняется. Он благодарит Бога за то, что Тот исполнил > Свое обещание: =теперь=, в это самое время, когда он держит в своих > объятиях дитя, настал самый главный час его жизни, которого он так > долго ждал, наступает эра спасения. И теперь можно умереть спокойно, > =с миром=, с чувством глубокой благодарности. Симеон смиренно > называет себя =слугой= (или "рабом" - греческое слово имеет оба эти > значения, а Бога =Владыкой= (греч. "деспотес"). Оба эти слова > подчеркивают полное отдание себя воле Господа. Он был как бы часовым > на посту, дожидавшимся этого великого события, и вот Господин > отпускает его - еще до смерти. > Ст. 30-31 - Симеону открыто Святым Духом, что дитя, которое > он держит на руках и есть тот долгожданный Помазанник. См. ст. 26. > Но если люди были уверены в том, что Помазанник придет только > к Израилю, свергнув иго порабощения, то Симеон узнал в Нём > =Спасителя для всех народов=. Исполнились великие пророчества Исайи, > см. 52.10 (LXX); см. также Ис 40.5. > Ст. 32 - Здесь об этом прямо говорится, причем почти что словами > Исайи: "Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось > до концов земли" (49.6). Помазанник будет =светом= для =язычников=, > не знавших истинного Бога и поэтому пребывавших во тьме, в тени > смерти (см. 1.78-79). Свет означает, что язычникам будет дано > откровение Бога, Он осветит их, так что поверившие язычники тоже > будут спасены. =Слава= - так как это слово означает ослепительное > сияние, знаменующее присутствие Бога, то "свет" и "слава" являются > синонимами Иисус будет откровением Божьим и для народа Израиля. См. > Ис 46.13: "Я... дам Сиону спасение, Израилю славу Мою". > Ст. 33 - В этом стихе есть разночтения, вероятно, переписчики > заменяли слово "отец" на "Иосиф" из благочестивых соображений. > =С изумлением слушали= - изумление обоих родителей тоже может > смутить читателей, но надо помнить, что изумление - это традиционный > мотив повествований о чудесах и откровениях, и это не значит, что > для Марии и Иосифа слова Симеона были внове. См. также 2.18 > Ст. 34 - =Благословил= - обычно возложив руки на голову > благословляемого, человек просил Бога наделить его благами, а также > передавал ему часть собственной силы. Симеон, возможно, > был священником, и в таком случае его благословение > было священническим наподобие того, каким благословил священник Илий > родителей Самуила (1Цар 2.20). Но благословение не было привилегией > священников, это мог делать также отец или любой другой уважаемый > человек (см. Мк 10.16). > Но пророк видел не только радость, но и печаль: не все в Израиле > примут Помазанника, так что Он станет причиной разделения и вражды. > Дальнейший текст очень труден в синтаксическом плане, поэтому > в переводе приходится менять порядок слов. =Многие= - евангелист > употребляет это слово в его семитическом значении "все". Не будет > такого человека =в Израиле=, судьбу которого бы не затронули > грядущие события, связанные с явлением Помазанника. =Падут= - здесь, > несомненно, аллюзия на знаменитый "камень преткновения", о который > споткнутся неверующие (Ис 8.14-15; 28.16; Пс 118(117).22; > Рим 9.32-33; 1Петр 2.6-8; Лк 20.17-18 и др.). Но другие, те, кто > с благодарностью примет Божий дар спасения, =встанут=, воскреснут > из духовной смерти. > Ст. 35 - =И твою душу тоже меч рассечет= - это трудный для понимания > текст, по поводу которого ведутся споры. Традиционное благочестивое > толкование понимает эти слова как указание на страдания матери, > видящей распятого Сына с телом, пронзенным копьем. Но Лука > не говорит о том, что у креста стояла мать - этот рассказ есть > только у Иоанна (19.25-27) - или что она была в числе женщин, > сопровождавших Иисуса из Галилеи в Иерусалим и затем видевших > Его погребение (23.49,55). У Луки подобных текстов нет, так что вряд > ли здесь речь идет о том, что душу матери пронзит мука Сына. Душа - > здесь то же, что и сам человек или его сердце (см. 1.46). Меч может > значить "смерть; страдание, боль" (Пс 22 (21).21), но он также > значит "разделение" (ср. Иез 14.17 (LXX); Мф 10.34-35). Уже Ориген > истолковывал эти слова как указывающие на сомнения самой Марии. > Будучи частью Израиля, она тоже будет затронута им "Следовательно, > образом меча, пронзающего Марию, Симеон указывает на трудность, > с которой ей придется научиться тому, что послушание Слову Бога > превосходит даже семейные узы".{} > =Он станет знаком Божьим= - дословно: "в противоречивый знак". > =Против которого восстанут многие= - это повторение мысли, > уже высказанной раньше: для кого-то Иисус станет спасением, как знак > медного змея в пустыне, а для кого-то Его явление станет причиной > осуждения и гибели (ср. 2Кор 2.15-16). =Тайные помыслы= - эти слова > всегда употребляются Лукой в отрицательном смысле, это те помыслы, > из-за которых люди отвергнут "знак", дарованный Богом. Ср. также > Пс 56(55).6; 94(93).11. > Ст. 36 - Кроме пророка Симеона, в Храме (то есть во Дворе женщин) > есть еще одна свидетельница - =пророчица Анна= (евр. Ханна, "милость, > благодать"). У нее такое же имя, как у матери пророка Самуила. > Евангелист рассказывает о ней на удивление подробно. Мы узнаем, > как звали ее отца (Фануил - евр. Пенуэль, "лицо Божье"), из какого > племени она была родом. =Ашер= (слав. Асир) был сыном Иакова, > и племя называлось по его имени и входило в число десяти северных > племен. > Ст. 37 - Хотя повторный брак после смерти супруга разрешался > Законом, в это время складывается благочестивая традиция хранить > верность умершему супругу и не вступать в повторный брак. > Так поступает и Анна, хотя она прожила с мужем всего лишь =семь > лет=. Дальше греческий текст довольно труден и позволяет > два толкования: а) Анна вдовствовала =восемьдесят четыре года=, > и ей, следовательно, было уже больше ста лет (как Юдифь, прожившая > сто пять лет, храня верность умершему мужу - Иф 16.23); б) ей было > к этому времени восемьдесят четыре года. =Она никогда не покидала > Храма= - эти слова нельзя понимать буквально, в Храме не было места, > где можно было бы жить, это значит только то, что Анна всё свое > время проводила в Храме, участвуя в богослужениях и молитвах. =День > и ночь= - дословно: "ночь и день"; порядок объясняется тем, что > на Востоке день начинался после захода солнца. Пост очень часто > соединялся с молитвой, так что сходство Анны с Юдифью > еще усиливается. <...> > Ст. 38 - Анна тоже благодарит Бога за рождение Мессии. Кроме того, > что она пророчица - дар узнать Помазанника дан ей Святым Духом, - > она становится первым евангелистом, потому что она возвещает > радостную весть всем тем, кто был в это время в Храме. =Всем, > кто ждал свободы= <...> =для Иерусалима= - этот город в данном > контексте символизирует весь Израиль. > Ст. 39 - =Исполнив всё, что велел Закон Господень= - см. 2.23 > и комментарий. Они - это Иосиф с Марией и Иисусом. =Вернулись > в Галилею= - см. 1.26 и 2.4 Таким образом, Иисус получил прозвание > Назарянина, то есть уроженца и жителя города Назарета, и многие даже > не знали что он родился в Вифлееме (см. Ин 7.41-42). > Ст. 40 - Этот раздел завершается словами, очень сильно напоминающими > 1.80, где рассказывалось об Иоанне. Ряд поздних рукописей делает > это сходство еще более наглядным (см. текстологический комментарий). > =Набирался... мудрости= - это очень важные слова, подготавливающие > следующий эпизод, когда мальчик Иисус был в Храме (2.47). [ Валентина Николаевна Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Комментарий. // М., 2004. Стр. 66-72 ] &&& &&& &&& СМОТРИ ТАКЖЕ о празднике: &&&& &&&& митр. Сурожский Антоний - проповедь &&&&& www.messia.ru/rasylka/004/705.htm#0 &&&& &&&& свящ. Александр Мень о празднике &&&&& www.messia.ru/rasylka/003/343.htm#0 &&&& &&&& он же - из кн. о богослужении &&&&& www.messia.ru/rasylka/007/1767.htm#0 &&&& &&&& свящ. Георгий Кочетков: &&&&&& 'Служба' и 'жертва' для христиан - синонимы &&&&& www.messia.ru/rasylka/005/1063.htm#0 &&&& &&&& свящ. Яков Кротов: о церкви как приходе и общине &&&&& www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_02_27.html &&&& &&&& Перевод на русский яз. текстов из Праздничной Минеи &&&&& www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/sr01.shtml &&&&& www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/sr02.shtml &&&&& www.azbyka.ru/bogosluzhenie/mineia/sr03.shtml &&&&& www.messia.ru/rasylka/008/2107.htm#0 (избранные стихи) # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *В древности на горе Синай Моисей увидел Бога сзади / и удостоился неясно слышать Божественный глас во мраке и буре; / ныне же Симеон принял во объятия / ради нас неизменно воплотившегося Бога, / и, радостно устремлялся от здешнего к жизни вечной. / Потому он и взывал: / "Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка!"* *К Богородице прибегнем / мы, желающие увидеть Сына Её, / к Симеону приносимого, / на Которого с небес взирая, / бесплотные поражаются и восклицают: / "Чудное мы созерцаем ныне и необычайное, / непостижимое, невыразимое: / ибо Создавшего Адама носят как младенца, / Невместимый в объятиях старца умещается, / Пребывающий в беспредельных недрах Отца Своего / добровольно ограничивается - плотью, но не Божеством, - / Единый Человеколюбец!"* (из богослужения праздника Сретения, рус. перевод) * * * 'Бог видит, что всё "хорошо весьма", и "всё хорошо" не само по себе, а потому что Бог его видит'. (С.Тагуэлл) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2378.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |