=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога Предыдущая часть текста - в выпуске www.messia.ru/rasylka/009/2380.htm#0. > Призыв "<Следуй> за Мной!" дважды обращен к Петру. Он был первым > и последним словом Иисуса к ученику (Мк.1,17; Ин.21,22). Вся жизнь > Петра заключена между этими двумя призывами. В первый раз, > на Генисаретском озере, Петр в ответ на призыв Иисуса оставил сети > и ремесло и по первому его слову пошел за ним. В последний раз > Воскресший застает его за прежним занятием, снова на Генисаретском > озере, и снова раздается: "Иди за Мной!" <И между этими призывами> - > вся жизнь ученика, идущего вслед Иисусу. Посреди этой жизни - > исповедание Иисуса <Христом, Помазанником Божиим>. Петру трижды: > в начале, в конце и в Кесарии Филипповой - возвещается одно и то же: > Христос - его Господь и Бог. Та же милость Христа и зовет его: иди > за Мной! - и открывается ему в его исповедании Сына Божьего. > Трижды вставала милость на пути Петра, единая милость, трижды > по-разному возвещенная, поэтому она была собственной милостью > Христа, а отнюдь не милостью, которую ученик сам себе присвоил. > Это была всё та же милость Христова: она побудила ученика > всё бросить ради <следования>, она внушила ему то исповедание, > которое весь мир принял за богохульство, она призвала неверного > Петра <к последнему единению в мученичестве>, простив ему тем самым > все грехи. Милость и <следование Христу> составляют единое, > неразрывное целое в жизни Петра. Он получил дорогую милость. > С распространением христианства и <ростом> обмирщением Церкви > <сознание> дорогой милости <постепенно терялось>. Мир стал > христианским, милость стала всеобщим достоянием христианского мира. > Она начала доставаться задешево. Но католическая Церковь сберегла > остаток прежнего понимания. Решающую роль сыграло то, что монашество > не порвало с Церковью и что мудрость Церкви терпела монашество. > На окраине Церкви было место, где сохранялось понимание того, > что милость дорога, что милость включает <следование Христу>. > Люди бросали всё, что имели, ради Христа и старались тщательно > исполнить Его заповеди в <повседневных упражнениях>. Так монашеская > жизнь стала живым протестом против обмирщения христианства, > против обесценивания милости. Однако, терпя этот протест > и не допуская окончательного разрыва, Церковь этот протест > обесценивала, более того, именно из него добывала оправдание > собственной обмирщенности; ведь монашеская жизнь <теперь стала > подвижническим уделом немногих, ни к чему не обяpывая> массы > церковного народа. Применимость заповедей <Христа> роковым образом > ограничили <одной определенной, обособленной группой людей>, > и из-за этого стали различать максимальную и минимальную норму > христианского послушания. Тем самым стало <возможным в ответ > на любые упреки в обмирщении Церкви> указывать на монашеский путь > внутри Церкви, рядом с которым путь более легкий оказывался > вполне <оправданным>. В итоге ссылка на раннехристианское понимание > дорогой милости, сохранявшееся монашеством в Римской Церкви, > парадоксальным образом окончательно оправдывала обмирщение Церкви. > При всём при том решающая ошибка монашества состояла не в том, что > оно - пусть во многом неверно понимая волю Иисуса - пошло > <благодатным> путем строгого <следования Христу>. Напротив, > монашество отдалилось от христианской сути, поскольку позволило > своему пути сделаться необязательным достижением немногих и тем > самым поставило его себе в особую заслугу. > Когда <во время Реформации Бог через своего слугу Мартина Лютера > возобновил> Евангелие чистой, дорогой милости, Он провел Лютера > через монастырь. Лютер был монахом. Он всё оставил и хотел идти > вслед Христу в совершенном послушании. Он отрекся от мира > и приступил к христианскому деланию. Он учился покорности Христу > и Церкви, зная, что только послушный может верить. В ответ на призыв > уйти в монастырь Лютер готов был заплатить всей своей жизнью. Но > на пути к Богу он потерпел крушение. Бог показал ему через Писание, > что <следование> Христу - это не особая заслуга избранных, > <но> божественная заповедь всем христианам. Смиренный труд > <следования> сделался в монашестве особой заслугой святых. > Самоотречение <последовавших за Христом было разоблачено> > как последнее духовное самоутверждение <набожных людей>. > Мир прорвался в самую сердцевину монашеской жизни и действовал там > самым опасным образом. Монашеское бегство от мира оказалось > на поверку утонченнейшей формой любви к миру. В этом крушении > последней надежды на праведную жизнь Лютер усмотрел милость. В крахе > монашеского мира он увидел спасающую руку Божью, протянутую > во Христе. Он усмотрел ее в вере в то, что "деянья наши все тщета > при жизни наилучшей". Дарованная ему милость обошлась ему дорого, > она сломала всё его существование. Он снова должен был отбросить > невод и пойти вслед. В первый раз, когда он пришел в монастырь, > он бросил всё, кроме себя самого, кроме своего <набожного> Я. > На этот раз было отобрано и оно. Он пошел не за своими заслугами, > а за милостью Бога. Ему не было сказано: хоть ты и согрешил, > но теперь всё прощено, оставайся впредь, где ты сейчас, и утешайся > прощением! Лютер должен был оставить монастырь и вернуться в мир > не потому, что мир будто бы сам по себе хорош и свят, а потому, что > монастырь - это тот же мир. > <.....> Совершенное послушание заповеди Иисуса нужно было > осуществлять в повседневной жизни, в повседневной работе. <....> > Самым губительным и превратным толкованием дела Лютера было бы > мнение, будто, открыв Евангелие чистой милости, Лютер провозгласил > свободу от заповедей Иисуса в мире, будто реформаторское открытие - > это канонизация мира, его оправдание прощающей милостью. <.....> > И всё же победителем в истории Реформации осталось не лютерово > понимание чистой, дорогой милости, а чуткий религиозный инстинкт > человека, приводящий туда, где милость достается дешевле всего. > Достаточно было совсем легкого, почти незаметного сдвига акцента, > чтобы сделать опаснейшее и губительнейшее дело. Лютер учил, что даже > на праведнейших путях и делах человеку не устоять перед Богом, ибо > в сущности он ищет всегда самого себя. В этом критическом положении > он ухватился за милость свободного и безусловного прощения > всех грехов в вере. При этом Лютер знал, что он сам заплатил > и платит каждый день за эту милость жизнью, ибо милость не избавила > его от хождения вслед, но впервые поставила на этот путь. Говоря > о милости, Лютер всегда имел в виду собственную жизнь, которая > только милостью и могла быть обращена к совершенному послушанию > Христу. Только так он и мог говорить о милости. Слова Лютера, что > всё творит только милость, за ним повторяли ученики - но с тем > единственным различием, что они очень скоро вычеркнули и из мыслей, > и из слов самоочевидную для Лютера вещь, а именно <следование > Христу> - то, о чём Лютеру было незачем говорить, ибо он всегда > говорил как тот, кого милость привела к самому трудному <следованию > Христу>. Так что доктрина учеников была неуязвима с точки зрения > доктрины Лютера, и всё-таки их учение стало концом и отрицанием > Реформации как откровения дорогой милости Бога на земле. > Из оправдания грешника в мире вышло оправдание греха и мира. > Из дорогой милости вышла дешевая милость без <следования Христу>. > <....> Ухватившись за прощение, он увидел в милости окончательный > радикальный отказ от своевольной жизни, и именно поэтому - первый > по-настоящему серьезный призыв <следовать за Христом>. > Соответственно милость была для него "итогом", но конечно > не человеческим, а божественным "итогом". Но этот итог потомки > превратили в принципиальную предпосылку <тех или иных соображений>. > Отсюда все беды. Если милость - это дарованный самим Христом "итог" > христианской жизни, то такая жизнь ни на мгновение не избавлена > от <следования Христу>. Но если милость - принципиальная предпосылка > моей жизни как христианина, то, значит, мне заранее дано отпущение > грехов, которые я совершаю, живя в мире. Опираясь на эту милость, > я могу грешить, да и сам мир принципиально оправдан этой милостью. > Я по-прежнему остаюсь в моем <обывательски>-мирском существовании, > всё остается по-старому, и я могу не сомневаться, что храним > милостью Божьей. Под такой милостью весь мир стал "христианским", > но само христианство под такой милостью невиданным прежде образом > превратилось в мир. Конфликт между христианской > и <обывательски-мирской> жизнью устранен. Христианская жизнь, мол, > именно в том и состоит, что я живу в мире и как мир, <ни в чём себя > от него не отделяя, даже совсем и не пытаясь - ради милости! - > отделять себя>; состоит в том, что я в известное время попадаю > из пространства мира в пространство Церкви, чтобы там удостовериться > в прощении моих грехов. От <следования Христу> я избавлен дешевой > милостью, которая должна быть жесточайшим врагом <следования > Христу>, которая должна ненавидеть и хулить подлинное хождение > вслед. Милость как предпосылка - это самая дешевая милость, милость > как итог - дорогая милость. Страшно представить, сколько зависит > от того, каким именно образом высказана и применена евангельская > истина. Слова об оправдании только милостью всё те же, но ложное > применение этих слов полностью губит их суть. > Когда Фауст, прожив жизнь в трудах познания, говорит: "Я вижу, знать > нам не дано" - то это итог и нечто совсем иное, чем те же слова, > сказанные студентом в конце первого семестра в оправдание своего > безделья (Кьеркегор). Как итог этот тезис истинен, как предпосылка - > самообман. То есть понимание нельзя отрывать от жизни, в которой > оно добыто. Лишь тот, кто <следует> Христу, отрекшись от всего, > что имел, смеет сказать, что оправдан только милостью. Сам призыв > идти вслед для него - милость, а милость - <этот призыв>. Но сам > себя обманывает тот, кто хочет, чтобы милость избавила его > от хождения вслед. [ Дитрих Бонхёффер. ХОЖДЕНИЕ ВСЛЕД Глава ДОРОГАЯ МИЛОСТЬ. www.krotov.info/library/02_b/bon/hofer_5.htm#10 (перевод: Г.М. Дашевский) Существует др. русский перевод книги: СЛЕДУЯ ХРИСТУ. (Перевод А.Копейкина) // 1992. ( Там данная глава названа "Дорогая благодать". ) ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- */Пётр и Иоанн/ отправились ... приготовили все для Пасхи. Когда настало время, апостолы с Иисусом сели за стол. - Как Мне хотелось есть эту Пасху вместе с вами до Моих страданий! - сказал им Иисус. - Говорю вам, Я не буду есть ее, пока не свершится она в Царстве Бога. Взяв чашу и произнеся молитву благодарения, Он сказал: - Возьмите ее и разделите между собой. Говорю вам, отныне не пить Мне вино - плод виноградной лозы, - пока не придет Царство Бога. Взяв хлеб и произнеся молитву благодарения, Он разломил его и дал им со словами: - Это Мое тело, которое за вас отдается. Делайте так в память обо Мне. И точно так же после ужина дал им чашу со словами: - Эта чаша - Новый Договор, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается. Но посмотрите! Рука того, кто предает Меня, на одном столе с Моей! Да, Сын человеческий идет путем, который Ему предназначен. Но горе тому человеку, который Его предает! ... Придя на место, Он сказал им: "Молитесь, чтобы устоять в испытании!" А сам отошел от них на расстояние брошенного камня и, став на колени, молился: "Отец, прошу Тебя, избавь Меня от этой чаши! Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!"* (Лк.22:13-22,40-42) * * * *Но Господь снова говорит: "Вернитесь ко Мне всем сердцем, поститесь, плачьте, рыдайте!" Разорвите свои сердца, а не одежды, вернитесь к Господу, Богу вашему! Ведь Он милостив и милосерден, терпелив, Своей любви верен, и о зле сожалеет Он. Как знать: может, Он и пожалеет, оставит после Себя благословение - хлебные приношения и возлияния Господу, Богу вашему? Трубите в рог на Сионе и объявите пост, запретите всякую работу! Соберите народ, назначьте священное собрание: созовите стариков, соберите детей, младенцев! Пусть приходит жених, оставив комнату свою, пусть невеста скорее покинет брачный чертог. Пусть священники плачут между Храмом и жертвенником. Пусть они, служители Господа, взывают: "О Господь! Смилуйся над Своим народом! Тех, кто принадлежит Тебе, не отдавай на поругание, другим племенам во власть! Не то иноплеменники скажут: "Ну и где же их Бог?" И разгорелась у Господа любовь к Его стране, и Он сжалился над Своим народом. И Господь сказал народу: "Вот, посылаю вам зерно, молодое вино, посылаю масло олив - вы получите всё в избытке. И уже не отдам вас на поругание другим племенам. (Иоиль 2:12-19, перевод: А.Графов) * * * *Мой любимый, не следуй дурному примеру, следуй доброму. Кто творит добро, тот от Бога. А кто творит зло, тот не видел Бога.* (3Ин.:11) * * * "я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю". (В.Франкл) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2382.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |