=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 23 февраля 2009 г. ст.ст., воскресенье 1-е Великого Поста. /Торжество Православия/ литургические чтения: Евр.11:24-26,30-12:2; Ин.1:43-51. > <....> Изображения, запечатлены они на бумаге или в нашей памяти, > не важны сами по себе. Они лишь немного похожи на оригинал. > Проведите параллель на более высоком уровне. Завтра утром священник > даст мне маленькое кругленькое, тонкое, холодное и безвкусное > печенье. Хорошо ли это, или плохо, что <облатка> даже приблизительно > не напоминает то, с чем она меня воссоединяет? Мне нужен Христос, > а не что-то, что Его напоминает. Мне необходима сама Х., > а не что-то, похожее на нее. По-настоящему хорошая фотография > со временем может стать ловушкой, ужасом и помехой. > Изображения, наверное, полезны, иначе они не были бы так популярны. > (Не имеет значения, существуют ли статуи и картины вне нашего > разума, или являются образными конструкциями внутри него). Лично > я считаю, что их опасность более чем очевидна. Изображения святого > становятся святыми изображениями, они сами становятся святынями. > Моя идея Бога - не идея божественности. Она должна время от времени > подвергаться сомнению. Он сам расшатывает ее. Он сам великий > иконоборец. Не является ли постоянное сомнение одним из признаков > Его существования? Прекрасный пример - <воплощение, оно> > не оставляет камня на камне от ранних идей пришествия Мессии. > Большинство людей иконоборство оскорбляет, благословенны те, кого > оно не задевает. Но то же самое происходит, когда мы творим > свои собственные молитвы. Сама реальность является иконоборческой. > Ваша земная возлюбленная даже при жизни постоянно торжествует > над вашей идеей о ней. Вы именно этого и хотите; вы хотите именно > ее, с ее сопротивлением, ее ошибками, ее недостатками, > с ее непредсказуемостью. Вот именно: живую, настоящую ее, а не ее > изображения или память о ней, мы продолжаем любить и после ее > смерти. > Но "это" пока не поддается воображению. В этом отношении она и всё > мертвые подобны Богу. В этом отношении продолжать любить ее > в какой-то мере всё равно как любить Его. И в том и в другом случае > я должен простирать руки любви - глаза любви тут не годятся - > навстречу реальности, наперекор и сквозь зыбкую фантасмагорию всех > моих размышлений, страстей и воображения. Я не должен оставаться > с самой фантасмогорией и поклоняться ей вместо Него, или любить ее > вместо Х. Не мою идею Бога, а самого Бога. Не мою идею Х., > а ее самое. Да, и также не идею соседа, а самого соседа. > Не совершаем ли мы ту же ошибку по отношению к живым, даже к людям, > находящимся рядом с нами в той же комнате? Разговариваем ли и ведем > себя, будто мы имеем дело не с самим человеком, но с его образом - > почти точным, созданным нашим воображением? И разница между истинным > и воображаемым нами человеком становится довольно разительной, > прежде мы себе в этом, наконец, признаемся. В реальной жизни > (а не в романах), если внимательно присмотреться, он в своих > высказываниях и поведении выходит из "характера", из того, что > мы называем его характером. Он всегда неожиданно выкладывает карту, > о которой мы и не подозревали. > Я полагаю, что я неправильно оцениваю окружающих на основании > того факта, что они совершают ту же ошибку по отношению ко мне. > И все мы думаем, что раскусили друг друга. > Может оказаться, что всё это время, в очередной раз, я складывал > карточный дом. Если это так, то Он снова развалит его одним щелчком. > И будет делать это каждый раз, когда сочтет необходимым. Если только > не убедится, что я неисправим, и я не окажусь в аду, где буду вечно > строить карточные дворцы, "свободный среди мертвых". [ Клайв Льюис. БОЛЬ УТРАТЫ. Наблюдения www.krotov.info/library/12_l/lyu/is_17.htm ] * * * > Момент молитвы для меня предполагает осознание, вновь пробужденное > осознание того, что и этот "реальный мир", и "реальное я" - далеко > не предельная реальность. Пока я во плоти, я не могу уйти со сцены, > отправиться за кулисы или усесться в партере. Но я могу помнить, > что такие вещи существуют. Кроме того, я способен помнить, что > под гримом выдуманного героя - клоуна или супермена - скрывается > настоящая личность с реальной жизнью. Выдуманный герой не мог бы > ходить по сцене, если бы за ним не скрывался реальный человек; если > бы настоящее и неведомое "я" не существовало, я бы даже не мог > ошибаться, думая о воображаемом "я". В молитве это подлинное "я" > пытается, наконец, высказаться от самого себя, обращаясь не к другим > актерам, а... как мне Его назвать? К Автору - Он всех нас придумал? > К Режиссеру - Он всем руководит? К Зрителю - Он смотрит спектакль > и будет судить о нём? > Я не пытаюсь убежать из пространства, времени и своего положения > твари. Задача гораздо скромнее: снова пробудить осознание > всего этого. Если получится, не нужно будет куда-то уходить. > В каждое мгновение может явиться Бог - вот святая земля, и куст > горит, не сгорая. > Конечно, здесь возможен любой успех и любой провал. Молитва > начинается со слов: "Пусть говорит подлинное "я", и пусть > оно говорит именно с Тобой". Бесчисленны уровни, на которых > мы молимся. Эмоциональной силе не всегда сопутствует духовная > глубина. Если нам страшно, мы можем молиться искренне, но честная > эмоция - иногда только страх. Один Бог способен черпать из нашей > глубины. С другой стороны, Бог всегда действует как иконоборец, > из милости сокрушая каждое наше представление о Нём. Лучший > результат молитвы - мысль "я и не подозревал... мне и в голову > не приходило". Наверное, именно в такой миг Фома Аквинский сказал > о своем богословии: "Оно - как солома". <{В 1272 году св. Фому > посетило мистическое озарение, после которого он сказал: "Больше > я ничего не могу сделать, мне открылись такие вещи, что теперь > всё написанное мною кажется мне соломой и я могу лишь ждать конца > своей жизни". Он скончался 2 года спустя.}> [ К.С.Льюис. Из книги Письма к Малькольму. (Письмо XV.) www.messia.ru/r2/1/325.htm ] * * * > Если бы не было конечной цели, высшего блага, на которое мы, хоть > подсознательно, уповаем, мы не хотели бы никаких средств, > ибо средства нужны лишь для какой-то цели. Конечно, > "цель оправдывает средства" - что же их еще оправдает? Не всякая > цель оправдывает любое средство, добрая цель не оправдывает дурных > средств; но если нет цели, разговор этот вообще бессмыслен. > Что же такое "цель"? Чего мы хотим? Именно с этого вопроса - "Что > вам надобно?" - начал Христос в Евангелии от Иоанна (Ин 1:38). Это - > требование Сократа, "познай самого себя", ибо глубинные желания > определяют нас, составляют. Христос принес нам ответ, но сперва > Он должен испытать нас вопросом. А то может статься, что Он ответит > не на те вопросы, которые мы хотим задать. > Так чего же мы хотим? Что нам нужно? Кто нам нужен? > Политик-спаситель? Звезда эстрады или экрана? Сверхчеловек? > Тогда Христос - не ответ нам. Он не оправдает наших ожиданий. > "Иисус - великий иконоборец (...). Самый поразительный пример - > воплощение - оно разбило на куски все прежние представления > о Мессии".{} Сердца наши малы для Него. Он дает нам больше, чем > мы хотим, чтобы мы захотели того, что Он даст нам. Так может, > мы хотим родиться снова, стать иными? Хотим обожения? Хотим семени, > которое прорастает совершенством? Если да, Христос - ответ нам. > На это желание Он отвечает: "Ищите и обрящете" (Мф 7:7-8; > Лк 11:9-10). Всё прочее можно искать и не найти - деньги, > удовольствие, власть, славу, здоровье, покой, успех. Только Бога > найдешь непременно. Все, кто ищет Его, Его найдут; но только те, > кто ищет. "И взыщите Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем > вашим" (Иер 29:13). > Обретение Его и есть небо; поиски - дверь туда. Без Него мы в аду, > если не ищем Его - у двери в ад. Дорога в ад вымощена не благими > намерениями, а отсутствием всяких намерений, всеми этими "Плевать > мне!" или "А ну его к черту!.." [ Питер Крифт. НЕБЕСА, ПО КОТОРЫМ МЫ ТАК ТОСКУЕМ (Пер. Н.Л.Трауберг. Глава 1.) www.krotov.info/libr_min/11_k/kri/ft_01.htm ] к апостольскому чтению: + + + вера www.messia.ru/rasylka/008/2137.htm#0 (+ссылки) + + + К.Барт: нонконформисты www.messia.ru/rasylka/007/1777.htm#0 (здесь же ссылки на материалы об иконоборческих спорах) о празднике: + протопр. Александр Шмеман: воскресенья Великого поста... www.messia.ru/rasylka/004/719.htm#0 + cвященник Александр Мень об этом дне (в кн. ТАИНСТВО, СЛОВО, ОБРАЗ) : www.krotov.info/library/13_m/myen/1_8_tso_5.htm#torgestvo + его же проповеди: : www.krotov.info/library/13_m/myen/00008.html : www.krotov.info/library/10_i/ilyu/shenko_9.htm#485 + Яков Кротов: "Торжество Православия" и Нафанаил : www.messia.ru/rasylka/004/719a.txt см. также к евангельскому чтению: + cвящ. Георгий Чистяков о встрече Нафаниила со Христом : www.messia.ru/rasylka/003/372.htm#0 + о том же - Яков Кротов : www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_45.html : www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_19.htm Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20090308/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=08-03-2009 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Благодаря вере Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона. Он предпочел делить тяготы с народом Божьим вместо того, чтобы наслаждаться временными удовольствиями греха. Оскорбления, выпавшие на долю Помазанника Божьего, он счел богатством б`ольшим, чем сокровища Египта: ведь он устремлял свой взор к будущей награде. Благодаря вере он покинул Египет, не убоявшись царского гнева - он был стоек, как человек, видящий Невидимого. Благодаря вере он установил Пасху и окропление кровью, чтобы Ангел-Губитель не тронул первенцев израильтян. ... Но ст`оит ли продолжать? У меня не хватит времени рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, а также о Самуиле и пророках. Благодаря вере они покоряли царства, вершили справедливость, добивались того, что обещал им Бог, усмиряли львов, гасили яростный огонь, спасались от острия меча, обретали силу после слабости, становились могучими в бою, разбивали войска чужеземцев. Женщины получали умерших детей воскресшими. Иных мучили до смерти, но они отказались от свободы, чтобы обрести воскресение в лучшей жизни. Другие же испытали на себе издевательства и побои, даже цепи и тюремные решетки. Их побивали камнями, перепиливали пилами, убивали мечами. Они скитались бездомные, одевались в овечьи и козьи шкуры, вели жизнь, полную лишений, гонений, страданий. Те, кого весь мир был недостоин, блуждали в пустынях, горах, пещерах и ущельях. Все они благодаря вере заслужили от Бога похвалу, но не получили обещанного. И это ради того, чтобы достичь совершенства они могли только вместе с нами, так как для нас Бог предусмотрел нечто лучшее. И раз вокруг нас такая тьма свидетелей, то нам надо снять с себя бремя цепкого греха и бежать предстоящий нам забег терпеливо и стойко, не сводя глаз с Зачинателя и Свершителя веры - Иисуса. Ради той радости, которая Ему предстояла, Он, пренебрегши позором, претерпел смерть на кресте и теперь сидит по правую руку от Престола Божьего.* (Евр.11:24-28,32-12:2) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2387.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |