|
=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога (окончание. см. предыдущий выпуск)
> А вот важное свидетельство авторитетного литургиста о. Мигеля
> Арранца по поводу крещения и оглашения в Киевской Руси:
> "Судя по древнему Евхологию, в средневековом Константинополе детей
> крестили лишь по прошествии нескольких лет после рождения, с тем
> чтобы (по совету св. Григория Назианзина/6/) они могли в какой-то
> мере понимать совершаемое над ними действо и принимать активное
> участие в чинах оглашения и крещения. Так было и на Руси в XI веке.
> Детей воцерковляли на 40-й день после рождения - через молитвы,
> которые сохранились до наших дней и которые в Московском Требнике
> (л. 9) правильно печатаются перед крещением, а не после него.
> Константинопольские рукописи не содержат теперешних молитв, читаемых
> над родившею: чин 40-го дня был посвящен исключительно младенцам.
> Также не существовало главы "како младенца крестити страха ради
> смертного", ибо этого "страха" не было, так как =непосредственно
> после воцерковления дети считались христианами= (выделено мной -
> свящ. Ф.): по определению как Евхология, так и Потребника Патриарха
> Филарета, они суть "некрещенные христиане"; здесь взрослые
> оглашенные сравниваются с младенцами, находящимися в ожидании
> крещения"./7/
> Срок оглашения перед крещением обычно занимал около двух месяцев.
> Над взрослым, переступившим порог храма с целью принятия крещения,
> читалась молитва, соответствовавшая молитве, произносившейся
> над младенцем в 40-й день после рождения - при совершении чина
> воцерковления, до его крещения. "Через эту молитву язычник вступал
> в категорию первого оглашения: он воцерковлялся"./8/ В течение
> этого периода, продолжавшегося 40 дней, предполагалась беседа
> со священником или епископом, раз в неделю. По истечении этого
> срока происходило второе оглашение, состоявшее из чтений
> запретительных молитв против дьявольских сил (каждое из запрещений
> прочитывалось 10 раз, а не однократно, как впоследствии, то есть
> занимало не один день, а 10), отрицания от сатаны и сочетания
> Христу. Само таинство Крещения обычно назначалось на Богоявление,
> Великую Субботу или Пасхальную ночь, то есть период подготовки
> к нему приходился на Великий или Рождественский посты (последний
> только начинал входить тогда в церковный календарь).
> Можно ли подумать о том, как частично в современных приходских
> условиях могла бы быть возрождена эта некогда полезная и уместная
> предкрещальная дисциплина? Ведь по-прежнему на Литургии каждый раз
> слышится ектенья "Помолитеся, оглашении, Господеви... Вернии,
> об оглашенных помолимся, да Господь помилует их... Огласит их словом
> истины... Открыет им Евангелие правды", опущенная, впрочем,
> в настоящее время у греков. Пусть не будет этого исхода оглашенных,
> как в древности, пусть не будет слушаний с продолжениями Священного
> Писания (великопостные чтения паримий из книг Бытия и Притчей, тем
> не менее, суть отражения той самой огласительной дисциплины древней
> Церкви). Но составление списков желающих принять крещение взрослых
> на каждом приходе, присутствие их на богослужениях по крайней мере
> по субботам вечерами и на воскресных Литургиях в течение 40 дней
> перед крещением и предварительная исповедь оглашаемых
> с еженедельными беседами со священником или подготовленным
> катехизатором из мирян никак не помешали бы и в наше время, что
> для большинства желающих присоединиться к святой Церкви не было бы
> "бременами неудобоносимыми". Для неопределившихся же людей в вере,
> чьи родные непременно желают, чтобы Церковь о них возносила молитвы
> в том числе и на Литургии, можно читать начальную молитву из чина
> Крещения с возложением руки священника на голову пришедшего, только
> пытающегося сделать первый пробный шаг и прибегнуть ко святому имени
> Истинного Бога: "О имени Твоем, Господи Боже истины и единороднаго
> Твоего Сына и Святаго Твоего Духа возлагаю руку мою на раба Твоего
> Н., сподобльшагося прибегнути ко святому имени Твоему и под кровом
> крил Твоих сохранитися… исполни его еже в Тя веры, надежди и любве,
> да разумеет, яко Ты еси един Бог истинный, и единородный Твой Сын,
> Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух. Даждь ему во всех
> заповедех Твоих ходити и угодная Тебе сохранити... Напиши его
> в книзе жизни Твоея, соедини его стаду наследия Твоего". Так можно
> было бы избежать накопившейся у нас формализации и условной
> символизации в приходской богослужебной практике. И о таких
> некрещеных, но инициированных сомневающихся можно было бы также
> молиться в современных приходских условиях как об оглашенных,
> оставляя их в таком состоянии на неопределенный срок. В то время
> как их более верующие близкие могли бы за них молиться в Церкви так,
> как это делается сейчас за многих номинальных "анонимных христиан"
> или "метахристиан",/9/ крещеных в Русской Православной Церкви.
> Библейский текст, сыгравший решающую роль в споре Августина
> с пелагианами, содержится в Послании к Римлянам 5:12. Павел, говоря
> об Адаме, пишет: "...как одним человеком грех вошел в мир, и грехом
> смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что
> все согрешили (eph ho pantes hemarton)". В этом месте и содержится
> главное затруднение для перевода. Последние четыре греческих слова
> были переведены на латынь выражением in quo omnes peccaverunt -
> "в ком (то есть в Адаме) все люди согрешили", и этот перевод служил
> на Западе оправданию доктрины о вине, унаследованной от Адама
> и распространившейся на всех его потомков. Но такой смысл нельзя
> было извлечь из оригинального греческого текста - византийцы же,
> разумеется, читали греческий оригинал. Оборот eph ho - сокращение
> от epi в соединении с относительным местоимением ho - можно
> перевести как "потому что", и именно такое значение принимается
> большинством современных ученых, независимо от их конфессиональной
> принадлежности. Такой перевод позволяет понять мысль Павла так:
> смерть, которая была "возмездием за грех" (Рим.6,23) для Адама, еще
> и наказание, применяемое к тем, кто, как и Адам, грешит.
> Следовательно, прегрешению Адама придается космическое значение, но
> не утверждается, что потомство Адама "виновно", как был виновен
> Адам, разве что и потомки тоже грешат, как он грешил... Eph ho,
> если этот оборот означает "потому что", является местоимением
> среднего рода; но он может пониматься и в мужском роде, если
> его отнести к непосредственно предшествующему существительному
> thanatos ("смерть"). Тогда предложение приобретает смысл,
> почти невероятный для читателя, начитанного творениями Августина,
> но именно так понимало рассматриваемую фразу - в этом не приходится
> сомневаться - большинство греческих отцов, а именно: "как грех
> пришел в мир через одного человека и смерть через грех, так смерть
> перешла на всех человеков; и по причине смерти, все человеки
> грешили..."/3/ Отсюда следует, кстати, что мнение о том, что
> в крещении смывается первородный грех, не имеет под собой серьезных
> оснований ни в Писании, ни в восточном святоотеческом предании.
> Если бы это было так, то по крещении человек становился бы
> бессмертным физически, каким Адам мог быть, если бы не согрешил.
> Преп. Иоанн Дамаскин, живший гораздо позже Августина, введшего
> само понятие первородного греха, ничего не пишет, говоря о крещении,
> в этом ключе, но делает вслед за свят. Григорием Богословом (слово
> 40, на святое Крещение) акцент на соучастии в погребении с Господом
> во оставление грехов с тем, чтобы с Ним и возродиться от тленной
> жизни для Царства Божия: "Ибо, так как Бог создал нас
> в неистление, - а когда мы преступили спасительную заповедь, осудил
> на тление смерти, чтобы зло не было бессмертным, то, снизойдя
> к рабам своим, как благоутробный, и сделавшись подобным нам,
> Он своим страданием избавил нас от тления; из святого и непорочного
> ребра Своего извел нам источник отпущения: воду для нашего
> возрождения и омытия от греха и тления, кровь же, как питье, дающее
> вечную жизнь. И Он дал нам заповеди - возрождаться водою и Духом
> при наитии на воду Святаго Духа через молитву и призывание. Ибо,
> так как человек - двусоставен - из души и тела, то Он дал и двоякое
> очищение, - водою и Духом; - Духом, возобновляющим в нас образ
> и подобие, водою, очищающею через благодать Духа тело от греха
> и избавляющего от тления; водою, представляющею образ смерти.
> Духом же, подающим залог жизни"./4/ Таков же акцент и те же образы
> присутствуют в огласительных поучениях свят. Кирилла
> Иерусалимского: "Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет,
> кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство
> Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи
> пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена
> мира крестились водой, другие во время гонений крестились
> собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением,
> говоря: +можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже
> Аз крещаюся, креститися+ (Мк.10,38)? И мученики сознают это,
> становясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты
> со временем познаешь, но сейчас еще не время тебе слышать это...
> С грехами сходишь ты на воду, но благодатное призывание,
> запечатлевшее душу твою, уже не попустит быть тебе быть поглощенным
> страшным драконом. Сойдя мертвым из-за грехов, восходишь
> оживотворенным через правду. Ибо, если ты сделался сообразным
> +подобию смерти+ (Рим.6,5) Спасителя, то удостоишься и воскресения.
> Поскольку Иисус, восприняв на Себя грехи вселенной, умер, чтобы,
> умертвив грех, воскресить тебя правдою, то ты, сойдя <в> воду
> и некоторым образом погребшись в ней, как Он во гробе каменном,
> восстаешь снова, чтобы ходить +во обновлении жизни+ (Рим.6,4)./5/
> /3/ Прот. Иоанн Мейендорф. "Византийское богословие";
> Минск, 2001, с. 207-208
> /4/ Преп. Иоанн Дамаскин. "Точное изложение", книга 4, гл. 9
> /5/ "Слово огласительное", 3:7,9
> /6/ Автор дает ссылку на "Патрологию" Миня. Очевидно, имеются
> в виду следующие слова святителя: "Возразят: "Пусть
> всё это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения.
> Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют
> ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их?" -
> Непременно, если близится опасность. Ибо лучше
> без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным
> и несовершенным. Доказательством этому служит
> восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном
> смысле было некоторой печатью и совершалось
> над неполучившими еще употребления разума, а также
> помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее
> первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое:
> дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько
> позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное
> и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же
> запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим
> таинством совершения. Причина же этому следующая:
> хотя дети тогда начинают подлежать ответственности
> за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они
> Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается
> с них по причине возраста), однако же оградиться им
> Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине
> внезапно встречающихся с ними и никакими способами
> не предотвращаемых опасностей" (Слово 40, на святое
> Крещение).
> /7/ М. Арранц, "Чин оглашения и крещения в Древней Руси",
> "Символ", N 19, 1988.
www.krotov.info/libr_min/01_a/ara/nz_02.htm
> /8/ Там же.
> /9/ Выражение "анонимные христиане" принадлежит о. Сергию
> Желудкову (Сборник "Христианство и атеизм", переписка
> с Кронидом Любарским).
www.krotov.info/library/07_zh/zhel/udkov_07.htm
> Термин "метахристиане" предложен в так наз. "Карианской
> типологии христиан" для обозначения большинства де-факто
> крещеных, но невоцерковленных и несведущих в вопросах
> христианской догматики хотя бы на уровне Символа Веры,
> либо имеющих свои собственные убеждения, отличные
> от церковного вероучения: "Люди, связывающие себя с некой
> христианской традицией (как правило, с той конфессией,
> которая наиболее известна на данной территории). Их доля
> в средней европейской стране составляет около 30%.
> У каждого из них, как правило, свое представление
> о христианстве (как учении и мировоззрении).
> Это представление основано на разрозненных исторических
> и культурологических (в т.ч. фольклорных) источниках
> (так, многие знают народные приметы, связанные с датами
> церковных праздников). Обычно они имеют слабое
> представление о церковном учении и догматах, а также
> о содержании Библии: знают несколько из десяти заповедей
> и три-четыре афоризма из Нового завета: "Бог есть
> любовь", "Не судите, да не судимы будете" и т.п.
> Некоторые наоборот хорошо знакомы с библейскими
> источниками, а также с нехристианской исторической,
> философской и эзотерической литературой (и понимают
> под христианством свои философско-этические воззрения,
> сформированные осмыслением такой литературы).
> Соответственно, они, как правило, довольно равнодушны
> к инициативам церкви в социально-политической сфере".
[ Свящ. Филипп Парфёнов.
"Крещеная вера" в современном варианте:
Трудности катехизации перед крещением
www.krotov.info/lib_sec/16_p/par/fenov_f.htm#3 ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
-----------------------------------------------------------------
| Буду благодарен за материальную поддержку проекта. |
| Как это можно сделать, описано на странице |
| www.messia.ru/pomoch.htm . |
-----------------------------------------------------------------
--
Желаю всяческих успехов!
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
Иисус сказал:
'Когда увидите "кощунственную мерзость" /
там, где ей быть не д`олжно ...
тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы;
кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом; /
кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом.
Г`оре беременным и кормящим грудью в те дни! /
Мол`итесь, чтобы не случилось это зимой.
Будут те дни полны такой скорби, /
какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог, /
доныне не было и не будет!
И если бы Господь не сократил тех дней, /
ничто живое не спаслось бы.
Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал, / Он сократил те дни.
Если вам скажут тогда: /
"Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" - / не верьте!
Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки, /
знаки явят и чудеса, /
чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных.
Но вы будьте бдительны - / Я всё вам сказал заранее'.
(Мк.13:14-23 - еванг. чт-е вторника)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2514.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|
|||||
|
|
|||||