=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога (окончание. см. предыдущий выпуск) > А вот важное свидетельство авторитетного литургиста о. Мигеля > Арранца по поводу крещения и оглашения в Киевской Руси: > "Судя по древнему Евхологию, в средневековом Константинополе детей > крестили лишь по прошествии нескольких лет после рождения, с тем > чтобы (по совету св. Григория Назианзина/6/) они могли в какой-то > мере понимать совершаемое над ними действо и принимать активное > участие в чинах оглашения и крещения. Так было и на Руси в XI веке. > Детей воцерковляли на 40-й день после рождения - через молитвы, > которые сохранились до наших дней и которые в Московском Требнике > (л. 9) правильно печатаются перед крещением, а не после него. > Константинопольские рукописи не содержат теперешних молитв, читаемых > над родившею: чин 40-го дня был посвящен исключительно младенцам. > Также не существовало главы "како младенца крестити страха ради > смертного", ибо этого "страха" не было, так как =непосредственно > после воцерковления дети считались христианами= (выделено мной - > свящ. Ф.): по определению как Евхология, так и Потребника Патриарха > Филарета, они суть "некрещенные христиане"; здесь взрослые > оглашенные сравниваются с младенцами, находящимися в ожидании > крещения"./7/ > Срок оглашения перед крещением обычно занимал около двух месяцев. > Над взрослым, переступившим порог храма с целью принятия крещения, > читалась молитва, соответствовавшая молитве, произносившейся > над младенцем в 40-й день после рождения - при совершении чина > воцерковления, до его крещения. "Через эту молитву язычник вступал > в категорию первого оглашения: он воцерковлялся"./8/ В течение > этого периода, продолжавшегося 40 дней, предполагалась беседа > со священником или епископом, раз в неделю. По истечении этого > срока происходило второе оглашение, состоявшее из чтений > запретительных молитв против дьявольских сил (каждое из запрещений > прочитывалось 10 раз, а не однократно, как впоследствии, то есть > занимало не один день, а 10), отрицания от сатаны и сочетания > Христу. Само таинство Крещения обычно назначалось на Богоявление, > Великую Субботу или Пасхальную ночь, то есть период подготовки > к нему приходился на Великий или Рождественский посты (последний > только начинал входить тогда в церковный календарь). > Можно ли подумать о том, как частично в современных приходских > условиях могла бы быть возрождена эта некогда полезная и уместная > предкрещальная дисциплина? Ведь по-прежнему на Литургии каждый раз > слышится ектенья "Помолитеся, оглашении, Господеви... Вернии, > об оглашенных помолимся, да Господь помилует их... Огласит их словом > истины... Открыет им Евангелие правды", опущенная, впрочем, > в настоящее время у греков. Пусть не будет этого исхода оглашенных, > как в древности, пусть не будет слушаний с продолжениями Священного > Писания (великопостные чтения паримий из книг Бытия и Притчей, тем > не менее, суть отражения той самой огласительной дисциплины древней > Церкви). Но составление списков желающих принять крещение взрослых > на каждом приходе, присутствие их на богослужениях по крайней мере > по субботам вечерами и на воскресных Литургиях в течение 40 дней > перед крещением и предварительная исповедь оглашаемых > с еженедельными беседами со священником или подготовленным > катехизатором из мирян никак не помешали бы и в наше время, что > для большинства желающих присоединиться к святой Церкви не было бы > "бременами неудобоносимыми". Для неопределившихся же людей в вере, > чьи родные непременно желают, чтобы Церковь о них возносила молитвы > в том числе и на Литургии, можно читать начальную молитву из чина > Крещения с возложением руки священника на голову пришедшего, только > пытающегося сделать первый пробный шаг и прибегнуть ко святому имени > Истинного Бога: "О имени Твоем, Господи Боже истины и единороднаго > Твоего Сына и Святаго Твоего Духа возлагаю руку мою на раба Твоего > Н., сподобльшагося прибегнути ко святому имени Твоему и под кровом > крил Твоих сохранитися… исполни его еже в Тя веры, надежди и любве, > да разумеет, яко Ты еси един Бог истинный, и единородный Твой Сын, > Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух. Даждь ему во всех > заповедех Твоих ходити и угодная Тебе сохранити... Напиши его > в книзе жизни Твоея, соедини его стаду наследия Твоего". Так можно > было бы избежать накопившейся у нас формализации и условной > символизации в приходской богослужебной практике. И о таких > некрещеных, но инициированных сомневающихся можно было бы также > молиться в современных приходских условиях как об оглашенных, > оставляя их в таком состоянии на неопределенный срок. В то время > как их более верующие близкие могли бы за них молиться в Церкви так, > как это делается сейчас за многих номинальных "анонимных христиан" > или "метахристиан",/9/ крещеных в Русской Православной Церкви. > Библейский текст, сыгравший решающую роль в споре Августина > с пелагианами, содержится в Послании к Римлянам 5:12. Павел, говоря > об Адаме, пишет: "...как одним человеком грех вошел в мир, и грехом > смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что > все согрешили (eph ho pantes hemarton)". В этом месте и содержится > главное затруднение для перевода. Последние четыре греческих слова > были переведены на латынь выражением in quo omnes peccaverunt - > "в ком (то есть в Адаме) все люди согрешили", и этот перевод служил > на Западе оправданию доктрины о вине, унаследованной от Адама > и распространившейся на всех его потомков. Но такой смысл нельзя > было извлечь из оригинального греческого текста - византийцы же, > разумеется, читали греческий оригинал. Оборот eph ho - сокращение > от epi в соединении с относительным местоимением ho - можно > перевести как "потому что", и именно такое значение принимается > большинством современных ученых, независимо от их конфессиональной > принадлежности. Такой перевод позволяет понять мысль Павла так: > смерть, которая была "возмездием за грех" (Рим.6,23) для Адама, еще > и наказание, применяемое к тем, кто, как и Адам, грешит. > Следовательно, прегрешению Адама придается космическое значение, но > не утверждается, что потомство Адама "виновно", как был виновен > Адам, разве что и потомки тоже грешат, как он грешил... Eph ho, > если этот оборот означает "потому что", является местоимением > среднего рода; но он может пониматься и в мужском роде, если > его отнести к непосредственно предшествующему существительному > thanatos ("смерть"). Тогда предложение приобретает смысл, > почти невероятный для читателя, начитанного творениями Августина, > но именно так понимало рассматриваемую фразу - в этом не приходится > сомневаться - большинство греческих отцов, а именно: "как грех > пришел в мир через одного человека и смерть через грех, так смерть > перешла на всех человеков; и по причине смерти, все человеки > грешили..."/3/ Отсюда следует, кстати, что мнение о том, что > в крещении смывается первородный грех, не имеет под собой серьезных > оснований ни в Писании, ни в восточном святоотеческом предании. > Если бы это было так, то по крещении человек становился бы > бессмертным физически, каким Адам мог быть, если бы не согрешил. > Преп. Иоанн Дамаскин, живший гораздо позже Августина, введшего > само понятие первородного греха, ничего не пишет, говоря о крещении, > в этом ключе, но делает вслед за свят. Григорием Богословом (слово > 40, на святое Крещение) акцент на соучастии в погребении с Господом > во оставление грехов с тем, чтобы с Ним и возродиться от тленной > жизни для Царства Божия: "Ибо, так как Бог создал нас > в неистление, - а когда мы преступили спасительную заповедь, осудил > на тление смерти, чтобы зло не было бессмертным, то, снизойдя > к рабам своим, как благоутробный, и сделавшись подобным нам, > Он своим страданием избавил нас от тления; из святого и непорочного > ребра Своего извел нам источник отпущения: воду для нашего > возрождения и омытия от греха и тления, кровь же, как питье, дающее > вечную жизнь. И Он дал нам заповеди - возрождаться водою и Духом > при наитии на воду Святаго Духа через молитву и призывание. Ибо, > так как человек - двусоставен - из души и тела, то Он дал и двоякое > очищение, - водою и Духом; - Духом, возобновляющим в нас образ > и подобие, водою, очищающею через благодать Духа тело от греха > и избавляющего от тления; водою, представляющею образ смерти. > Духом же, подающим залог жизни"./4/ Таков же акцент и те же образы > присутствуют в огласительных поучениях свят. Кирилла > Иерусалимского: "Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, > кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство > Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи > пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена > мира крестились водой, другие во время гонений крестились > собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, > говоря: +можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже > Аз крещаюся, креститися+ (Мк.10,38)? И мученики сознают это, > становясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты > со временем познаешь, но сейчас еще не время тебе слышать это... > С грехами сходишь ты на воду, но благодатное призывание, > запечатлевшее душу твою, уже не попустит быть тебе быть поглощенным > страшным драконом. Сойдя мертвым из-за грехов, восходишь > оживотворенным через правду. Ибо, если ты сделался сообразным > +подобию смерти+ (Рим.6,5) Спасителя, то удостоишься и воскресения. > Поскольку Иисус, восприняв на Себя грехи вселенной, умер, чтобы, > умертвив грех, воскресить тебя правдою, то ты, сойдя <в> воду > и некоторым образом погребшись в ней, как Он во гробе каменном, > восстаешь снова, чтобы ходить +во обновлении жизни+ (Рим.6,4)./5/ > /3/ Прот. Иоанн Мейендорф. "Византийское богословие"; > Минск, 2001, с. 207-208 > /4/ Преп. Иоанн Дамаскин. "Точное изложение", книга 4, гл. 9 > /5/ "Слово огласительное", 3:7,9 > /6/ Автор дает ссылку на "Патрологию" Миня. Очевидно, имеются > в виду следующие слова святителя: "Возразят: "Пусть > всё это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения. > Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют > ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их?" - > Непременно, если близится опасность. Ибо лучше > без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным > и несовершенным. Доказательством этому служит > восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном > смысле было некоторой печатью и совершалось > над неполучившими еще употребления разума, а также > помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее > первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: > дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько > позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное > и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же > запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим > таинством совершения. Причина же этому следующая: > хотя дети тогда начинают подлежать ответственности > за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они > Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается > с них по причине возраста), однако же оградиться им > Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине > внезапно встречающихся с ними и никакими способами > не предотвращаемых опасностей" (Слово 40, на святое > Крещение). > /7/ М. Арранц, "Чин оглашения и крещения в Древней Руси", > "Символ", N 19, 1988. www.krotov.info/libr_min/01_a/ara/nz_02.htm > /8/ Там же. > /9/ Выражение "анонимные христиане" принадлежит о. Сергию > Желудкову (Сборник "Христианство и атеизм", переписка > с Кронидом Любарским). www.krotov.info/library/07_zh/zhel/udkov_07.htm > Термин "метахристиане" предложен в так наз. "Карианской > типологии христиан" для обозначения большинства де-факто > крещеных, но невоцерковленных и несведущих в вопросах > христианской догматики хотя бы на уровне Символа Веры, > либо имеющих свои собственные убеждения, отличные > от церковного вероучения: "Люди, связывающие себя с некой > христианской традицией (как правило, с той конфессией, > которая наиболее известна на данной территории). Их доля > в средней европейской стране составляет около 30%. > У каждого из них, как правило, свое представление > о христианстве (как учении и мировоззрении). > Это представление основано на разрозненных исторических > и культурологических (в т.ч. фольклорных) источниках > (так, многие знают народные приметы, связанные с датами > церковных праздников). Обычно они имеют слабое > представление о церковном учении и догматах, а также > о содержании Библии: знают несколько из десяти заповедей > и три-четыре афоризма из Нового завета: "Бог есть > любовь", "Не судите, да не судимы будете" и т.п. > Некоторые наоборот хорошо знакомы с библейскими > источниками, а также с нехристианской исторической, > философской и эзотерической литературой (и понимают > под христианством свои философско-этические воззрения, > сформированные осмыслением такой литературы). > Соответственно, они, как правило, довольно равнодушны > к инициативам церкви в социально-политической сфере". [ Свящ. Филипп Парфёнов. "Крещеная вера" в современном варианте: Трудности катехизации перед крещением www.krotov.info/lib_sec/16_p/par/fenov_f.htm#3 ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение" редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- Иисус сказал: 'Когда увидите "кощунственную мерзость" / там, где ей быть не д`олжно ... тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы; кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом; / кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом. Г`оре беременным и кормящим грудью в те дни! / Мол`итесь, чтобы не случилось это зимой. Будут те дни полны такой скорби, / какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог, / доныне не было и не будет! И если бы Господь не сократил тех дней, / ничто живое не спаслось бы. Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал, / Он сократил те дни. Если вам скажут тогда: / "Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" - / не верьте! Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки, / знаки явят и чудеса, / чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных. Но вы будьте бдительны - / Я всё вам сказал заранее'. (Мк.13:14-23 - еванг. чт-е вторника) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2514.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |