=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
Продолжаем серию выпусков о Символе веры. ( См. www.messia.ru/rasylka/010/2525.htm#0 и www.messia.ru/rasylka/010/2527.htm#0 .)
> Во единого Бога Отца...
> +Верую во единого Бога+. Это исповедание единого Бога есть начало > всех начал, основа всех основ христианства. Христианство вошло > в мир, в котором царило многобожие. Ибо дохристианский человек > "богом" называл и обожествлял природу, то есть многообразие > действующих в ней сил. "Мир полон богов", — сказал греческий философ > Фалес, и это в переводе на теперешний язык означало, что в мире > действует множество сил и "законов".
> Христианство своею проповедью, своим исповеданием единого Бога > восставало против обожествления мира. Единый Бог — это значит, что > все силы, вся жизнь, все "законы", всё то, что живет в мире, и сам > мир — от Бога, но не Бог. Язычество, многобожие чувствовало > Божественный источник мира, но не знало Бога. Его "боги" были всего > лишь отображением самого мира. Отсюда в многобожии — соперничество > "богов", отсюда идолопоклоннический, магический характер язычества.
> Поэтому провозгласить, исповедать единого Бога — значит утвердить > примат духовного, высшего бытия, которое одно способно явить смысл > каждого явления жизни.
> И сразу же Символ веры называет этого единого Бога +Отцом+. +"Верую > во единого Бога Отца..."+ Ибо если слово "Бог" означает абсолютную > высоту Божества, Его абсолютное превосходство над миром, опыт Бога > как Высшего, Недостижимого, Другого, то именование Бога Отцом > утверждает не только связь Бога с миром, но и такую связь, сущность > которой в любви, близости и заботе. Если христианство отвергает > многобожие и провозглашает Бога как абсолютное бытие, то с такой же > силой отвергает и то восприятие Бога, которое называется +деизмом+. > Это понимание Бога как "причины", или, по знаменитой аналогии > Вольтера, как +Часовщика+, создавшего сложный механизм, приведшего > его в движение, но в самом движении уже не участвующего.
> Именно такое — отвлеченное, чисто философское — понимание Бога > и отвергается в именовании Его Отцом. Отец дарует жизнь, > но продолжает любить Свое создание, заботиться о нём, участвовать. > Про Бога сказано в Евангелии, что "<Он есть любовь>". И потому > в этом именовании Бога Отцом уже заложена, уже выражена и наша > ответная к Нему любовь, наше доверие, наше любовное, сыновнее > Ему послушание.
> Назвав Бога +Отцом+, Символ веры исповедует Его и +<Вседержителем>+. > "Верую... в Бога Отца. +Вседержителя+". Словом этим выражаем > свою веру в то, что Бог, Которого называем мы Отцом, содержит > в Своем Промысле — всю жизнь, или, лучше сказать, что всё в мире — > Его, всё от Него, всё живет Им.
> Ни на что не положило христианство столько усилий, как на борьбу > с так называемым +дуализмом+, с верой многих <...> религий > в существование двух начал: светлого и темного, хорошего и злого. > Дуализм возник из опыта страдания, зла, уродства, царствующих > в мире. Поскольку же страдание, зло, в понимании дуалистов, — > от материи, то от нее нужно бежать в чистую духовность. "Материя" — > от зла, она есть зло... Далее мы еще будем говорить о том, > как понимает христианство зло, разлитое в мире, созданном Благим > и Светлым Богом. Сейчас подчеркнем только, что понимание это > исключает какой бы то ни было дуализм.
> Мир создан любовью. И если отпадает от любви, то это именно падение, > а не сущность мира.
> И, наконец, исповедует Символ веры Бога Отцом, Вседержителем > и +"Творцом неба и земли, видимого же всего и невидимого"+. > Мир сотворен, источник его в Боге. Он не сам из себя, не случайное > сцепление клеточек, не абсурд. Он осмыслен, у него есть начало > и есть цель, и всё в нём отнесено к высшей Божественной мудрости: > небо и земля, видимое и невидимое. "И увидел, что это хорошо..." > Этим исповеданием отвергаются всякое упрощенное понимание мира, > всякое сведение его к чистой "объективности". Созданный Богом мир > отражает Божественную мудрость, Божественную красоту, Божественную > истину. Всё от Бога, всё пронизано высшим смыслом — и в этом, как > мы увидим дальше, — и радость, но и трагизм мира и жизни в нём.
[ свящ. Александр Шмеман. Опубликовано: Воскресные беседы // М.: "Паломник", 2002. www.missionerdona.ru/content/view/181/91/#_ftn3 ]
см. также: + + + Единственный Бог Отец (Я.Кротов, А.Мень) www.messia.ru/r2/4/a03_023.htm#0 + + + Бог Всемогущий (по кн. К.Барта) www.messia.ru/r2/4/a04_042.htm#0 + + + Бог — Отец (К.Барт, А.Мень) www.messia.ru/r2/3/a06_042a.htm#0 + + + К.Барт: Бог всемогущий www.messia.ru/r2/3/a07_057.htm#0 + + + ВСЕМОГУЩЕСТВО в СЛОВАРе БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ www.krotov.info/spravki/temy/m/moguschest.htm + + + игумен Михаил Ван Парейс. Всемогущество Божие и человеческая свобода: святоотеческий подход. Бог - Отец и Вседержитель у Отцов-каппадокийцев www.kiev-orthodox.org/site/theology/1364/ + + + митрополит
Иоанн (Зизиулас).ОТЕЦ КАК ПРИЧИНА: личностность,
порождающая инаковость
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- Господи, крестом убивый льстиваго, От прелести его избави мя, согрешающаго и прельщаема, И постом очистив мя, даждь ми Твоя хотения совершити, Яко да вижду, Владыко, радуяся, честныя страсти Твоя. (из Постной Триоди) * * * Не
Премудрость ли это зовет, На вершине холма над дорогой, / на перепутье она сто`ит; у
ворот городских взывает, - А теперь послушайте
меня, дети: Слушайте наставление
- и будете мудры, Блажен, кто слушает меня, с двери моей глаз не сводит. Кто обрел
меня - обрел жизнь А кто против меня, сам себя губит: ненавидеть меня - значит любить смерть. *Премудрость
построила себе дом, приготовила мяса и пряных вин, / накрыла на стол. И
послала служанок возглашать - Простаки, обратитесь ко мне! Несмышленым она сказала: - Приходите, ешьте мои яства, / пейте пряные мои вина! Распрощайтесь
с невежеством - и будете жить, Поправишь наглеца - не миновать оскорбления, упрекнешь нечестивца - лишь себе на позор. Не упрекай наглеца, а не то возненавидит тебя, упрекай мудреца, и он тебя полюбит. Мудрого наставь - он станет еще мудрее, научи праведного - еще разумнее будет. Господа бояться - вот начало мудрости, Его святость познавать - вот в чём разум! Со
мной, Премудростью, продлятся твои дни *Если ты мудр, твоя мудрость служит тебе, если нагл - сам же и пострадаешь.* (Пр.8:1-3,32-9:11, нов.пер. РБО - чтение вторника) *********************************************
HTML-версия в архиве -> messia.ru/rasylka/010/2530.htm#0 Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
********* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru | |||||
|
| ![]() |