=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 17 мая 2010 г. ст.ст., воскресенье 1-е по Пятидесятнице. День Всех святых. литургические чтения: Евр.11:33-12:2;
С праздником!
> Большое место в благочестии православия (так же как и католичества) > занимает почитание святых. Святые являются нашими молитвенниками > и покровителями в небесах и поэтому живыми и деятельными членами > Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, > внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным > облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает > к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, > которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, как думают > протестанты, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем > служении Христу и нашем общении с Ним. Иногда делают сближение между > почитанием святых и языческим культом героев или полубогов, > приравнивая это почитание языческому многобожию. Однако > эта параллель вовсе не так соблазнительна, как это кажется. > Язычество, наряду с суевериями и заблуждениями, могло содержать > в себе важные предвестия, "сень грядущего", которое могло быть, > по причинам божественной педагогии, ради домостроительства > ветхозаветной церкви, оставаться даже ей неведомым. Сюда относится > и почитание православных человеков, "полубогов", > а в действительности богов по благодати, которое было ведомо > язычеству, но не ведомо ветхозаветному иудейству. Для него здесь > было бы непосильное искушение отклониться к политеизму от строгого > монотеизма, в котором воспитываемо было избранное племя. Лишь после > пришествия Христа, непереходимое расстояние между Христом и теми, > которые Христовы (Гал.5,24), так же как и близость их к Нему, стали > ясны. +Догматическое+ основание для почитания святых в этой связи > именно и заключается. Церковь есть тело Христово, и спасающиеся > в Церкви получают силу и жизнь Христову, <обоживаются>, становятся > "богами по благодати", сами являются христами во Христе Иисусе. > Хоть удел человеческий определится окончательно лишь на Страшном > суде Христовом, однако уже на так называемом предварительном суде, > который совершается после смерти для каждого человека, становится > ясно предназначение к славе и венец святости. Он горит уже на челе > угодника Божьего даже и при жизни его, ибо суд есть лишь очевидное > раскрытие его действительного состояния. "Жизнь вечная" в Боге > начинается еще здесь, в волнах времени, +которое имеет глубину > вечности+, но по исшествии же из мира она становится определяющим > началом бытия. Основание для такого прославления видится > православием не в том, чтобы святые совершили такие особенные > заслуги пред Богом, должные и сверхдолжные дела, за которые бы они > по праву имели приять от Бога должную мзду и которыми они могли бы > еще делиться с неимущими. Подобное горделивое представление > ставило бы их, действительно, в ряд полубогов, +утверждающихся > своей ветхозаветной самоправедностью+. Святые суть те, кто подвигом > своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе > свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ, чем и привлекли > к себе изобильную благодать Божию. В этом очищении сердца подвигом > души и тела вообще и заключается путь спасения каждого человека, > в которого вселяется Христос: "не я живу, но живет во мне Христос" > (Гал.2,20), по слову Господню: "кто любит Меня, тот соблюдает слово > Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него > сотворим" (Ио.14,23). На этом пути спасения есть +количественные+ > различия между людьми, которые переходят в качественные, становятся > определяющими для вечной судьбы человека. +За этим порогом+ > совершается уже его спасение, как решительное самоопределение, > и начинается благодатное возрастание, для каждого человека > соответственно его личному образу и типу его духовной личности. > Святость столь же многообразна, как и человеческие индивидуальности. > Подвиг святости всегда имеет в себе индивидуально-творческий > характер. Церковь знает разные чины святости, или духовные образы > спасения: пророки, апостолы, мученики, святители, вселенские > учители, преподобные иноки, воины и цари, врачи и бессребренники, > и этот перечень не имеет, конечно, исчерпывающего характера: разные > эпохи (а в том числе и наша) находят, наряду с ранее > существовавшими, и свой особый лик святости. Притом, не все святые > ведомы миру, есть такие, которых Господь заключил в безвестность. > Есть праздник +всех святых+, когда творится память, во-первых, > всех святых в их +единении+, а во-вторых, и всех святых, не только > прославленных, но и непрославленных.
> Итак, +достигнутая святость+ означает, прежде всего, +выход+ > из состояния неопределенности к победе, чем освобождаются силы > для деятельной, молитвенной любви. Святые могут помогать нам > не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретаемой ими духовной > свободы в любви, которая достигается их подвигом. Она дает им силу > предстательства пред Богом в молитве, а также и в деятельной любви > к людям. Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать > Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, > помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои. > Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви > не в качестве подвига для своего спасения, которое уже совершено, > но, действительно, для помощи в спасении других собратий. И мера > силы этого деятельного участия соответственна мере духа и величию > его подвига: "Звезда бо от звезды разнствует во славе" (1Кор.15,41). > Странным предубеждением в протестантизме является то, что в нём > отвергается всякое различие в достижениях святости, противоречащее > даже нашей повседневной практической очевидности. Пред величием > и спасающей силой искупительной жертвы Христовой, конечно, не знают > личных различий члены человеческого рода, заключенного в первородном > грехе (и даже Пречистая Дева, вместе с ним, свидетельствует о "Боге, > Спасе Моем" (Лк.1,47)). Но это равенство отнюдь не отменяет различия > в образе усвоения спасения. И если люди не все равны при усвоении > даже естественных человеческих дарований, им сообщаемых (напр. > в области науки, искусства, практических навыков), то тем более > в своей духовной жизни. Подвиг духовный есть творческое усилие > человека ради стяжания Св. Духа. Он совершается человеческой > свободой от греха, которая подается человеку чрез усвоение > искупительной жертвы. И если бы человек в отношении к нему оставался > в состоянии пассивного безразличия, то и разделение на овец и козлищ > (как бы ни понимать этот образ) на Страшном Суде не имело бы места, > но оно включает в себя и предполагает и все предшествующие различия > в святости. Существование святых в Церкви не только возможно, > но и необходимо для нас. Каждая душа должна иметь личное предстояние > Христу, свой личный с Ним разговор, свою личную жизнь во Христе, > и между ею и Христом в +этом+ нет и не может быть никакого > посредства, как нет его в общении евхаристическом: каждый человек > здесь принимает тело и кровь Христовы и таинственно соединяется > с Ним. Но это непосредственное общение не исключает > и посредственного, и личное предстояние души Христу не означает > ее одинокости в этом. Сыны человеческие, принадлежа к единому > человеческому роду, никогда не могут и не должны замыкаться > в отъединении своем. И Христу, научившему нас взывать: +Отче наш+, > мы предстоим +вместе+ о своими братьями, насколько они находятся > в этом общении, т.е. прежде всего со святыми. Это и есть "общение > святых", communio sanctorum. Как одиноко и пусто в храме, > из которого вынесены иконы святых, знаменующие их благодатное > присутствие. Вместе с этими голыми стенами обнажается и наша бедная > душа. Но сознание, что святые молятся с нами и за нас Христу, > побуждает нас включать в это моление и обращение к ним об их молитве > и помощи; в молитве ко святым расширяется душа наша. Мы испытываем > одновременно и самую непосредственную близость общения с Христом, но > и страх и трепет пред Божеским величием нашего Судии и Господа. > Для нас естественно и нужно сокрыться от этого величия, растворить > его трепетность для нас прибеганием под кров Пречистой Владычицы > и святых, как ангелов и человеков, ибо они принадлежат к нашему > роду, с ними мы можем говорить на языке человеческой немощи, > а вместе и любви, чувствуя себя духовно плечо к плечу с ними > пред страшным престолом Господним. Молясь святым, мы в сущности > молимся Христу в Его Церкви, Телу Христову, Его человечеству. > Конечно, из этого следует, что при почитании святых в молитвах к ним > должна быть соблюдена известная внутренняя духовная перспектива > и соотношение, в силу которого не умалялось бы для нас > и не заслонялось величие Христово и наша жизнь в Нём, а чрез Него > и во Св. Троице. Это соотношение дается церковным самосознанием, > хотя и нельзя отрицать, что при наличии религиозной темноты > и суеверия оно может быть практически нарушаемо в сторону многобожия > и языческого "синкретизма", на почве которого мирно уживаются > с христианством пережитки язычества. Но оно не коренится в самом > существе почитания святых. Напротив, отрицающие его терпят большой > духовный ущерб, и хотя остаются со Христом, однако повреждаются > в своем отношении к Нему. Они обрекаются на духовную безродность, > остаются без духовного рода и племени, без отцов и братьев > во Христе. Они одиноко, и каждый за себя, не зная и не ища для себя > примера и ободрения, проходят путь своего спасения. Конечно, > фактически и здесь это не выполняется так последовательно, и святые > Церкви здесь заменяются авторитетом и примером своих первоучителей, > хотя бы апостолов. Но от них только учатся, но с ними и к ним > не молятся, ибо совместная молитва с отшедшими осуществима лишь > чрез молитву к ним.
> Как узнаёт Церковь о тайне суда Божия, прославляющего святых? > Иными словами, как совершается прославление святых? По существу > на этот вопрос следует ответить так, что так или иначе > оно становится самоочевидно для Церкви, ибо свидетельствуется > особыми знамениями, различествующими в разных случаях (чудеса, > нетление мощей, главное же, ощутительная благодатная помощь). > Церковная власть своим актом только свидетельствует > эту самоочевидность, которая есть дело соборного самосознания > Церкви, и узаконяет почитание святых. Это прославление (местное > или общее) фактически предшествует <формальной> канонизации и лишь > подтверждается ею. В православии для этого акта не установлено > такой законченной формы канонизационного процесса, какую он имеет > в католичестве. Он совершается актом <соответствующей> церковной > власти, вселенской или поместной. Святость не оскудевает в Церкви, > которая знает избранных святых во все времена своего существования. > Величайшим святым нового времени в русской Церкви является > преподобный Серафим Саровский. Бесчисленные мученики и исповедники > Христовой веры, замученные и убиенные во время гонения на веру > в современной России начиная с 1917 года, которое не имеет > себе равного в истории, своею кровию прославляют Господа, > но святость их еще остается сокровенна, и прославление многих из них > предстоит будущему. Будущее же явит и новые образы святости, > соответствующие жизни современной эпохи, и, верим, увенчает ореолом > святости и человеческое творчество во имя Христово.
> В силу почитания святых чтутся и их честнЫе останки, напр., > св. мощи. Иногда телесное нетление даже почитается признаком > святости (и наоборот). Однако это нетление и не составляет > общего правила, и совсем не необходимо для прославления в святости. > Тем не менее останки святых, если они сохранились (что имеет место > далеко не во всех случаях), пользуются особым почитанием; > в частности, частицы мощей полагаются в антиминсе, на котором > совершается литургия (в память того, что в первенствующей Церкви > она совершалась на мощах мучеников). Догматически почитание мощей > (наряду с иконами святых) основывается на вере в особую связь > Духа Святого с его телесными останками, которая не разрушается > и смертью. Последняя ограничивает свою силу относительно святых, > которые не вполне оставляют душою свое тело, но имеют особое > духовное благодатное присутствие в своих мощах, даже в самомалейшей > их частице. Мощи есть уже тело, предпрославленное ранее всеобщего > воскресения, хотя еще и ждущее его. Оно подобно состоянию тела > Господа во гробе, которое, хотя и было мертво, оставленное душою, > однако не было оставляемо Божественным Его духом, но еще ожидало > своего воскресения.
> Каждый день церковного года освящается памятью святых, которым > воздается в богослужениях данного дня особое молитвенное почитание. > Жизнеописания святых представляют собой неоценимый источник > христианского назидания, одинаково, как в восточной, так и западной > Церкви. Святые никогда не оскудевают в Церкви, как не оскудевает > благодать Св. Духа и человеческий подвиг любви и веры; "золотой > пояс" святых, миру ведомых, как и неведомых, тянется до скончания > века. Последним великим святым, прославленным в русской Церкви > в XX в. является преп. Серафим Саровский. Он весь сиял радостью > о Дусе Святе и каждого встречал словом: "Радость моя! Христос > воскресе!" Есть целый ряд церковных деятелей и подвижников XIX века, > которые уже почитаются верующими как угодники Божии, хотя еще > и не получили формальной канонизации (да и не могут ее получить > в настоящее время при гонении на Церковь). <.....> Высшим > среди святых, ближайшим к Престолу Божию, является Св. Иоанн > Предтеча и Креститель Господень, "друг Жениха",{} "величайший > между рожденных от жены" (). Иконографически это верование > Православия выражается в "Деисисе" (deэsis - моление), изображении > Христа, сидящего на престоле, которому предстоят справа Богоматерь, > слева Предтеча. Этим выражается, что Предтече вместе с Богоматерию > принадлежит исключительная близость ко Христу и сила молитвенного > к Нему дерзновения. Эта близость вытекает, прежде всего, из того > значения, которое Крестителю принадлежит в богоявлении и сошествии > Св. Духа на Крещаемого. Оно было подобно второму, духовному > Его рождению от Духа Св. Сюда присоединяется и собственное служение > Иоанна как Предтечи, вся жизнь которого была посвящена > приуготовлению пути для Другого, являя собой беспримерный подвиг > духовного самоотвержения: "Ему расти, мне же малитися" (Ио.3,30). > Он же был призван и явить миру Мессию: "се Агнец Божий, вземляй > грех мира", а затем, отойдя в глубокую тень, приять мученическую > кончину чрез усекновение. Но пред этим он свидетельствуется > и прославляется своим Другом (Мф.11; Лк.7,18...), причем о нём было > Им сказано: "И оправдися Премудрость от чад своих" (Мф.11,19). > Эти слова означают, что в Иоанне достигается вершина человеческой > святости и исполняется цель творения. Премудрость, которая была > у Бога при сотворении мира и радость которой есть о сынах > человеческих (Пр.Сол.3,31), оправдана в Иоанне, но еще полнее > она оправдана в Деве Марии, которая есть как бы личное вместилище > Премудрости Божией, и оба они, Богоматерь и Предтеча, > вместе простоят воплощенному Логосу как вершина и слава творения, > ближе ангельского мира. (Эта же мысль выражается и в размещении икон > в так наз. иконостасе, преграде, отделяющей в православных храмах > алтарь, где центральное место занимают иконы Христа, окружаемого > Богоматерию и Предтечей, и лишь за ними следуют иконы ангелов, > а далее и святых). Богоматерь без всякого сомнения прославляется > Церковью как "честнейшая херувим и славнейшая без сравнения > серафим". Но и Предтеча поставляется превыше ангельского мира. > Эта мысль иконографически выражается Церковью в том, что Предтеча > на многих его иконах изображается с ангельскими крылами, > как ангелочеловек (соответственно его именованию в пророчестве > Малахии 3,1, примененном к нему Господом: Мф.11,10; Лк.7,27). > Его вышечеловеческое, ангельское служение соединяется в нём > и с совершенной человеческой святостью, и уже в силу этого > соединения он приобретает первенство и в ангельском мире, где > ему поэтому естественно и приписывается иногда место, которое > до падения занимал Денница. Также и среди святых, "друзей Божиих", > друг Жениха имеет первенство, уступая его только Богоматери, > с Которою вместе он представляет человеческий род в молитвенном > предстоянии пред Богом.
> Святые, в своей совокупности, возглавляемые Богоматерию и Предтечей, > образуют Славу Божию в творении человеческом, в них оправдывается > Премудрость. Эта мысль выражена в стихе, составляющем прокимен > на службах святых: "Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев". > "Бог стал в сонме богов: среди богов произнес суд" (Пс.81,1). > Предвечной Славе Божией соответствует в творении и тварная слава, > "сонм богов", венец творения.
<.....>
> Почитание св. ангелов и святых в Православии создает атмосферу > как бы духовной семьи, исполненную глубокой любви и покоя. Оно > не может быть отделено от любви ко Христу и Его телу - Церкви.
> Но в это светлое царство вторгаются и темные духи, падшие ангелы, > которые оказывают свое растлевающее влияние на человеческую жизнь. > С ними ведется духовная брань на небе и в человеческом и духовном > мире. Они искушают человека, усиливая его собственные человеческие > слабости, а в исключительных случаях (как свидетельствуют жития > великих подвижников и пустынножителей), и в прямом и открытом бою. > Церковь не отступила от того учения о падших духах и их влиянии > на человека, которое дается в Евангелии и во всём Новом Завете. > Разумеется, эти представления осложнены тем, что теперь известно > из науки о душевных болезнях, их симптоматике и лечении. Однако, > каковы бы ни были эти сведения, в общем раскрывающие связь душевной > и телесной жизни и их взаимную обусловленность, однако этим > не отменяется доступность человека демонским влияниям. Нельзя > утверждать, что всякое душевное заболевание имеет и духовную природу > или происхождение. Но столь же нельзя и утверждать, что с так наз. > душевными заболеваниями не могут соединяться и демонские приражения, > и так наз. галлюцинации могут рассматриваться, по крайней мере > в некоторых случаях, как открытие для видения духовного мира, однако > не в его светлой, но темной области. Но и помимо этого прямого > видения, которого так добиваются оккультисты, влияние темных сил > совершается неприметным, духовным образом. В чине таинства крещения > ему предшествует так называемое последование об оглашенных, > в котором читаются четыре молитвы с запрещением темным силам, > повелевающие им выйти из новокрещаемого. [ свящ. Сергий Булгаков. ПРАВОСЛАВИЕ. Очерки учения православной церкви. из главы ПОЧИТАНИЕ БОГОМАТЕРИ И СВЯТЫХ В ПРАВОСЛАВИИ www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/prav_08.html ]
+++ свящ. Сергий Булгаков: Святость Церкви www.krotov.info/libr_min/b/bulgakovs/prav_05.html +++ Н.Л. Трауберг: Христианин - не спасаемый, а спасающий www.messia.ru/rasylka/009/2427.htm#0 (+ссылки!) + + + свящ. Яков Кротов: праздник всех, почивших в Боге, христиан www.messia.ru/rasylka/007/1865.htm#0 (+ссылки!) + + + Дитрих Бонхёффер. СВЯТЫЕ www.krotov.info/library/02_b/bon/hofer_7.htm#187
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20100530/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.grad-petrov.ru/calendar.phtml?year=2010&month=5&day=30
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- > Огнем разгораясь Господней любви, > огонь презрели священные мученики > и, как божественные угли воспламеняясь, > во Христе попалили, как хворост, надменный обман; > и заградили пасти зверей мудрыми к Богу воззваниями; > и, главы преклоняя под меч, / посекли все ополчения врага; > и, потоки крови проливая терпеливо, > Церковь напоили, верою просвещаемую.
> Со зверями сражаясь, поражаемые мечом, > когтями терзаемые, рук лишаемые и истязаемые, > непреклонные мученики, > и огнем вещественным беспощадно опаляемые, > и пронзаемые, и по суставам рассекаемые > всё претерпели со всею твердостью, / удел предвидя будущий, > и нетленные венцы, и славу Христа, > пред Которым со дерзновением ходатайствуют / о душах наших.
> Во всех концах земли подвизавшихся с верою: > Апостолов, мучеников, священников богомудрых, > благоговейных жен священное собрание, > священными песнями как должно восхвалим: > ибо они, земные, с небесными соединились, > и страданиями бесстрастие по благодати Христовой получили; > и ныне, как звезды неподвижные озаряя нас, > со дерзновением ходатайствуют / о душах наших.
> Мучеников божественный сонм, > Церкви основание, благовестия завершение! > Вы слова Спасителя делом исполнили: > ибо вами врата ада, против Церкви открывшиеся, затворились; > крови вашей поток / идольские возлияния иссушил; > заклание ваше породило верных полноту. > Бесплотных вы удивили, / Богу венценосцами предстоите; > ходатайствуйте пред Ним непрестанно / о душах наших. * * * > Ради нынешнего торжества / соберемся, верные, > ибо предлагается нам духовная трапеза > и чаша таинственная, приятных яств исполненная - > радости о добродетелях мучеников. > Ибо они, душою терпеливые, / цвет всякого возраста, > крайние телесные страдания, многообразно мучившись, > от концов земли принесли Богу в жертву разумную; > одни - приняв главы отсечение, > другие же - рук отторжение и всего состава вместе, > все святые страстей Христовых общниками сделались. > Но, о Господи, венцы им в награду за мучения даровавший! > В жизни следовать по их стопам / удостой и нас, как Человеколюбец. ( из православного богослужения праздника. Перевод иером. Амвросия Тимрота ) * * * "Веровать - значит так относиться к Христу, чтобы Он стал основой нашего существования, началом и Целью жизни, мерилом и стимулом". (Р.Гвардини) *********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2573.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |