=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
В этом выпуске я публикую свой ответ на полученное мной письмо. Его автор, судя по всему, протестант. Письмо небольшое, но в нём затронуты очень важные темы. Сначала автор излагает свое понимание "каждодневной христианской жизни". По его представлениям, Бог не требует от нас "чего-то непонятного и сверхъестественного", "нам нужно просто жить", но благодаря тому, что мы прощены Богом, наша жизнь не будет обычной. Затем он говорит о том, что Божье благословение (иначе говоря, счастье) мы получаем "не через исполнение каких-то обрядов или дел", а как результат доверительных отношений с Ним. В конце он задает вопрос о том, ставит ли Церковь преграды (в виде обрядов и правил) на пути к Богу. Итак, мой ответ.
"Просто жить"... – Просто, но совсем не просто. Тут перед нами парадокс. С одной стороны, Господь говорит о благодати, которую нужно только принять. С другой - Он выдвигает невыполнимые требования-заповеди (например, Он призывает быть "совершенными", как Его Отец; Он призывает идти вслед за Ним на казнь). Парадокс объясняется тем, что Его заповеди, требования, предложения просты для нашего духа, "внутреннего человека" - той внутренней части нашей личности, которая несет в себе образ Божий. Но дух порабощен "плотью", "ветхим человеком". Поэтому между ними неизбежна борьба. Бывают периоды, этапы жизни, когда этой борьбы вроде бы нет. Иногда так бывает в начале христианского пути, иногда - в середине или в конце. Но, думаю, что ее отсутствие - исключение, и лучше к нему относиться таким образом. Во всяком случае, мы предупреждены: "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие". Теперь пару слов о прощении. Это очень важная тема в христианской жизнь. И одна из частых опасностей - недостаточное осознание дарованного нам прощения и то, что мы забываем о нём. Чего требует Бог? Понятного или непонятного? Естественного или сверхъестественного? Смотрите, "будьте совершенны" - это ведь требование сверхъестественного, т.е. того, что превышает природные человеческие способности! (Помните место в Евангелиях, где апостолы спрашивают "Кто же может спастись?", а Иисус отвечает, что людям это невозможно, но Богу возможно всё?) Секрет в том, что, в отличие от Ветхого Завета, где Бог дает заповеди и ожидает от человека их исполнения, сейчас Он Сам в Лице Святого Духа живет с нами (точнее, в нас!), и Он ведет нас по определенному пути и дает силы для преодоления препятствий. Что же требуется от нас? Желание идти с Ним, решимость, порой - мужество, бдительность... Об "обрядах и делах". С делами проще (вроде бы). Вера, живущая в сердце, проявляется вовне - т.е. в делах. Бывают исключения, когда она так проявиться не может: если человек парализован или лишен свободы. Но общий принцип таков: если вера есть и она доброкачественная, то она стремится в чём-то выразить себя. Обряды по сути, по идее - это тоже проявление веры (собственно говоря, и они - одна из разновидностей "дел"). Хотя они могут использоваться по-другому - т.е. люди порой начинают верить в обряд, вместо того, чтобы верить в Бога ("обрядоверие"). И это бывает очень часто. Но то, что случаются извращения в отношении обряда, не означает, что решение этой проблемы - отвергнуть все и всяческие обряды. В качестве обоснования такой позиции скажу вот что. Во-первых, без обрядов человек долго жить не может - когда отвергаются одни, на их место скоро приходят другие. Обычно более простые, бедные. В этом упрощении может быть и положительный момент - когда обряд бездумно сохраняется, к нему примешивается всякая "шелуха" - второстепенные детали, которые в сознании людей занимают то же место, что и главные, и таким образом затеняют их. (Когда человек регулярно делает что-то один, сам по себе, у него формируется привычка - как именно он это делает. Когда группа людей что-то регулярно делает вместе, формируется обряд.) Во-вторых, отрицание обрядов вдохновляется идеей о том, что по-настоящему ценны вещи спонтанные, то, что делается по вдохновению, исходит из сердца... В этой идее есть доля истины, но есть и множество "но". "Из сердца" может исходить и исходит не только благо (об этом и Иисус упоминал). Идея, видимо, возникла и распространилась как антитеза обрядоверию. Так часто случается в человеческой истории - из одной крайности, отталкиваясь от нее, люди кидаются в другую... А "нужно что-то среднее, но где ж его взять?" Ну и теперь мы подошли к ответу на основной Ваш вопрос - ставит ли Церковь преграды на пути к Богу? Дело в том, что есть два понимания Церкви - Церковь, какой она должна быть; Церковь, какой она является в реальности. Церковь в первом смысле должна быть путем к Богу, более того - местом встречи, пребывания вместе Бога и человека. Кто-то отвергает Церковь даже как идею... Мол, в общении с Богом посредники не нужны. Это, как и отрицание ценности обрядов, - наследие эпохи романтизма (также, говорят некоторые умные люди, экзистенциализма). Но правда в том, что христианский путь и способ богообщения - это путь вместе с другими. Да, есть личное общение с Богом, индивидуальная молитва, и эта сторона духовной жизни очень важна. Но это только часть целого. Помните слова ап. Павла "Когда вы собираетесь в церковь..."? (Более точный перевод - "... как церковь...".) Это он пишет о том, что православные называют литургией, таинством евхаристии, а протестанты - хлебопреломлением. Церковь во втором смысле, конечно, часто "ставит преграды"... Если мы согласимся в том, что в теории церковь, как собрание верующих, нужна, то встает вопрос о том, как эту теорию, идеал согласовать с реальным положением дел в Церкви, в церквях. Это крайне трудный вопрос. И тут нет, полагаю, единственно верного ответа. Этот вопрос - то, что на английском называют challenge, а мы не совсем уклюже переводим как "вызов". Это своего рода головоломка, загадка, которая стоит перед многими из тех христиан, кто, с одной стороны, понимает, что церковь - община верных нужна, а с другой - не удовлетворен теми церквями, которые видит рядом с собой. Пути выхода приходят на ум разным людям разные. Одни находят общину или конфессию, хотя и далекую от идеала, но всё же позволяющую им чувствовать себя не одиночками, а 'членами Тела', пребывающими в общении с другими его 'органами'. Другим в церквях, которые им встретились, настолько неуютно, что они предпочитают ограничиться общением на темы веры в интернете, возможно, заходя время от времени в те или иные собрания, но не считая ни одно из них своим. Третий путь решения проблемы мне видится в том, чтобы, не найдя приемлемой для себя общины, попытаться самому создать такую. Если такая попытка будет успешной, появится новая община внутри одной из конфессий, или новая конфессия. (С конфессиями тема не простая - с одной стороны, христиане не должны бы делиться на не признающие друг друга группы, но с другой - такое деление часто по-человечески неизбежно. А после М. Лютера, Ж. Кальвина и др., этот создать новую конфессию стало довольно просто. Но это уже отдельная обширная тема.)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
-------------------------------------------- *Иисус учил народ и говорил: - Остерегайтесь учителей Закона, которые любят расхаживать в длинных одеждах и чтобы их почтительно приветствовали на площадях; в синагогах они стремятся сидеть в первом ряду и на пиру - на почетных местах. Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся! Этих ждет самый суровый приговор! Иисус, сев возле сокровищницы, смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богачи клали помногу. А потом подошла одна бедная вдова и положила две медные монетки - один квадрант. Иисус подозвал учеников и сказал им: - Верно вам говорю: эта бедная вдова положила больше всех остальных. Все, кто клал деньги в сокровищницу, клали излишек, она же, такая нищая, положила всё, что у нее было, всё, на что жила.* (Мк.12:38-44/*/) * * * *Если вас оскорбляют за имя Христа, то вы счастливы, это значит, что Дух Божий во всей Его славе покоится в вас. Если кто-то из вас страдает, пусть это будет не потому, что он убийца, или вор, или преступник, или доносчик. А если страдает потому, что христианин, пусть не стыдится, пусть славит Бога за то, что носит это имя! Потому что близко время Суда. И начнется он с Божьих домочадцев. А если он начинается с нас, то какой конец ждет тех, кто отвергает Божью Весть?! "Если праведный еле спасется, / что же будет с порочным и грешным?" Так пусть те, кто страдает по Божьей воле, полностью доверятся Творцу - Он всегда верен - и устремят все помыслы на добрые дела. Итак, я обращаюсь теперь к тем, кто является старейшинами среди вас. Ибо я такой же старейшина и свидетель страданий Христа и разделю Его славу, которая должна вот-вот явиться. Пасите вверенное вам Божье стадо, заботьтесь о нём не по обязанности, но по доброй воле, так, как это делает Бог; не из низменной выгоды, но из истинного рвения; не как люди, которые господствуют над теми, кого Бог им вверил, но служа примером для стада. И тогда, когда явится главный Пастырь, вы получите неувядаемый венок славы. И вы, молодые, так же подчиняйтесь старшим. И все, служа друг другу, облекитесь в смирение, потому что "Бог противится гордецам, / но к смиренным Он милостив".* (1Пет.4:12-5:5/**/) ********************************************* /*/ еванг. чтение четверга. /**/ апост. чтение четверга. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2879.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |