=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 6 марта 2013 г. ст.ст., вторник 1-ой седмицы Великого
Поста.
В качестве своего рода духовного упражнения на Великий пост предлагаю читателям рассылки программу:
Ключевые тексты Ветхого Завета за 40 дней.(по книге о. Александра Меня "Как читать Библию") День 2: [ Э. Гальбиати и А. Пьяцца, из кн. "ТРУДНЫЕ СТРАНИЦЫ БИБЛИИ. Ветхий Завет":
3 1 Змей был самым хитрым из всех зверей, созданных ГОСПОДОМ Богом. Он спросил у женщины: Правда, что Бог не разрешает вам есть никаких плодов в этом саду? 2 Нам можно есть плоды, ответила женщина. 3 Вот только про дерево, которое стоит посреди сада, Бог сказал, чтобы мы его плодов не ели и даже не прикасались к ним, а то умрем! 4 Не умрете, сказал змей. 5 Просто Бог знает, что когда вы съедите их, то прозреете и сами станете как боги познавшими добро и зло! 6 Женщина увидела, что плоды этого дерева хороши, приятны взору и сулят знание. Она сорвала плод и съела. И мужу она дала плод муж ел вместе с ней. 7 Они прозрели, увидели свою наготу и сделали себе набедренные повязки из листьев смоковницы. 8 Повеял ветер они услышали, как по саду идет ГОСПОДЬ Бог, и спрятались за деревьями. 9 Где ты? позвал человека ГОСПОДЬ Бог. 10 Тот ответил: Я услышал, как Ты идешь по саду. Я испугался, что я голый, и спрятался. 11 Кто сказал тебе, что ты голый? спросил ГОСПОДЬ Бог. Ты ел плоды дерева, с которого Я запретил тебе есть? 12 Человек ответил: Женщина, которую Ты мне дал, она дала мне эти плоды, и я ел. 13 Зачем ты это сделала? спросил ГОСПОДЬ Бог у женщины. Та ответила: Змей меня обманул, и я ела.
16 Женщине ГОСПОДЬ Бог сказал:
17 А человеку ГОСПОДЬ Бог сказал:
(Бытие, гл. 3.Перевод: М.Г.Селезнев. (ГРРУ, 1999)) .
> Быт 2—3: Спор о происхождении зла <.....> > Тот факт, что эти символы взяты, в частности, из мифологических древневосточных представлений, свидетельствует о полемических намерениях библейского автора, который хочет опровергнуть ошибочные религиозные идеи, используя выразительные средства, присущие самой древневосточной среде. > <...> автор 2–3 глав книги Бытия полемически использовал более или менее мифические представления древнего Востока (в действительности, это была философия жизни, выраженная мифологическим языком), и как он применил богословскую схему, с помощью которой мудро соединил эти представления в однородное повествование. > Спор ведется не только о происхождении смерти, <...> но и о происхождении зла вообще и зла, присущего человеку. Об этом упоминается и в поэме о Гильгамеше. «Человечество дурно, оно причинит тебе зло» (табл.XI,210). Спор начинается уже с эпизода сотворения человека, где в качестве единственного элемента, предшествующего этому событию, выступает земная пыль («прах земной»). А согласно поэме «Энума элиш», <...> человечество создается из крови убитого бога; это Кингу, предводитель мятежных богов, которые пошли войной на других богов, заручившись поддержкой богини Тиамат (первозданное Море). Таким образом, грех впервые обнаруживает себя среди богов <...>. На своем совете боги выносят Кингу приговор: он должен послужить средством для избавления мира богов от зла. Для этого его убивают, и из его крови (по другим версиям из крови, смешанной с глиной) создается человечество. Так грех, зародившийся в мире богов, навсегда утвердился в бытии человека, бытии, отданном на произвол всяческого зла и смерти. Люди, еще до того, как они начинают служить богам посредством культа, служили им самим своим существом, принимая в себя зло, изгнанное из мира богов. Это толкование <...> помогает понять ход мыслей автора 2—3 глав книги Бытия, который, желая противопоставить концепции «Энума Элиш» свою точку зрения на происхождение зла, в начале представляет сотворение человека как полностью свободное от зла: человек создается из земли; нет никакой крови провинившегося бога; человек сотворяется безгрешным, и это по его воле, а не по воле Создателя зло становится неотъемлемым свойством его натуры. > Богословская схема, предоставившая автору библейского текста ключ для реконструкции бывших при начале мира событий с помощью элементов, бытовавших ранее в восточной среде (божество, созидающее человека, божественный Сад, растение жизни, змей, угрожающий человеку, Херувимы, преграждающие доступ к жизни...) <...>, которое разделяют сегодня многие экзегеты, является «традицией Союза» исторической и богословской схемой. Она имеет следующий вид: > 1) Ягве избрал Израиль в Египте и пустыне; > 2) Он привел его в «землю», чтобы он там жил счастливо; > 3) Он дал Своему народу условия Союза: соблюдать главную заповедь верности Ему одному и другие заповеди; > 4) Стабильность в «земле» и процветание ставились в зависимость от верности Союзу: Израиль «будет жив», если будет послушным; > 5) Неверность привлечет к Израилю всевозможные беды и приведет к изгнанию с «земли». > Эта схема, присутствующая в книге Исхода и со всей очевидностью проявляющаяся во Второзаконии, ко времени Давида и Соломона уже была реально пережита их предками. Именно к эпохе Давида и Соломона обычно относят составление этой части книги Бытия (ягвистская традиция). Любые беды израильского народа всегда были и не могли не быть лишь следствием нарушения Союза-Завета, следствием «греха» как разрыва личных отношений с Богом. > Автор 2–3 глав книги Бытия применяет эту схему к появлению и первым шагам человечества и обнаруживает первопричину зла: > 1) Ягве создал человека из земной пыли на голой равнине без всяких средств к поддержанию жизни; > 2) Он привел человека в «сад» для счастливой жизни; > 3) Он дал ему «заповедь», средство выражения верности Богу; > 4) Продолжение «жизни» в саду зависит от соблюдения этой заповеди; > 5) Неверность, свободно выбранная человеком, приводит к всевозможным бедам и изгнанию из «сада». > Аналогия напрашивается, даже если здесь отсутствует слово «Союз», приберегаемое для Синайских событий. Эта аналогия, по-видимому, прямо выражена в словах Второзакония, которые можно отнести и к Адамовой альтернативе, и к Синайскому Союзу-Завету: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло; ибо я заповедую тебе сегодня, любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его... Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...; ибо в Нём жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим» (Втор.30,15–20){}. [ Э. Гальбиати и А. Пьяцца.
См. также:
Ссылки по темам 2-го дня Великого Поста: + + + свящ. Александр Мень: канон прп. Андрея Критского,
читаемый в первые 4 дня Поста
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
-------------------------------------------- Душа моя, душа моя, восстань,
что ты спишь? *Премудрость на улице восклицает,
/ на площадях возвышает голос; * * * "Нашел мёд - поешь досыта, / но не объедайся до тошноты". (Пр.25:16) ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2892.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
|
![]() |