=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
* 22 марта 2013 г. ст.ст., четверг {3-ьей седмицы Великого Поста}.
+++ по теме паремии из Пр. смотри: ++++++ + + +
Ключевые тексты Ветхого Завета за 40 дней(по книге о. Александра Меня "Как читать Библию"). День 18:
> Пророчества Иеремии, о котором шла речь в <двух предыдущих выпусках>, сбылись... > Иезекииль родился на земле Израиля и был священником, но был уведён с прочими пленниками в Вавилонию ещё за десяток лет до разрушения Храма. Да, Иерусалим ещё стоял, жертвы ещё приносились, но страна уже окончательно утратила независимость, её судьба зависела от прихоти вавилонян. > В Вавилонии Иезекииль жил в местечке под названием Тель-Авив (уже в наши дни такое же имя было дано и городу в государстве Израиль), что означает «весенний холм», и это неприметное место действительно стало первым вестником возрождения. Но о каком же возрождении можно было говорить в таких условиях? Иерусалим и Храм должны были исчезнуть через считанные годы, народ был отчасти изгнан со своей земли и рассеян, а отчасти влачил жалкое существование на родине... Очевидно, речь не могла идти о победоносных войнах, как во времена Давида, или о процветании, как при Соломоне. Тогда о чём же? Или Господь окончательно отвернулся от Своего народа? > Пока главной святыней израильтян оставалась Скиния, а затем Храм, пророки постоянно призывали народ приносить Богу жертвы только перед ними. Единый религиозный центр показывал людям, что и Бог Един, он отучал их от поклонения разнообразным духам и божествам на «высотах» (то есть холмах) и под раскидистыми деревьями. Именно в Скинии и Храме израильтяне наблюдали видимое явление Славы Божией, которое обычно описывалось как свет или даже пламя. Так Господь подтверждал Своё присутствие среди людей, Своё участие в земной истории. > Но как же быть теперь, в Вавилонии, вдали от земли Обетованной, без Города и Храма? Ответ на этот вопрос и был дан иудеям через пророка Иезекииля. Однажды он вышел погулять и встретился со... Славой Господней. Оказалось, что там, в чужой земле, где поклонялись идолам, буквально в чистом поле Господь является людям так же, как являлся в Храме, ведь для Творца Вселенной не существует преград, Он не замкнут в стенах Храма или в границах Святой Земли. Иезекииль описывает это явление как нечто страшное и непонятное, что не имеет никакого соответствия в повседневном опыте человека: «И я видел, и вот, бурный ветер шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырёх животных. И таков был вид их: у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла. Лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны лицо тельца и лицо орла у всех четырёх». > Образы этих удивительных существ навсегда вошли в нашу культуру. В своё время символами четырёх евангелистов станут именно человек, лев, телец и орёл, да и в наши дни, благодаря Алексею Хвостенко и Борису Гребенщикову, стала популярной <...> песня про небесный «город золотой», где живут лев, вол и орёл. Впрочем, эти существа в видении играли всего лишь роль свиты. > Далее Иезекииль описывает колесницу Господа, и описание это невозможно ни понять, ни представить себе. Например, он говорит о колёсах, «полных глаз», которые при этом двигались во все четыре стороны. Разумеется, с точки зрения техники такую колесницу сделать невозможно. По-видимому, пророк видел нечто, превосходящее человеческое воображение, скованное тремя измерениями нашего мира. Кстати, средневековые иудейские толкователи, готовые часами обсуждать малейшие детали священного текста, принципиально отказывались толковать только одну главу Библии — ту, где описывается эта колесница. Слова здесь — лишь бледная тень мистического опыта, пережитого пророком. > И всё же один вывод, несомненно, мы вправе сделать. В описании Иезекииля Бог не сидит на престоле в Своём Храме — Он перемещается на колеснице, направляясь не просто в любую сторону, куда пожелает, но одновременно во все стороны. Он открывается людям, Он возвещает им Свою волю, и нет такого гиблого места на земле, нет такого отчаянного положения, в котором человек не мог бы встретиться с Ним. Не так ли должны были и евреи, рассеявшиеся по разным странам, распространить во все стороны познание Единого Бога? > * * * > Но пророчество Иезекииля было обращено не только к иудеям. Как и многие другие пророки, он говорил о судьбах других окрестных народов, значит, и о судьбах человечества в целом. Между прочим, в Вавилоне евреи выглядели убогими провинциалами — относительно маленький народ, не добившийся ни высокого уровня жизни, ни политического могущества, ни культурных достижений, ни технических новинок, которыми можно было бы похвастаться перед соседями. > Даже Геродота, выходца из просвещённой и славной Эллады, в своё время ошеломил Вавилон, крупнейший политический, экономический, религиозный и научный центр Ближнего Востока — так какое же впечатление он должен был произвести на уведённых туда в плен иудеев! Примерно такое же, как и Нью-Йорк на новых эмигрантов из захолустных городков. Впрочем, не только Вавилону могли они позавидовать. Точно так же иудеи во многом уступали финикийцам, своим давним соседям и союзникам, которые вели морскую торговлю по всему Средиземноморью, накапливая богатства. Но земное величие обманчиво, и потому к финикийскому городу Тиру пророк обращает слова Господа: > «Тир! ты говоришь: „я совершенство красоты!“ Строители твои усовершенствовали красоту твою; брали из Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои... За то, что ты говоришь: „я бог, восседаю на престоле божьем в сердце морей“, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой. Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: „я бог“?» > Если цивилизация становится самодостаточной, обожествляет свой успех, своё влияние, своё богатство — так она сама подписывает себе приговор. Избранный народ должен был пойти к своему возрождению другим путём. > Но как вообще возможно такое возрождение? На что надеяться иудеям? Казалось, всё погибло. На это отвечает ещё одно видение Иезекииля, и оно очень хорошо знакомо всем, кто бывает в православных храмах на Страстной седмице. > «Господь поставил меня среди поля, и оно было полно костей. И сказал мне: „Сын человеческий! оживут ли кости сии?“ Я сказал: „Господи Боже! Ты знаешь это“. И сказал мне: „Изреки пророчество на кости сии и скажи им: кости сухие! слушайте слово Господне! Я обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживёте, и узнаете, что Я Господь“. Я изрёк пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошёл шум, и вот движение, и стали сближаться кости. И вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: „Изреки пророчество духу и скажи: от четырёх ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут“. И я изрёк пророчество, как Он повелел мне, и вошёл в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои». > Иезекииль далее поясняет: речь идёт о грядущем возрождении израильского народа. Похоже, что в те времена евреи не имели ещё ясных представлений о жизни после смерти, какие будут у них в новозаветные времена. Это пророчество понималось ими как весть о том, что к национальному возрождению их приведёт Господь, неведомыми и непостижимыми путями, вопреки всем обстоятельствам. > Но пророчества всегда глубже своего непосредственного исторического контекста, и сегодня эти слова читаются в Православной Церкви на службе Великой Субботы накануне Пасхи. Они звучат для нас вестью о грядущем воскресении мёртвых, о том, что для Бога ничего нет невозможного, что наша судьба Ему далеко не безразлична. > И сегодня, когда мы, оглядываясь вокруг, видим свой собственный народ, его нынешнюю жизнь, его нравственное и духовное состояние, мы можем перечитать это пророчество теми же глазами, что и древние евреи. Важно только, оживляя плоть, не остаться без духа, и к народам это относится не в меньшей степени, чем к людям. > * * * > Когда Иезекииль говорит о грядущем возрождении, земное у него неразрывно переплетено с небесным. На месте разрушенного города и святилища будут построены, говорит он, новый Иерусалим и новый Храм, гораздо более величественные и прекрасные. Заключительные главы книги Иезекииля посвящены их подробному описанию, вплоть до конкретных размеров отдельных строений — но мы знаем, что за минувшие два с половиной тысячелетия на этом месте не был построен точно такой город. Да и вряд ли можно представить себе его строительство в будущем... > Здесь перед нами не детальный план, а некая идеальная картина, которая символически изображает то самое главное, что должно присутствовать в жизни Божиего народа. Толщина и высота каменных стен сама по себе не важна, но рассказ о них приоткрывает завесу над некоей тайной. Позднее, в Откровении Иоанна Богослова, речь пойдёт о том же прекрасном городе для Божиего народа, и он будет назван Небесным Иерусалимом — и любой земной город может лишь отражать малую частицу его красоты. > И как же выглядит этот город у Иезекииля? В его центре стоит новый Храм, куда возвращается Слава Господня. Отныне не только небольшое внутреннее помещение, но и весь Храм, и всё пространство вокруг него становятся местом присутствия Бога (в Библии оно обозначается словами «Святое Святых»). Прежде для евреев было очень важно отличать чистое от нечистого, священное от обыденного, но в новом городе эти различия будут стёрты: священным и чистым будет всё. И христиане слышат в этом пророчество о Церкви, где были уничтожены различия между бывшими язычниками и иудеями, где уже никакая пища не считается нечистой, а к святости призван каждый верующий. > Из Храма вытекает поток, который орошает пустынные земли, делает гнилые озёра здоровыми. В водах этого потока в изобилии водится рыба, а по его берегам растут плодовые деревья. Для жителей Палестины, где так мало рек и постоянно ощущается нехватка пресной воды, это был очень яркий и понятный символ Божией благодати, преображающей весь мир человеку во благо. > В этом городе уже нет человека-царя (его правитель называется князем), потому что его настоящий царь — Сам Господь, а любой земной правитель служит лишь Его наместником-администратором. Словом, Иезекииль говорит нам о Царствии Божием. > Мечта о новом Иерусалиме отныне навсегда останется с еврейским народом, да и не только с ним. Когда в XVII веке патриарх Никон решит создать под Москвой идеальный монастырь, новый центр православного мира, он назовёт его именно так — и Новый Иерусалим по сю пору присутствует на карте Московской области. И это далеко не единственный пример того, как это название использовалось христианами. > Иезекииль не давал своим современникам указаний, как следует им поступать, как это сделал Исаия; он не разделил с Иерусалимом бедствия осады и горечь поражения, как Иеремия, — но он дал людям надежду. Может быть, она звучала слишком неконкретно и не отвечала на нетерпеливые вопросы людей «когда же?», но она объясняла им нечто очень важное и нужное, особенно в эпоху бедствий и разрушений. Жизнь Божиего народа вовсе не прекращается с гибелью царств и городов, новое начало всегда возможно, потому что главное в жизни этого народа — не политика, не экономика и даже не внешние формы религии, вроде храмовых жертвоприношений, а встреча с Живым Богом. > Израильский народ, а затем и христиане, ещё не раз будут строить города и храмы, будут создавать царства и видеть их разрушение, но это уже не будет самым главным. Поиск дороги в Небесный Иерусалим — вот для чего они живут, и впервые так ясно показал это пророк Иезекииль. [ Андрей Десницкий. "Иезекииль — пророк надежды" ]
+++ А.В. Лакирев. Книга пророка Иезекииля +++ Яков Кротов. Иезекииль +++ М. Скабалланович. Что дает богослову первая глава книги пр. Иезекииля +++ священник Лев Шихляров. Пророк Иезекииль
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье, а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
-------------------------------------------- *Мудрый сын - на радость отцу, / а сын глупый - матери на горе. Прока нет в неправедном богатстве, / а праведность спасает от смерти. Не оставит Господь праведника голодным, но отвергнет алчущего нечестивца. От ленивых рук - разорение, / а от прилежных - богатство. Кто потрудится летом - молодец, / а кто жатву проспит, тому позор. Благословениями праведник увенчан, / а на устах нечестивых - насилие. Память о праведнике благословенна, / но даже имя нечестивого сгинет. В сердце мудреца хранятся заповеди, / а уста глупца доведут до беды. Кто идет прямой дорогой, тот спокоен, а кто петляет - тот и попадется. Перемигивания вызовут обиду, / а уста глупца доведут до беды. Уста праведника - живительный родник, а на устах нечестивых - насилие. Ненависть раздоры раздувает, / а любовь загладит все грехи. На устах разумных обретается премудрость, а для спины несмышленых найдется розга. Мудрецы берегут познание, / а речи глупца ведут к разорению. Для богатого достаток - словно крепость, а для бедных нищета - как пепелище. Труды праведного - ради жизни, / но нажива нечестивца - для греха. Следовать наставлениям - вот путь жизни, а если презираешь упреки - заблудишься. Лживые уста таят вражду, / разносчик сплетен - глуп. При многословии не миновать греха, а кто скуп на слова, тот разумен. Язык праведника - что отборное серебро, а много ль ст`оит сердце нечестивца? Слов`а праведного оберегают многих, а глупцов губит собственная дурость. Благословение Господне тебя обогатит, ты с ним горя знать уже не будешь.* (Пр.10:1-22/*/) * * * "Может ли грешный быть счастливым? Нет, не может быть. ********************************************* /*/ новый перевод РБО; чтение четверга. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/013/2907.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
|
![]() |