=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
* 28 марта 2015 г. ст.ст., Страстная (Великая) Пятница. Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Евангельские фрагменты о страданиях Иисуса Христа ("12 Евангелий святых страстей Иисуса Христа"): 1. Ин.13,31 - 18,1 2. Ин.18,1-28 3. Мф.26,57-75 4. Ин.18,28 - 19,16 5. Мф.27,3-32 6. Мк.15,16-32 7. Мф.27,33-54 8. Лк.23,32-49 9. Ин.19,25-37 10. Мк.15,43-47 11. Ин.19,38-42 12. Мф.27,62-66. (читаются на утрене)
* "12 евангелий" в современном переводе messia.ru/rasylka/004/759a.htm#0
> Мы предстоим перед гробом. В нём положено истерзанное, израненное Тело, снятое с Креста. Перед нашей совестью встаёт вопрос: почему так состоялась в нашем мире судьба Проповедника любви и прощения, сочувствия и милости, пришедшего примирить нас с Богом? И второй вопрос: легла на нас ответственность за Его страдания и смерть? > Христос учил о сострадании и самоотречении и Сам исполнил это учение, принося Себя в жертву любви. > Чем вызваны смертельная ненависть и зависть приведшие Его к смерти? > Как могут любовь и забота вызывать ненависть вместо благодарности? > Христос спросил архиереев и фарисеев: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин.8,49). > Разбойник на кресте свидетельствовал о Нём: «Сей ни единого зла не сотворил» (Ин.23,41). > Жена послала сказать Пилату: «Не делай ничего Праведнику тому» (Мф.27,19). > Пилат сказал о Нём: «невиновен я в крови Праведника сего» (Мф.27,24). > Иуда сказал: «согрешил я, предав кровь неповинную» (Мф.27,4). > Кто же виноват в Его смерти? Почему Его распяли? > 1. Очевиден конфликт Христа с архиереями, фарисеями, книжниками. Евангелист говорит: «предали Его из зависти» (Мф.27,18). Но архиереи объясняют свой поступок необходимостью и заботой о народе. Когда Христос воскресил из мёртвых Лазаря, «архиереи и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него; и придут римляне и овладеют местом нашим и народом. Один из них, некто Каиафа, будучи на тот год архиереем, сказал: лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели весь народ погиб. С этого дня положили убить Его» (Ин.11,47-53). Итак, Каиафа предложил распять Христа не за вину, а из целесообразности, из политической предусмотрительности, заботы о еврейском народе. Сквозь высказанный повод просматривается зависть. Христос назвал вождей народа лицемерами. Апостол пишет: «они сохранили образ благочестия и отверглись его силы» (2Тим.3,5). > 2. Иуда предал Христа, но не желал Его смерти: «увидев, что Христос осуждён, Иуда раскаялся и возвратил тридцать сребренников архиереям и старейшинам, и удавился» (Мф.27,3). Сребролюбие привело к предательству. Церковная песнь называет этот грех «окаянством иудиным». > 3. Пилат «знал, что предали Его из зависти и хотел отпустить» (Ин.19,12). Он «вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нём». Пилат предложил отпустить Его ради праздника Пасхи (Ин.18,38-39). Иудеи же кричали: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противится кесарю» (Ин.19,12). Высокопоставленный чиновник испугался политического обвинения. Он не хотел жертвовать своей карьерой и благополучием, а может и головой: «видя, что смятение увеличивается, Пилат взял воду, умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в крови Праведника сего». Церковная песнь говорит: «Пилат руки свои умыл, сердце же осквернил». > 4. Народ требовал: «да будет распят!» Правитель спросил: «какое зло Он сделал?» Но они ещё сильнее кричали: «да будет распят!» Три дня назад они кричали: «Осанна Сыну Давидову!» Теперь требуют Его смерти. Когда Христос умер и поколебалась земля, наступила тьма, завеса церковная разодралась надвое, «весь народ, сошедшийся на позор* сей, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь» (Лк.23,48). Народ повёл себя легкомысленно и безответственно. > 5. Воины бичевали Христа и распяли, выполняя приказ. При этом они развлекались, глумясь над Ним: надели терновый венец, багряницу, трость вместо царского скипетра, кланялись и били Его. Они выполнили приказ. > Всех участников трагедии можно понять. Типичная история повторяется от Адама до наших дней. Никто не хочет взять на себя ответственность за поступок, каждый винит другого. > Наступило время вынести приговор, и Пилат «умывает руки». > Воины выполнили приказ, обезвредили бродягу, производившего беспорядки. > Толпа кричит: "распни Его" по послушанию архиереям. Разве можно не послушаться авторитетных вождей, поставленных Богом? Сами вожди убедили друг друга, что казнят опасного злодея: «Он – злодей, развращает народ, богохульствует, называя Себя Сыном Божиим». > Каждый имел оправдание, а все вместе распяли Христа, Который «ни единого зла не сотворил». Всех участников распятия объединяет грех. Это не общественный грех. Грех всегда бывает личным. Вина всегда личная и ответственность за неё тоже личная. Мы, отдалённые потомки, осознаём себя соучастниками злодейства не потому, что были там, а потому, что мы грешники. > В этом первый смысл Креста: суд над миром, который «весь во зле лежит» (1Ин.5,19). Но виноват каждый в своём личном грехе. > Второй смысл: Крест – это мой выбор! Все стояли в ту ночь перед выбором: Пилат, воины, архиереи и каждый человек в толпе. Каждый выбирает сам. Каждый свободен и может поступить не как все. > «Кто хочет по Мне идти, пусть возьмёт крест свой». Взять крест означает не только терпеть тяготы жизни. Прежде всего, это означает принять ответственность. Сегодня невиновный человек тоже подвергается преследованиям. > Чиновники поступают «по закону», «маленькие люди» поступают «по послушанию», воины соблюдают дисциплину, выполняя приказ во имя порядка на благо всех. По-прежнему, пилаты умывают руки, воины исполняют долг, вожди спасают народ, а множество людей подобострастно улюлюкают или молча смотрят на торжество зла. > Евангелие призывает вспомнить перед этим гробом: у каждого есть выбор. «На суд пришёл Я в мир сей» – говорит Христос. Каждый из нас стоит перед этим гробом, как перед судом своей совести. [ священник
Павел Адельгейм. Из ЖЖ,
"Вынос плащаницы", 12.IV.12 ]
+ + + Н.Т.Райт: В одиночестве стоял Он перед «Испытанием»... + + + протопр. Александр Шмеман: О смерти Христа + + + Патриарх Варфоломей: Крестный путь + + + А. Макаревич: взят; к злодеям причтен; распят www.messia.ru/rasylka/011/2677.htm#0 (+ссылки) + + + "Ученикам подает Владыка пример смирения" (из богослужения) & свящ. Александр Шмеман: Крест, как тайна греха и тайна победы над ним www.messia.ru/rasylka/009/2403.htm#0 (+ссылки) + + + митрополит Сурожский Антоний: "О Жизнь вечная, како умираеши?" www.messia.ru/rasylka/008/2175.htm#0 (+ссылки) + + + свящ. Александр
Мень: + + + он же: Он принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть & Б.Пастернак - ГЕФСИМАНСКИЙ САД www.messia.ru/rasylka/007/1813.htm#0 (+ссылки)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------- | Буду благодарен за материальную поддержку проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | -----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Иисус Христос!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *В сей день ко Кресту пригвоздили иудеи Господа, рассекшего море жезлом / и проведшего их в пустыне. В сей день копьем пронзили ребра Его, казнями поразившего за них Египет, и желчью напоили / манну в пищу дождем им пролившего.* *К схватившим Тебя преступникам / Ты, всё терпя, так взывал Господи: "Хотя вы и поразили Пастыря и рассеяли двенадцать овец, учеников Моих, Я мог бы выставить более двенадцати легионов Ангелов. Однако Я являю долготерпение, чтобы исполнилось то, что открыл Я вам через пророков Моих, сокрытое и тайное". Господи, слава Тебе!* *Одевающийся светом, как одеждою, предстоял на суде обнаженным и принял удар по щеке / от рук, которые создал, а беззаконный народ / пригвоздил ко Кресту Господа славы. Тогда завеса храма разорвалась; солнце померкло, не вынося видеть оскорбляемым Бога, пред Которым трепещет весь мiр. Ему поклонимся!* *Когда предстал Ты, Боже, пред Каиафой, / и был предан Пилату, Судия, силы небесные от страха поколебались; тогда же Ты и возвышен был на Древе / между двух разбойников и причислен к беззаконным, Безгрешный, / чтобы спасти человека. Беззлобный Господи, слава Тебе!* *Того, пред Кем всё содрогается и трепещет, и Кого воспевает всякий язык, Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, священники били по лицу и желчи Ему дали; и всё претерпеть Он благоволил, желая нас спасти от беззаконий наших Своею кровию, как Человеколюбец.* *В сей день повешен на Древе / на водах землю повесивший; венцом из терний венчается / Ангелов Царь; в ложную багряницу облекается / Покрывающий небо облаками; принял по лицу удар / в Иордане освободивший Адама; гвоздями был пригвожден Жених Церкви; копьем был пронзен Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое воскресение!* *Крест Твой, Господи - / жизнь и воскресение для народа Твоего; и на него надеясь, / Тебя, распятого Бога нашего мы воспеваем: "Помилуй нас!"* *Искупил Ты нас от проклятия закона / драгоценною Своею Кровию: ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный, Ты людям источил бессмертие. Спаситель наш, слава Тебе!* *Ты был распят за меня, / чтобы мне источить прощение; был пронзен в ребра, / чтобы струи жизни мне извести; был гвоздями пригвожден, чтобы я, глубиною Твоих страданий в высоте могущества Твоего удостоверяемый, восклицал Тебе, Податель жизни Христе: "Слава и Кресту, Спаситель, / и страданию Твоему!"* *Вознесенный на Кресте, / и уничтоживший силу смерти, Господи, и изгладивший как Бог рукописание против нас! Покаяние разбойника и нам даруй, единый Человеколюбец, с верою служащим Тебе, Христе Боже наш, и взывающим: "Помяни и нас во Царствии Твоём!"* *Господи, когда Ты восходил на Крест страх и трепет напал на всё творение. И земле Ты запрещаешь поглотить распинавших Тебя, но аду повелеваешь узников отпустить, / для возрождения смертных. Ты, Судия живых и мертвых, / пришел даровать жизнь, а не смерть. Человеколюбец, слава Тебе!* (Из богослужения Великой Пятницы, перевод: иером. Амвросий (Тимрот)) ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3253.htm#0
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: www.facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
| ![]() |