=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
> МУДРОСТЬ / ПРЕМУДРОСТЬ <....> Ветхий Завет<.....> > II. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУДРОСТИ > 1. Искусство правильно жить. – Библейский мудрец проявляет любознательность к явлениям природы (3Цар 5.13). Он восхищается ими, и вера учит его видеть в них всемогущую руку Божию (Иов 36.22-37.18; 38-41; Сир 42.15-43.36). Но прежде всего он хочет знать, как вести́ свою жизнь к достижению подлинного счастья. Всякий человек, сведущий в своей профессии, уже заслуживает название мудрого (Ис 40.20; Иер 9.16; 1Пар 22.15); мудрец по преимуществу это тот, кто сведущ в искусстве правильно жить. На окружающий его мир он смотрит трезвым взглядом и без иллюзий; он видит пороки этого мира и относится к ним без одобрения (напр., Притч 13.7; Сир 13.21 слл). Будучи хорошим психологом, он знает, что таится в сердце человеческом, что́ для него – радость и что́ – го́ре (напр., Притч 13.12; 14.13; Екк 7.2-6), но не ограничивается ролью наблюдателя. Как прирожденный воспитатель, он дает своим ученикам определенные правила: осмотрительность, умеренность в желаниях, трудолюбие, смирение, уравновешенность, сдержанность, правдивость в речи и т.д. Все эти практические наставления пронизаны нравственным учением Десяти Заповедей. Социальная направленность Второзакония и пророков внушает ему увещания о милостыне (Сир 7.22 слл; Тов 4.7-11), соблюдении справедливости (Притч 11.1; 17.15), любви к нищим (Притч 14.31; 17.5; Сир 4.1-10). Для большей убедительности этих наставлений он ссылается на опыт, особенно на опыт старцев; но его глубинное вдохновение имеет более высокий источник, чем опыт. Приобретя мудрость ценою тяжкого усилия, он стремится передать ее другим (Сир 51.13-38) и призывает своих учеников усердно проходить трудное обучение (Сир 6.18-37). > 2. Размышление о существовании (экзистенции). –
От израильского учителя мудрости не следует
ожидать размышлений метафизического характера о человеке,
о его природе, о его способностях и т.д.
Зато он обладает острым сознанием своего экзистенциального
положения и внимательно исследует свою судьбу. Пророков
занимала в особенности судьба народа Божия как такового;
тексты Иезекииля о личной ответственности представляются
скорее исключением (Иез 14.12-20; 18; 33.10-20). Мудрецы
же, не переставая относиться с вниманием к общей
судьбе народа Союза-Завета (Сир 44–50;
36.1-17; Прем 10–12; 15–19), интересуются прежде всего индивидуальной
жизнью. Их волнует и величие человека (Сир 16.24-17.114),
и его унижение (Сир 40.1-11), и его «одиночество
(Иов 6.11-30; 19.13-22), и страх перед страданием (Иов 7.16)
и перед смертью (Екк 3; Сир 41.1-4), и ощущение
преходящности, которое оставляет ему жизнь (Иов 14.1-12;
17; Екк 1.4-8; Сир 18.8-14), и его растерянность
перед Богом, Который кажется ему непостижимым (Иов 10)
или отсутствующим (23; 30.20-23). В этой перспективе
естественно возникает проблема воздаяния, ибо традиционные представления
могут привести во множестве случаев к отрицанию справедливости
> 3. Премудрость и откровение. – Отводя такое широкое место человеческому опыту и размышлению, учение мудрецов, очевидно, – иного рода, чем Слово пророков, возникающее по Божию внушению, осознаваемому самим пророком. Но и мудрецы содействуют общему развитию учения, проливая на экзистенциальные проблемы свет, приобретенный в долгих размышлениях над Писаниями (ср. Сир 39.1 слл). В позднюю эпоху пророчество и премудрость сходятся в апокалиптической письменности, раскрывая тайны будущего. Когда Даниил «открывает тайны Божий» (Дан 2.28 слл, 47), он движим не человеческой мудростью (2.30); Дух Божий, в нём обитающий, дает ему мудрость более высокого порядка (5.11,14). Религиозная премудрость ВЗ облекается здесь в характерную форму, многозначительный пример которой был дан уже в древнем израильском предании (ср. Быт 41.38 сл). Мудрец появляется здесь в качестве человека, вдохновляемого Богом, наряду с пророком. > III. ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ > 1. Олицетворенная Премудрость. – В эпоху после Вавилонского плена культ премудрости так развит у книжников, что для придания ей большей выразительности они часто олицетворяют ее (уже Притч 14.1). Она – возлюбленная, которую настойчиво ищут (Сир 14.22 слл), мать-хранительница (14.26 сл), жена, заботящаяся о пропитании (15.2 сл), гостеприимная хозяйка, приглашающая на свой пир (Притч 9.1-6), в противоположность «женщине безрассудной» (см. безумие), дом которой – преддверие Смерти (9.13-18). > 2. Премудрость Божия. – Этот женский образ не следует понимать только в фигуральном смысле. Премудрость у человека имеет божественный источник. Бог может давать ее, кому Ему угодно, потому что Он Сам – Премудрый в абсолютном смысле слова. Итак, священные писатели, созерцая в Боге ту Премудрость, от которой проистекает их собственная, видят в ней божественную реальность, существующую извечно и навеки (Притч 8.22-26; Сир 24.9). Исшедшая из уст Всевышнего как Его дуновение или Его Слово (Сир 24.3), она – «дыхание силы Божией, излияние славы Всемогущего, отблеск вечного света, зеркало действия Божия, образ Его совершенства» (Прем 7.25 сл). Она обитает на небесах (Сир 24.4), разделяет с Богом престол Его (Прем 9.4), живет в близости с Ним (8.3). > 3. Действие Премудрости. – Эта Премудрость не есть начало статическое. Она приобщена ко всему, что Бог совершает в мире. Присутствуя при творении, она «веселилась пред лицом Его» (Притч 8.27-31; ср. 3.19 сл; Сир 24.5), и она продолжает править вселенной (Прем 8.1). На протяжении всей истории спасения она действует как ниспосланная Богом для определенного дела. Она поселилась в Израиле, в Иерусалиме, как древо жизни (Сир 24.7-19), проявляясь в конкретной форме 3акона (Сир 24.23-34). С тех пор она запросто живет у людей (Притч 8.31; Вар 3.37 сл). Она – провиде́ние, направляющее историю (Прем 10.1-11.4), и она же обеспечивает людям спасение (9.18). Ее роль аналогична роли пророков: она обращается с укором к нерадивым, возвещая Суд над ними (Притч 1.20-33), а послушных она призывает воспользоваться всеми ее благами (8.1-21,32-36), сесть за ее стол (9.4 слл; Сир 24.19-22). Бог действует через нее, как Он действует через Своего Духа (ср. Прем 9.17); принять ее – то же самое, что быть послушным Духу. Если эти тексты еще не рисуют Премудрость как божественное Лицо в новозаветном смысле, они, однако, исследуют в глубинах тайну единого Бога и подготовляют ее более полное откровение. > 4. Дары Премудрости. – Для людей эта Премудрость является наивысшим сокровищем (Прем 7.7-14). Будучи сама даром Божиим (8.21), она – распределительница всех благ (Притч 8.21; Прем 7.11): жизни и счастья (Притч 3.13-18; 8.32-36; Сир 14.25-27), безопасности (Притч 3.21-26), благодати и славы (4.8 сл), богатства и правды (8.18 слл), как и всех добродетелей (Прем 8.7 сл)... Как же не стараться человеку вступить с ней в брак (8.2)? Ведь она делает людей друзьями Божиими (7.27 сл). Близость с ней не различается от близости с Самим Богом. Когда в НЗ Премудрость отожествляется со Христом, Сыном и Словом Бога, в этом учении видна прямая подготовка полного откровения: будучи соединен со Христом, человек становится причастным Премудрости Божией и вводится в близость с Богом.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *И я молюсь о том, чтобы ваша любовь росла
всё больше ********************************************* /*/ содержит
часть апостольского чтения вторника.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3346.htm#0
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
| ![]() |