=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
* 15 ноября 2015 г. ст.ст., суббота (26-й седмицы по Пятидесятнице). литургические чтения: Гал.3:8-12; Лк.9:37-43 * (25-й седм.).
Там, где возвещается Евангелие, непременно также говорится и о людях, которые услышали и восприняли Евангелие. Однако то обстоятельство, что мы веруем, всегда есть нечто второстепенное, малое и незначительное по сравнению с тем, во что верит христианин, с содержанием и предметом его веры. Христианская вера в первую очередь и самым решающим образом означает встречу. "Я верую в..." гласит исповедание веры, и всё заключено в том, во что. Символ веры представляет это "во что", этот предмет веры, которым живет наша субъективная вера. Я верую. Конечно, мои человеческий опыт и деятельность это форма человеческого бытия. Но это "верую" совершается исключительно во встрече с Тем, Кто есть не человек, но Бог-Отец, Сын и Святой Дух. И, веруя, я целиком и полностью наполняюсь и определяюсь этим предметом моей веры. И интерес мой не вовне моей веры, а в том, в Кого верую. При этом я могу почувствовать, что размышление о Нём и созерцание Его есть и наилучшее попечение обо мне самом. "Верую в..." означает, что мы, люди, в своем величии и в своей нищете не одиноки. Мы предстаем перед Богом, и, как наш Господь и Наставник, Он в полной мере заступается за нас. В этом предстоянии мы живем, действуем и страдаем в благие и в злые дни, в нашей греховности и в нашей праведности. Я не одинок, Бог встречает меня. Я, каким бы ни был, во всех обстоятельствах с Ним. Это означает: верую в Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Эта встреча с Богом есть встреча со словом милости, которое Он сказал в Иисусе Христе. Вера говорит о Боге-Отце, Сыне и Святом Духе как о Том, Кто нас встречает, как о предмете веры. Бог милостив вот что говорит исповедание об Отце, Сыне и Святом Духе. Это включает в себя то, что абсолютно не в нашей власти быть с Ним, и что мы не заслужили того, что Он наш Бог. Это включает в себя, что у нас нет никаких прав на Него, но что Он сам в Своей бескорыстной доброте, в Своем величии пожелал быть Богом человека, быть нашим Богом. Он нам говорит, что это так. То, что Бог говорит нам: "Я милостив", это Его слово, это краеугольное понятие всякой христианской мысли. Слово Бога есть слово Его милости. И если вы меня спрашиваете: "Где слышим мы это Слово Бога?", то я могу лишь указать на Него самого, Того, Кто дает нам это услышать, и ответить с помощью великого средоточия исповедания веры, его второго положения: Слова милости Бога, в котором Он нам предстает, на Иисуса Христа, Сына Бога, Сына человеческого, истинного Бога и истинного человека, Эммануила, Бога с нами в этом едином. Христианская вера есть встреча с этим "Эммануилом", встреча с Иисусом Христом и в Нём с живым словом Бога. Когда мы называем Священное Писание словом Божьим, то имеем при этом в виду, что Священное Писание есть свидетельство пророков и апостолов об этом одном Слове Бога, об Иисусе, об израильтянине, который есть Христос — Помазанник Божий, от вечности наш Господь и Царь. И когда мы это признаём, когда мы отваживаемся называть возвещение Церкви словом Божьим, то понимаем под этим возвещение Иисуса Христа, возвещение того, что истинный Бог и истинный Человек с нами. В Нём нам предстает Бог. И когда мы говорим: "Я верую в Бога", то это конкретно означает, что я верую в Господа Иисуса Христа. Я обозначил эту встречу как дар. Это встреча, предоставляющая человеку свободу слушать слово Бога. Этот дар и эта свобода взаимосвязаны. Дар это дарование свободы, великой свободы, заключающей в себе все прочие свободы. Свобода это великий дар Бога, дар встречи с Ним. Почему именно дар-встреча? Эта встреча, о которой говорит Символ, происходит не просто так. Она проистекает не из возможности человека и его инициативы, не из того, что мы, люди, несем в себе способность встретить Бога, услышать его слово. Если бы мы полностью отдавали себе отчет в том, к чему мы способны, а к чему нет, то не тратили бы попусту усилия на обнаружение того, что можно было бы назвать расположенностью к слову Божьему. Без проявления с нашей стороны какой-либо возможности в дело вступает могучая возможность Бога и делает возможным то, что мы сами по себе сделать не в состоянии. Это дар Божий, свободный, никак нами не подготовленный, делающий возможной для нас встречу с Ним и слушание при этом Его слова. Ведя речь о Боге-Отце, Сыне и Святом Духе, Символ во всех трех положениях говорит о совершенно новом, недоступном и непостижимом для нас существе и деянии. Это существо и деяние Бога-Отца, Сына и Святого Духа есть его свободная милость по отношению к нам. И Его же милостью является то, что наши глаза и уши отверзаются навстречу такой милости. Тайна Бога есть то, о чём говорит исповедание веры. И в тайне мы пребываем, когда она нам открывается, когда мы приобретаем свободу познать ее и в ней жить. "Верую, что ни своим разумом, ни своей силой не могу верить в Господа моего Иисуса или прийти к Нему" (М.Лютер).* * *
* * * Поскольку Бог за нас, то и у нас
есть возможность быть за Него. Поскольку Он одарил
нас Собой, то и мы вправе принести Ему то немногое,
что у нас есть. Держаться Бога всегда это значит
целиком и полностью воспринять всё от Бога и целиком
и полностью действовать ради Него.
Вера это скорее свобода, дозволение, а не долженствование. Верующий в Слово Божье смеет во всём держаться этого Слова, невзирая на свидетельство вопреки. Никогда не веруют "в силу того, что", "на основе того, что", к вере пробуждаются вопреки всему. Подумайте о людях в Библии. Они пришли к вере не на основании каких-то доказательств. Однажды они были поставлены в такое положение, что посмели, а затем и должны были верить вопреки всему. Бог вне Своего Слова сокрыт для нас. Он открыт нам в Иисусе Христе. Если мы смотрим мимо Него, то неудивительно, что не находим Бога, впадаем в заблуждения и переживаем разочарования, видя мир, покрытый мраком. Когда мы верим, то должны верить вопреки сокрытости Бога. Эта сокрытость Бога необходимо напоминает нам о наших человеческих пределах. Мы верим не на основе нашего разума и нашей силы. Об этом знает тот, кто действительно верит. Самым серьезным препятствием для веры всегда являются высокомерие и страх в человеческом сердце. Мы не желаем жить по милости. Против этого что-то энергично в нас восстает. Мы не желаем быть облагодетельствованы. Мы не в состоянии сами освободить себя от высокомерия и страха перед жизнью, здесь всегда имеет место "движение вопреки", не в последнюю очередь вопреки самим себе. * * * Если всё, что говорит против веры, свести вместе в какую-то противодействующую силу, то начинаешь догадываться о том, что Священное Писание называет дьяволом. Когда человек верует, то посмеется над этим дьяволом. Однако вера не является героическим деянием человека. В вере речь идет и о решении, принимаемом раз и навсегда. Вера это не мнение, которое можно заменить другим мнением. Тот, кто верит на какое-то время, тот не знает, что такое вера. Вера подразумевает окончательно определившееся отношение. Вера говорит о Боге, о том, что́ Он сделал для нас. Это не исключает колебаний в вере. Однако с точки зрения предмета вера есть нечто окончательное. Не пугайтесь, отнеситесь к этому как к приглашению. Можно заблуждаться и сомневаться, однако тот, кто верит всегда, запечатлен неизгладимой печатью. Он может утешаться тем, что он устоял. Тому, кто борется с неверием, не сто́ит принимать свое неверие слишком всерьез. Лишь веру следует воспринимать всерьез, и когда у нас есть вера хотя бы с горчичное зерно, то этого достаточно для того, чтобы черт потерпел поражение. Нам следует держаться Бога всецело. "Всецело", поскольку Бог — единственный, кто остается верным. Существует и человеческая верность, верность Богу, которую мы можем вновь и вновь созерцать в его творениях, можем радоваться ей и укрепляться ею. Однако основой такой верности всегда является верность Бога. Веровать означает обладать свободой доверять только лишь Ему. Это не означает обеднения человеческой жизни, а означает скорее, что нам вручено всё богатство Бога. Мы призваны держаться за Слово Божье всей своей целостностью. Вера имеет отношение ни к одной лишь религиозной жизни, а ко всем сферам жизни, к вопросам внешним и внутренним, к телесному и духовному, к светлому и темному в нашей жизни. Мы можем положиться на Бога и в том, что касается нас самих, и в том, что движет нами в отношении к другим, ко всему человечеству. Речь идет обо всей жизни и обо всём умирании. Свобода в отношении такого доверия, понимаемого столь всеохватно, есть вера.
см.
также: +++
он же: что есть вера? Что происходит с
тем, кто уверовал?
к
апост. чтению: +++
он же - из комм. к стт. 10-12 +++
свящ. Александр Мень:
к
еванг. чтению:
-------------------------------------
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *... первым делом я прошу тебя, позаботься,
пожалуйста, о том, * * * *Всё, что создано Богом, хорошо, * * * *<Иисус сказал:> ********************************************* /*/
содержит стихи из апостольского чтения среды. /***/ содержит евангельское чтение вторника и стихи из чтения среды и четверга. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3358.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
| ![]() |