=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!* 29 февраля 2016 г. ст.ст., воскресенье
перед Великим Постом литургические чтения: Рим.13:11-14:4; Мф.6:14-21.
> 13.11-14 БЛИЗОК ДЕНЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ ХРИСТА > 11 Тем
более что вы знаете, какое сейчас время: настал > 12 Ночь
проходит, близится день. Так отбросим дела > 13.11 настал час вам — в других рукописях: «настал час нам». > 13.11 Эф 5.14; 1Фес 5.6-7 13.12 1Ин 2.8; Эф 5.11 13.13 Лк 21.34; Эф 5.18 13.14 Гал 3.27 > Ст. 11 — Тем более что вы знаете, какое сейчас время: настал час вам пробудиться от сна, наше спасение теперь ближе к нам, чем тогда, когда мы только обрели веру — Апостол напоминает римлянам то, что они и так уже знают («вы знаете»). Он уверен в этом, потому что все христиане, в том числе и римляне, были убеждены в очень скором возвращении Господа. Время сна прошло, настал час пробудиться. Слова «сон» и «сонливость» часто употреблялись в отрицательном переносном значении как у евреев, так и у язычников, особенно в эллинистической философии, и понимались как тупость ума. «Так не будем спать, как остальные! Будем бодры и трезвы!» (1Фес 5.6). Какое сейчас время — Это время приближающегося Конца, прихода Господа и наступления Суда, но и окончательного спасения. Это время, когда христиане всем своим поведением должны доказать истинность своей веры и любви. Ср. 1Кор 7.29. Теперь каждый час приближает их к тому дню, когда будет явлена Слава Господа, и о приближении этого часа им свидетельствует живущий в них Дух. > Ст. 12 — Ночь проходит, близится день — Жизнь этого века символизируется ночью, а день можно понять в нескольких смыслах: во-первых, как противопоставление ночи с ее тьмой и сном, а во-вторых, в Библии часто говорится о Дне Господа. Ср. 1Фес 5.4-5: «Но вы, братья, не во тьме, и свет того Дня вас не застанет врасплох, словно вор. Ведь вы все сыны света и дня. Мы не принадлежим ночи и тьме».{Известно, что насельники Кумрана называли себя сынами света, а всех остальных — сынами тьмы.} Так отбросим дела тьмы и вооружимся оружием света — О делах тьмы будет сказано в следующем стихе. Глагол употреблен очень сильный — «отбросим», «отшвырнем». Вооружимся оружием света — дословно: «оденемся в оружие света». Надо помнить, что оружием в древности назывались не только меч, копье и щит, но и кольчуга и поножи, которые действительно надевались на тело. Метафора одевания означает подражание, следовательно, те, что одеты в свет, подражают свету и сами становятся светом (ср. Эф 5.14). Христианская жизнь в этом веке понимается как духовная битва с силами зла. См. 1Фес 5.8: «А мы, принадлежащие свету дня, будем трезвы, облечемся в панцирь веры, наденем шлем надежды на спасение!» > Ст. 13 — Давайте жить так, как подобает при свете дня: без оргий и пьянства, без разврата и безобразий, без раздоров и зависти — Павел переходит от метафор к прямым призывам, но он начинает с первых трех пороков, которым в древности люди, как правило, предавались по ночам. Оргии —это разгульное пиршество. Раздоры и зависть тоже обычно возникали, когда люди перепивались и теряли над собой контроль. Конечно, это не означает, что апостол призывает отбросить только эти пороки, а все остальные позволительны. > Ст. 14 — Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос! — Эту смелую метафору Павел употребляет в своих письмах несколько раз. Например, в Письме галатам он так называет крещение (3.27). В древности одежда значила нечто гораздо большее, чем сейчас. Она понималась не как что-то внешнее, меняющееся по прихоти моды. Она была тем, что неразрывно связано с человеком, словно его кожа. До сравнительно недавних времен одежда указывала не только на пол или этническую принадлежность человека, но и на его социальный и религиозный статус. Это до сих пор сохраняется у военных и священнослужителей, вспомним также и «дресс-код» в некоторых учреждениях. > Эта метафора может показаться навеянной ритуалами современных Павлу мистических религий, во время которых неофиты, надевая маски и ритуальные одежды, мистически соединялись с божествами.{} Но для Павла «одевание в Христа» означает нераздельность существования, постоянное пребывание в Христе. Отныне христианин приобретает Его качества, разделяет Его природу. В других письмах апостол призывает сбросить с себя ветхого человека и облечься в нового (Эф 4.24; Кол 3.10). Этот новый человек для него идентичен Христу. > Так не поддавайтесь своей плотской природе и ее вожделениям — Поскольку христиане живут на перекрестке двух миров и представляют собой поле битвы «плоти» и Духа, им необходимо вооружиться духовным оружием против вожделений плотской природы, отказаться от дел «плоти» (см. Гал 5.19-21). <...>
> 14.1-12 СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ > 1 Человека,
вера которого слаба, принимайте к себе, > 14.4
Господь —
в некоторых рукописях: «Бог»; «его Господь».
14.9 умер и снова стал жить — в рукописях много
разночтений: «умер и воскрес»; «и умер, и воскрес»;
«умер, воскрес и стал жить»; «жил, умер и воскрес».
> 14.1
Рим 15.7 14.2 Быт 1.29; 9.3
14.3 Кол 2.16 14.4 Мф 7.11;
Иак 4.11-12 > Ст. 1 — Человек, вера
которого слаба, принимайте к себе — Павел уже говорил
на эту тему в 1-м Письме коринфянам, хотя и не употреблял
слов «слабые» и «сильные». Кто же такие «слабые в вере»?
Это не означает, что они еще не укреплены в вере,
что их вера недостаточно глубока. Нет, они, как и сильные,
верят в Иисуса и в то, что спасение даруется
Богом через Его жертвенную смерть. Но они > Но не вступайте с ним в споры о его взглядах — Это, несомненно, взгляды на важность для христианской жизни отказа от какой-либо пищи и соблюдения праздников. Апостол не считает такие расхождения во взглядах чем-то существенным. Но подобные мелочи могут послужить причиной раскола в Церкви, что позже, к сожалению, и произошло... > Ст. 2 — Скажем, один верит, что можно есть всё, а другой, у которого вера слаба, ест одни овощи — «Сильный» христианин понимает, что вера и пища никак между собой не связаны. Ведь, как говорил Господь Иисус, человека оскверняет не то, что входит в него, а то, что исходит из его сердца (Мф 15.18-19; Мк 7.18-23). Но в христианских общинах еще много людей, которые, несмотря на то что стали христианами, полны предрассудков и суеверий. Одни, веруя в Христа, по-прежнему побаиваются идолов. Другие не едят мяса, страшась того, что это может быть «идоложертвенная мерзость». В древних религиях законы о пище всегда имели большое значение: одни виды пищи были под запретом, {Известно, например, что Пифагор запрещал своим последователям употреблять в пищу бобы. Во многих древних племенах нельзя быть есть мясо «тотемных» животных.} в то время как некоторые другие были обязательны для употребления, потому что каким-то образом соединяли верующего с его божеством. Именно поэтому во многих культах центральное место в богослужении занимала общая трапеза, невидимым хозяином которой выступало божество, в то время как собравшиеся были его гостями и через пищу приобщались к нему. > В средиземноморском ареале людям, особенно беднякам, очень редко удавалось поесть мяса. Мясо, которое подавалось на стол во время семейных, общественных и религиозных праздников, почти всегда было «от жертвы», потому что люди приносили языческим божествам жертву, а потом часть этого мяса возвращалась жертвователю и съедалась им и его гостями. «Слабые» христиане боялись ходить в гости или покупать мясо в мясных лавках, потому что никогда не могли быть точно уверенными, что оно не жертвенное. Поэтому некоторые доходили до того, что вообще отказывались от мясного и ели одни овощи. Ср. 1Кор 8. Но так как Павел здесь ни слова не говорит об «идоложертвенном», возможно, были и другие причины для религиозного вегетарианства, характерные для язычников, а затем и для некоторых групп христиан. Так, известно, что довольно рано в христианство стали проникать изначально чуждые ему аскетические тенденции, пришедшие из языческих религий. {Есть несколько причин, почему некоторые люди, жившие в эллинистический период, становились вегетарианцами. Это а) вера в переселение душ (пифагорейцы); б) вера «в золотой век», где люди будут жить согласно природе (есть мясо противно природе — об этом говорили Плутарх и Мусоний Руф); в) стремление к очищению ума, потому что животная пища якобы подрывает мыслительные способности (Аполлоний Тианский, Плутарх, Мусоний Руф); г) польза для здоровья (Плутарх, Сотион); д) укрепление души, которую ослабляет потребление мяса и вина (Плутарх); е) евреи и их сторонники воздерживались от языческой пищи, особенно теперь, когда еврейская община в Риме уменьшилась (еще не все вернулись после изгнания) и было труднее раздобыть кошерную пищу.} > Ст. 3 — Тот, кто ест,
пусть не презирает того, кто не ест — Интересно
отметить, как апостол Павел корректирует свои взгляды, высказанные
им > В Риме ситуация частично изменилась, и, вероятно, «сильных» и «слабых» было поровну. Тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест. Ведь Бог его принял! — Вот почему апостол обращается и к слабым, чего не делал в Коринфе. Если «сильные» презирают, то «слабые» осуждают, говоря, что те, кто не соблюдает религиозной диеты, будут наказаны Богом, попадут в ад и проч. Эта позиция тоже очень плохая, потому что человек берет на себя функцию Судьи-Бога, вместо Него определяя вечную судьбу своего брата. Апостол напоминает такому человеку, что Бог его принял! Это Бог, по Своему великому милосердию, соединил воедино и ввел в Свой Дом сильных и слабых, образованных и невежд, умных и не блещущих умом, знатных и незнатных, богатых и бедных. Они все Его дети. И не человеку решать, кто достоин, а кто недостоин быть принятым Богом. Христиане не вправе отвергать и изгонять из своего сообщества тех, кого принял сам Бог. См. 15.7: «Поэтому принимайте друг друга, как принял вас Христос, ради Славы Божьей». > Ст. 4 — Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу?! — Апостол применяет метафору домовладения, где есть хозяин и принадлежащие ему рабы. Слуга — это домашний раб в римском доме. Его господин сам решит, стои́т тот или упал — Дело хозяина, которому принадлежит раб, решать, правильно ли ведет себя его раб или нет, наказать его или, наоборот, похвалить. Конечно же, Павел имеет в виду Бога. Этот суровый укор на сей раз обращен к «слабым» христианам. Ср. 2.1 и Кол 2.16. Тон этих слов напоминает гл. 2, где апостол так же иронически обращается к своим соотечественникам, считавшим себя наставниками невежд и поводырями слепых. Ср. также 9.20: «Но кто ты, человек, чтобы спорить с Богом?» Но он всё же будет стоять, потому что Господь властен поднять его — В 1Кор 10.12 Павел, обращаясь к сильным, предостерегает их: «Так пусть каждый, кто думает, что твердо стоит на ногах, смотрит, как бы ему не упасть». Апостол обыгрывает эти слова, уверяя, что конечную судьбу человека определяет Бог, а не другой христианин, решивший, что его собрат упал и погиб. Слуга должен служить своему Господину, а не подглядывать за другими слугами и наушничать Хозяину. [ В.Н. Кузнецова.
К апостольскому
чтению:
К евангельскому
чтению:
+
+ + свящ. Яков Кротов: собирание сокровищ
+
+ + В.Соловьев о посте
+
+ + митрополит Сурожский Антоний: Адамов
плач и взаимное прощение
+
+ + ...не
посылай меня далеко от божественного Эдема...
+
+ + К.С.Льюис - о прощении и любви к себе
+
+ + В.Н.Кузнецова: Иисус говорит о посте
+
+ + о. Александр Мень - покаяльная проповедь
("общая исповедь")
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Придя на место, Он сказал им: * * * *Но Господь снова говорит: * * * *Когда Иисуса вели на казнь ... * * * *Так сказал Господь Воинств: ... Вот что вы должны делать: Так сказал Господь Воинств: * * * *Итак, мы должны стремиться к тому, * * * *Смотрите, не выставляйте напоказ своей набожности, * * * /Всечестное воздержание начнем светло, ********************************************* /+/ из
еванг. чтения вторника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3378.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru |
|||||
|
|
![]() |