=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
* 21 марта 2016 г. ст.ст., воскресенье 3-е Великого поста, Крестопоклонное. литургические чтения: Евр.4:14-5:6; Мк.8:34-9:1.
к апостольскому чтению:
> 7. <.> очень немного таких, которые с добрым началом соединили добрый конец, непреткновенно дошли до цели, имеют единую любовь к единому Богу и от всего отрешились. Многие приходят в умиление, многие делаются причастниками небесной благодати, уязвляются небесной любовью; но, не выдержав встретившихся на пути различных борений, подвигов, трудов и искушений от <Врага>, <поскольку> у каждого есть желание любить что-либо в мире сем, и не вовсе отрешаться от любви своей, возвратившись к разнообразным и различным мирским <желаниям>, по слабости и недеятельности, или по боязливости собственной своей воли, или по любви к чему-либо земному, остались в мире и погрязли в глубине его. А те, которые действительно намерены до конца проходить доброе житие, должны, при оной небесной любви, не принимать в себя добровольно и не примешивать никакой другой любви и приверженности, чтобы не положить тем препятствия духовному, не возвратиться вспять, и наконец, не лишиться жизни. <Так как> обетования Божии велики, <неизреченны> и неисповедимы, <то нам нужны> вера, и надежда, и труды, и великие подвиги, и долговременное испытание. Не маловажны те блага, какие уповает получить человек, вожделеющий небесного царства. Со Христом желает он царствовать бесконечные веки; ужели же не решится с усердием, в продолжение краткого времени жизни сей до самой смерти, терпеть борения, труды и искушения? Господь взывает: <Кто хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе, пусть возьмет свой крест>, повседневно радуясь, <и тогда следует за Мной> (Мф.16,24). И еще: <Кто приходит ко Мне, но любит Меня не больше, чем любит отца, мать, жену, детей, братьев, сестер, не больше, чем саму свою жизнь, — тот не может быть Моим учеником> (Лук.14,26). Но весьма многие из людей, хотя намереваются получить Царствие и желают наследовать вечную жизнь, однако же, не отказываются жить по собственным своим хотениям и следовать сим хотениям, лучше же сказать, следовать <тому, кто сеет> в них суетное; и не отрекшись от себя, хотят они наследовать вечную жизнь, что невозможно. > 8. Истинно слово Господне. Те непреткновенно шествуют, которые, по Господней заповеди, всецело отреклись от себя, возгнушались всеми мирскими <желаниями>, связями, развлечениями, удовольствиями и занятиями, имеют пред очами единого Господа, и <жаждут исполнять> Его заповеди. Посему, собственной своей волей совращается каждый, если действительно не восхотел он получить царство и отречься от себя, и при оной любви любит еще что-нибудь, услаждается какими-нибудь удовольствиями или <желаниями> века сего, и не имеет ко Господу всецелой любви, сколько возможно сие для <воли> и хотения. Уразумеешь же всё это из <этого> одного примера. Всякий человек доходит иногда рассудком и знает, что ни с чем несообразно <некое> дело, какое <он желает> сделать, однако же, <поскольку> имеет к тому любовь и не отрекается от <этой> любви, то <терпит поражение>. Сперва внутри сердца его бывают <борьба>, борение, и равновесие, и склонение, и перевес то любви к Богу, то любви к миру. И тогда человек начинает рассуждать, входить ли ему в ссору и спор с братом, он говорит сам в себе: "Скажу ему! Нет, не скажу! Заведу с ним речь! Нет, не заведу!" Помнит он о Боге, но и свою бережет славу, и не отрекается от себя. А если любовь и наклонность к миру перетянут <немного> на весах сердца, тотчас <злой> помысел готов подвигнуть и уста. Потом ум, как бы натянутою стрелою, изнутри устреливает ближнего языком, и <для сбережения своей славы, уже без всякого> принуждения воле, мечет стрелы непристойных слов. Потом же продолжает язвить ближнего непристойными словами, пока грех не разольется по членам <тела>; и иногда <эти члены тела ...> лукавое вожделение доводит до ударов и ран, а иногда, простершись и до убийства, готовит смерть. Смотри же, чем началось дело, и какой конец получила любовь к мирской славе, по собственной воле человека перевесив на весах сердца. <Поскольку> человек не отрекся от себя, и любит что-нибудь в мире, то происходят от того все <эти> несообразности. > 9. То же представляй себе о каждом грехе и худом начинании; порок льстит и склоняет волю ума мирскими <желаниями>, обольщением и плотским удовольствием. Так приуготовляется всякое порочное дело, прелюбодейство и <воровство, корыстолюбие> и пьянство, сребролюбие и тщеславие, ревность и любоначалие, и какое бы то ни было порочное <предприятие>. Иногда хорошие по-видимому начинания приводятся в исполнение ради славы и людской похвалы. А <это> пред Богом равно неправде, и <воровству>, и другим грехам. Ибо сказано: Бог <рассыпал> кости человекоугодников (Псал.52,6, <по греч. тексту>). И <добрые по-видимому дела Враг обращает себе на пользу>; он весьма разнообразен и обманчив в мирских <желаниях>. Для какой-нибудь земной и плотской любви, которой человек связывает себя по собственной воле, уловляет его грех, делается для человека оковами, узами, тяжким бременем, которое <топит> и подавляет его в <злом веке>, не давая ему собраться с силами и возвратиться к Богу. Что возлюбил человек в мире, то и обременяет ум его, овладевает им и не позволяет ему собраться с силами. От этого зависит и равновесие, и склонение, и перевес порока; сим испытывается весь род человеческий, испытываются все христиане, живущие в городах, или в горах, или в обителях, или в полях, или в местах пустынных; потому что человек, уловляемый собственной своей волей, начинает любить что-нибудь; любовь его связывается чем-нибудь и не всецело уже устремлена к Богу. Например, иной возлюбил <имущество>, а иной золото и серебро, иной же многоученую мирскую мудрость для славы человеческой; иной возлюбил <начальствовать>, иной славу и человеческие почести, иной гнев и досаду; любит же это по <той самой причине>, что быстро предается страсти; иной любит <несвоевременные собрания>, а иной ревность; иной весь день проводит в <развлечения> и удовольствиях; иной обольщается праздными помыслами; иной для человеческой славы любит быть как бы законоучителем; иной услаждается <бездействием> и нерадением; другой привязан к одеждам <...>; иной предается земным <заботам>; иной любит сон, или шутки, или сквернословие. Чем привязан кто к миру малым ли, или великим, то и удерживает его, и не позволяет ему собраться с силами. С какой страстью человек не борется мужественно, ту любит он, и она обладает им, и обременяет его, и делается для него оковами и препятствием уму его обратиться к Богу, благоугодить Ему, и, послужив Ему единому, соделаться <полезным> для Царствия и <обрести> вечную жизнь. > 10. А душа, действительно стремящаяся ко Господу, вся и всецело к Нему простирает любовь свою, и сколько есть сил, к Нему единому прилепляется <своей волей>, и в этом приобретает помощь благодати, отрицается сама себя, и не следует хотениям ума своего; потому что по причине неотлучного с нами и обольщающего нас зла, <ум живет худо>. Напротив того, она всецело предает себя Господню слову, отрешается от всяких видимых уз, сколько возможно <это> для воли, и совершенно предается Господу. А в таком случае в состоянии будет она перенести борьбу, труды и скорби. Ибо что любит душа, в том находит для себя и <помощь>, и обременение. Если любит <нечто> в мире, то <это> самое делается для человека бременем и узами, влекущими <вниз> и непозволяющими восходить <ввысь> к Богу. А если любит Господа и Его заповеди, то в <этом> находит для себя и <помощь>, и облегчение: от того самого, что всецело <хранит> любовь свою ко Господу, легкими делаются для него все заповеди Господни. <Это> погружает человека в добро, лучше же сказать, облегчает его и делает для него нетрудными всякую <борьбу> и всякую скорбь; Божией силой низлагает он мир и силы порока, которые <уловили> душу в мире, и в пучине мира опутывают ее <сетями> всякого рода <желаний>. Таким образом, как скоро душа возлюбила Господа, <она исторгается из тех> сетей собственной своей верой и <великим усердием>, а вместе <с тем> и помощью свыше <удостаивается> вечного Царства, и действительно возлюбив <его>, по собственной своей воле и при помощи Господней, не лишается уже вечной жизни. > 11. Но чтобы яснее доказать нам самым делом, как многие гибнут по собственной своей воле, тонут в море, похищаются в плен, представь себе, что горит какой-нибудь дом. Один, вознамерившись спасти себя, как <только> узнал о пожаре, бежит вон, и оставив всё, решившись же позаботиться только о душе своей, он спасается. Другой, вознамерившись взять с собой некоторые домашние <вещи, вошел в дом, чтобы забрать их>, и пока забирал, огонь взял силу над домом, и его захватил в доме и сожег. Видишь ли, что этот человек погиб в огне по собственной своей воле, <из-за> любви, и именно возлюбив на время нечто кроме себя? Подобно также сему плывут иные морем, и застигнуты сильным волнением. Один, раздевшись донага, бросается в воду с намерением спасти только себя: и вот, он, гонимый волнами и ничем не связанный кроме заботливости о душе своей, плавая поверх волн, нашел возможность выйти из горького моря. А другой, вознамерившись спасти нечто из одежд своих, подумал, что и с ними, если возьмет их с собой, можно плыть и выйти из моря; но взятые им одежды обременили его и потопили в глубине морской, и вот, <из-за> малой корысти не позаботившись о душе своей, погиб он. Примечаешь ли, что по собственной воле своей стал он жертвой смерти? Представь еще, что прошел слух об иноплеменниках. Один, как скоро услышал это, тотчас предается бегству, <ничуть> не медлит и пускается в путь ни с чем. Другой же, не <поверив>, что идут враги, или желая некоторые из вещей своих взять с собой, и решившись на <это, промедлил с бегством>. И вот, неприятели пришли, взяли его, отвели пленником в иноплеменную землю, и принудили жить там в рабстве. Видишь ли, что и этот по собственной своей воле, <из-за бездействия, недостатка мужества и из-за> любви к некоторым вещам, отведен в плен? > 12. Подобно <этому> и те, которые не <следуют> заповедям Господним, не отреклись от себя самих, и не возлюбили единого Господа, но добровольно связали себя земными узами, когда приходит <огонь вечный>, как <ставшие> пленниками, вернее же сказать, узниками в отношении к <тому, что само по себе является добрым>, погрязают в любви к миру, и утопают в горьком море <зла>, и гибнут в иноплеменном плене, то есть плененные <злыми> духами. А если угодно правоту совершенной любви ко Господу узнать из святых богодухновенных Писаний, то смотри, как Иов совлекся, так сказать, всего, что имел <..> детей, <имущества>, скота, рабов и прочего достояния, и как он, совлекшись всего, бежал и спасал себя, даже самый хитон оставив и бросив сатане, ни словом не изрек хулы, ни сердцем, ни устами не возроптал пред Господом, а напротив того, благословлял Господа, говоря: <Господь дает, Господь и берет: благословенно имя Господне> (Иов.1,21). Его <считали владеющим многим>, но по испытании его Господом, оказалось, что Иов <ничем не владел>, кроме единого Бога. Подобно и Авраам, когда было повелено ему Господом: <"Оставь свою страну, родных и отчий дом"> (Быт.12,1), тотчас совлекся, так сказать, всего: отечества, земли, родных, родителей и последовал слову Господню. Потом, среди многих <выпавших> ему испытаний и искушений: то когда взята была у него жена, то когда жил и терпел обиду на чужой стороне во всех <этих> случаях доказал, что единого Бога любит <более> всего. Наконец, когда по обетованию, по прошествии многих лет, <у него уже был единородный, столь желанный сын>, и Бог потребовал у него, чтобы сына <этого> с готовностью сам он принес в жертву, совлекся Авраам и истинно отрекся себя самого. Ибо <этим> приношением единородного доказал, что не любил ничего иного, кроме Бога. Если же с такой готовностью отдавал он сына, то тем <более>, когда повелено бы ему было оставить прочее свое имущество, или в один раз разделить <и раздать> бедным, и это сделал бы со всей готовностью и со всем усердием. Видишь ли теперь правоту совершенной и <вольной> любви ко Господу? > 13. Так и желающие
быть сонаследниками сих праведников не должны любить
ничего, кроме Бога, чтобы, когда будут подвергнуты испытанию,
оказаться им <полезными> и <искусными>,
в совершенстве сохраняющими любовь свою ко Господу.
Те только в состоянии будут пройти подвиг до конца,
которые всегда по собственной воле своей любили единого
Бога и отрешились от всякой мирской любви. Но весьма
немного оказывается людей, которые бы восприняли такую любовь,
отвращались ото всех мирских удовольствий и <желаний>,
и великодушно претерпевали восстания и искушения <Врага>.
Не потому ли, что многие при переходе рек <бывают
увлечены> водами, нет успешно минующих и эти мутные
реки <всякого рода мирских желаний> и различных искушений
от <злых> духов? Не потому ли, что многие
корабли, скрываясь в море, потопляются волнами, нет переплывающих
и сию пучину, и ходящих по волнам, и достигающих
мирной пристани? По этому-то всегда <нужны> великая
вера, великодушие <{свойство
переносить кротко все превратности жизни, прощать все обиды,
всегда доброжелательствовать и творить [ преподобный
Макарий Египетский. Из книги ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ.
к евангельскому
чтению см. также: +
+ +
свящ. Александр
Мень:
Память о Боге
(+ссылки) +
+ + свящ. Александр Шмеман:
Крест Христов. Грех как потребительство +
+ + свящ. Яков Кротов: уметь
умирать
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Не Премудрость ли это зовет, / не ее ли разумный
голос слышен? * * * *Когда Господь окончит то, * * * *Мудрый сын - на радость отцу, / а сын глупый
- матери на горе. * * * *Уста праведника источают мудрость, / а зловредный
язык будет отрезан. * * * *И вспомнил Бог про Ноя * * * *Воистину, праведность - это жизнь, * * * *Раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся
выше небес, * * * *Не теряйте мужества, оно приносит великую
награду. * * * Душа моя, душа моя, восстань,
что ты спишь? ********************************************* /&/
новый перевод РБО, 2000 г.; содержит
часть паремии понедельника и паремию вторника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3382.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru |
|||||
|
|
![]() |