=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
*
6 июня 2016 г. ст.ст., воскресенье.
*
7 июня 2016 ст.ст.,
С праздниками, дорогие читатели!
> 7.37-39 РЕКИ ЖИВОЙ ВОДЫ >
37 В последний, самый великий день праздника
>
7.37 пусть приходит ко Мне! – в некоторых рукописях:
«пусть приходит!»
>
7.37 Лев 23.36; Ин 4.10,14
> Ст. 37 – В последний, самый великий день праздника Иисус встал – Праздник Шалашей длился семь дней (Втор 16.13,15; Иез 45.25), а затем к нему присоединялся восьмой день, то есть суббота (Лев 23.34-36). Именно он считался последним, но он никогда не назывался величайшим. Поэтому, вероятно, речь идет о седьмом дне праздника. Громким голосом воскликнул – дословно: «закричал, говоря» <...>. Ср. Притч 1.20; 8.2-4, где Мудрость громким голосом призывает к себе людей, приглашая их есть и пить за ее столом. > Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне! И кто верит в Меня, пусть пьет! – Одним из важнейших символов праздника была вода. В эти дни молились о дожде, и, если дождь случался, это предвещало богатый урожай в следующем году. Каждое утро в течение семи дней торжественная процессия шла к Силоамскому водоему на Храмовой горе, и священник наполнял золотой кувшин водой из источника, питавшего водоем. Затем ликующая процессия с пением псалмов и с ветвями в руках шла к Храму, где совершалось возлияние этой воды вместе с вином на жертвенник. Иисус, стоя во дворе Храма, в этот праздник торжественно объявил себя источником живой воды и тем самым заменил собой праздник. Отныне Он – та истинная вода, которая утолит жажду всякого, кто в Него верит (ср. 4.14; 6.35). > Ст. 38 – Ведь в Писании сказано: «Из сердца его потекут реки живой воды» – Этот текст – один из самых трудных в Евангелии. Первая проблема – это происхождение цитаты. Оно неизвестно, предполагается, что это не точная цитата, а вероятно, парафраз Зах 14, который читался во время праздника, хотя ученые указывают и на другие источники (Ис 55.1; 12.3). Так как церемония зачерпывания воды была символом грядущих Божьих даров людям, Иисус Своим призывом указывает на то, что это обещание уже исполнилось в Его лице. Вторая проблема связана с пониманием точного смысла этого предложения, а он зависит от пунктуации. Так как в древних рукописях не было знаков препинания (и даже пробелов между словами), смысл изменяется в зависимости от того, как мы соединяем слова между собой. Поэтому существует второй вариант понимания: «Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьет! Ведь в Писании сказано: "Из сердца того, кто верит в Меня, потекут реки живой воды"». > Именно так понимался этот текст большинством восточных Отцов Церкви. Согласно их мнению, верующий, жажда которого была утолена, сам становится источником живой воды для других людей. Но очень многие Отцы западной Церкви и большинство современных комментаторов понимают текст так, как он дан в этом переводе. Согласно их представлению, источник живой воды – сам Иисус, в Нём осуществились обещания Ветхого Завета человечеству, и эта вода доступна для каждого, кто в Него поверит. Вероятно, такое понимание точнее отражает христологию 4-го Евангелия (ср. 6.35, где и мысль и лексика очень близки), тем более что только в нём сказано о том, что из пронзенного копьем тела Иисуса истекла кровь и вода. Из сердца – дословно: «из живота». Живот в еврейской традиции понимался как <вместилище> эмоций, то есть имел те функции, которые в европейской традиции приписываются сердцу. Так, например, в Откр 10.9 Александрийский кодекс, один из древнейших манускриптов Нового Завета, заменяет «живот» на сердце. См. также Пс 40.8 (39.9), где дословно сказано: «Твой Закон в моем животе» (в синод, переводе: «в моем сердце»). Кроме того, арамейское слово «живот» часто употреблялось метафорически в значении «человек, его личность, его сущность». > Ст. 39 – Иисус сказал так о Духе, который получат те, кто поверит в Него – Евангелист сам объясняет, что значили эти слова Иисуса о реках живой воды. Вода была многозначным символом, где разные значения свободно перетекали друг в друга. Так, в это время вода в раввинистической литературе символизировала Закон. Будучи источником живой воды, Иисус заменил собой Закон. С давних пор вода также была символом Мудрости Бога (см. Ис 55.1; ср. Ис 44.3). См. Пролог, где Иисус назван Логосом, то есть Мудростью Бога. Раньше, в 6.35, водой названо откровение, которое Иисус принес от Отца людям. Но особенно часто с водой сравнивался Дух (ср. Мф 3.11; Мк 1.8; Лк 3.16; Ин 1.33; Деян 1.5). В момент смерти из пронзенного бока Иисуса потекла вода (19.34), а после воскресения Он дарует Своим ученикам Дух (20.22). Ср. 1Ин 5.8: «Есть три свидетеля: Дух, вода и кровь; и все три свидетеля свидетельствуют об одном и том же». {Р.Браун приводит очень интересные сведения относительно символизма воды: «Глаголы, применяемые к воде, употреблялись и для описания дара Духа, например, «изливать» (Ис 44.3). Душа, «nefesh» (это слово можно перевести как «дух»), рассматривалась как седалище жажды, потому что nefesh, вероятно, вначале означала горло... Nefesh есть также источник слов, например, в 1Цар 1.15 говорится, что Анна изливала (обратите внимание на символизм воды) свою душу перед Господом в словах молитвы». R.E.Brown, The Gospel according to John, I-XII, p. 324.} > К тому времени Дух еще не был дан, потому что Иисус еще не был облечен в Божью Славу – Предложение начинается с очень трудных слов Дух еще не был дан (дословно: «Духа еще не было»). Так как эти слова трудны для понимания, в рукописях много разночтений (см. текстуальные примечания). Конечно, они не означают того, что Святого Духа не существовало до прославления Иисуса. Евангелист говорит о том, что Иисус даровал Святой Дух Своим ученикам (20.22), тем самым положив начало новому творению. [ В.Н. Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ
ОТ ИОАННА. Комментарий.
см.
также: + + +
из богослужения праздника Троицы -
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. #
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Воскресший Господь наш Иисус Христос!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Когда
наступил день Пятидесятницы, * * * *Плоды света - это доброта, справедливость
и истина. ********************************************* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3406.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
*********** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru | |||||
|
| ![]() |