=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир
да будут с вами полной мерой – через познание Бога
> Уныние и леность> Уныние, тоска, скука, нерадение, леность, праздность (апатия, сплин — в ученых книжках и «культурном» обществе) — все страсти одного и того же порядка и различаются между собою только по степени и виду расслабления, вызываемого демоном в человеке: иногда он давит на сердце, иногда на тело, один раз сильнее, а другой — слабее. > Поэтому я скажу только о двух главных страстях этого рода, с преимущественным воздействием одной на душу, а другой на тело. В действительности обе страсти тесно переплетаются друг с другом. Посему есть возможность сразу говорить о них обеих вместе. > «...Из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший», — говорит св. Иоанн Лествичник. Действительно, против каждой страсти служит врачевством противоположная добродетель (например, против чревоугодия — воздержание, против сребролюбия — нестяжание, гордость смирением побеждается и т.д.), против уныния же нет такой специальной добродетели. Вот почему у святых отцов она называется иногда «всепоражающей смертью», ибо для своего уврачевания требует многих сил и ведет за собою все пороки и тысячи зол, вплоть до отвержения мирянами самой идеи личного спасения, а у монахов — до снятия мантий и возвращения в мир. Но зато и ни одна страсть не доставляет подвижнику столько венцов, как уныние. В борении с этой-то страстью и познается, как кто служит Богу — нелицемерно или лукаво и нерадиво; соответственно этому и награждается. <.....> > Нужно еще и то сказать, что мирские жилища и селения <бес унынния> не очень часто посещает, ибо делать ему там нечего. Жизнь общественная так усложнена разнообразными развлечениями и удовольствиями, что при приближении сего беса люди заранее от него баррикадируются всевозможными способами. Самое большее, что ему остается, это искушать людей скукой в промежутках между двумя увеселениями. > Но увидев келью отшельника или человека, желающего посреди людей жить, как в пустыне, то есть мало говорящего, себе внимающего, знакомств не ведущего, демон уныния, — говорит преп. Иоанн Лествичник, — «улыбается и, приблизившись к нему, вселяется подле него». Раз напав на человека, бес уныния истощит на нём все свои средства, чтобы отвлечь от доброделания. > Святые отцы живописно рисуют картину искушения этим бесом подвизающихся. Но нужно быть большим подвижником, чтобы заметить на себе, как справедливы их слова. Каждый из начавших спасаться, после известного промежутка времени, когда ему всё удается легко, молится в охотку, в церкви стоится нетягостно, всё вокруг наполнено благодатью, спасение совершается быстро и так далее, — после этого периода благодати каждый испытывает приступы реакции, то есть отвращения к тому, чем человек доселе только и жил, восхищался и упоевался. [
Епископ Варнава (Беляев).
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на форуме. #
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- Иисус
сказал: ********************************************* /*/ рядовое евангельское чтение среды. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3425.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
*********** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru | |||||
|
| ![]() |