=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
> <...> Прощение не означает «меня это не очень волнует» или «ничего особенного не произошло». Меня это волнует, и нечто особенное произошло, иначе было бы просто нечего прощать, мне бы осталось лишь немного переменить свои установки по отношению к некоторым вещам. (Сегодня мы много слышим о том, что людям надо переменить отношение к некоторым понятиям, которые кажутся им неправильными, но это не прощение. Если у меня просто неверная установка по отношению к кому-то и я ее меняю, это не значит, что я простил этого человека, наоборот, я сказал ему, что он не нуждается в прощении, уж, скорее, надо простить меня за то, что я раньше вел себя неправильно). Простить также не означает сказать: «Давай сделаем вид, что этого не было». Это более тонкая позиция, потому что здесь мне надо стараться вести себя так, как если бы ничего не случилось. Но это случилось, и простить не значит сделать вид, что этого не было. Здесь нужно прямо посмотреть на произошедшее и сделать сознательный выбор, принять решение нравственной воли и отложить случившееся в сторону, чтобы оно не служило стеной между мной и другим человеком. Иными словами, прощение предполагает, что случившееся было злом, о котором нельзя просто забыть как о маловажном событии. Иначе в нас бы осталась сдерживаемая злость и между нами после утраты доверия росла бы дистанция. Гораздо лучше открыто выложить всё на стол, как на самом деле и велит это делать Новый Завет, и во всём разобраться. > Чем мы подменяем прощение> Всё это подводит нас к одному из труднейших
мест в Евангелиях — к главе 18 Евангелия
от Матфея. Здесь Иисус, взяв иудейский закон о том,
как нужно выдвигать обвинения против ближних, адаптирует
его к спорам между его последователями. Нам
надо бы держать в одной руке текст стихов 15-20,
а в другой, рядом с первыми, — текст
стихов
> Этот отрывок ясно показывает нам, чем прощение
не является. Оно не значит, что надо махнуть рукой
на поведение окружающих. <...> Если кто-то поступает
неправильно, хотя бы на личностном уровне, не нужно
сплетничать, paсказывать всем окружающим об этом
поступке, пестовать в себе ядовитую обиду и уж никак
не планировать мщение. Но нужно пойти и прямо сказать
об этом человеку. К сожалению, как говорит
мой опыт, люди, у которых это лучше всего получается, —
это чаще всего именно те, кто любит указывать другим
на их недостатки. Может быть, ты действительно
готов выполнить эту задачу лишь в том случае,
когда в глубине души чувствуешь, что ты предпочел бы
от нее уклониться, так что тебе приходится молиться
о благодати и смелости, даже чтобы просто пойти
и постучать в нужную дверь. Дальше еще хуже.
Если тот человек откажется тебя слушать и не желает
говорить о проблеме, тебе придется взять с собой
второго христианина, а затем, в случае повторного
отказа вас слушать, рассказать об этом в собрании
народа Божьего. Всё это очень серьезно, и я полагаю,
что большинство из нас, к величайшему ужасу, даже
и не начало понимать, как это делать. Вероятно,
мы так поступим в случае финансовой нечестности или,
быть может, сексуального скандала в местной церкви —
хотя и в этих случаях, увы, люди порой ищут иные решения
и надеются, что проблема > Прощать всегда> Но жесткое и трудное требование смотреть другому в глаза и говорить правду, зная, что она ранит, уравновешивается не менее жестким и трудным требованием всегда давать прощение. Обратите внимание на символическую глубину слов Иисуса. «<Сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной провинится? Семь раз?>» — спрашивает его Петр. «Нет, — отвечает Иисус, — <не семь, а семьдесят раз по семь>». Иудей I века, знавший Писание, сразу бы уловил один намек. Даниил в главе 9 задает ангелу вопрос, как долго еще продлится Вавилонское изгнание. Может быть, это будет семьдесят лет, как предсказал Иеремия (9:2)? Нет, отвечает ангел, но семьдесят раз по семь (9:24). Вот как долго он будет длиться — обратите внимание на объяснение причины — «<чтобы забыта была непокорность, заглажен грех и искуплена вина, чтобы навеки утвердилась праведность>»**. Вавилонское изгнание было результатом греха Израиля; Богу придется разбираться не только с самим фактом изгнания, но и с его корнями — с их порочностью. И здесь Иисус говорит, что этот новый век, век прощения, уже наступил и что его народ должен его в себе воплощать. > А за этим стои́т заповедь о юбилейном годе из Книги Левит: после срока в семь раз по семь лет надо простить долги. Трудно установить, насколько эту заповедь исполнили в разные периоды истории древнего Израиля, но здесь мы видим ясное, глубоко контркультурное для нас, указание на границы социальной и экономической жизни народа Божьего, подчиняющегося Божественному порядку. Это одна из тех заповедей, которые Церковь старалась забыть и о которых вспомнили недавно, на фоне ужасающего экономического неравенства в нашем мире. > Все эти вещи стоя́т за прошением заповедованной нам молитвы Отче наш: «И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим». Иисус провозглашает на каждом шагу, что он пришел установить новый завет, а его последователи должны жить как народ, вернувшийся из плена, а потому как народ прощении грехов. Повеление прощать — это не просто новая и более возвышенная этика, которую могут попытаться применить на практике моралисты самого высокого полета. Она следует непосредственно из того положения вещей, которые Иисус установил своим служением и запечатал смертью и воскресением. «Эта чаша, — сказал он, — <новый завет, скрепленный Моей кровью, которая за вас и за стольких людей проливается ради прощения грехов>»***. Искупление не было какой-то абстрактной акцией, которая сделала Божье прощение доступным всем желающим. Но это было изумительное и великое свершение, благодаря которому было сокрушено само зло и смог настать новый Божий век. И мы, считающие себя последователями Иисуса, можем быть ими на самом деле лишь в той мере, в какой живем по закону прощения — серьезного прощения, а не тех дешевых подделок, о которых говорилось ранее. Только так мы будем воплощать подлинный христианский ответ на проблему зла, который не есть теория, но жизнь — такая жизнь, которая получит оправдание или надлежащую оценку в грядущем веке, когда зло будет полностью устранено.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Вы же знаете, как велика доброта нашего
Господа Иисуса Христа. * * * *Мы заботимся о том, чтобы всё было
безупречно, причем не только в Божьих глазах, но и в глазах
людей. /.../ ********************************************* /*/
из апост. чтения понедельника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/016/3433.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru |
|||||
|
|
![]() |