=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос воскрес!
* 19 декабря 2016 г. ст.ст.,
воскресенье 28-е по Пятидесятнице. литургические чтения: Евр.11:9-10,17-23,32-40; Мф.1:1-25.
> ГЕНЕАЛОГИЯ КАК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ> Большинство христиан и многие нехристиане могут в общих чертах пересказать историю зачатия и рождения Иисуса. Но скорее всего, они при этом даже не упомянут о двух подробных родословных Иисуса, которые приводят Матфей (1:1-17) и Лука (3:23-38). И это достаточно разумно, поскольку, если начать с длинного перечня предков, можно испортить всю историю в целом (). Мы также понимаем, что идем на риск, начиная разговор о генеалогии. Но мы делаем это намеренно, потому что здесь содержится первое и отчетливое указание на природу и цель двух историй о Рождестве. Именно эти две родословные показывают, что повествования о зачатии, рождении и младенчестве Иисуса представляют собой в большей мере богословскую метафору и символическую притчу, чем описание исторических фактов. > И мы сделаем еще более решительное заявление. Если вы поймете, что эти родословные содержат минимум исторической информации и максимум богословия, вы увидите, что такой же характер носят и повествования о Рождестве в целом. Сто́ит понять, с какой целью приведены эти родословные, и вы поймете, зачем Матфей и Лука начинают свои евангелия с метафорических увертюр. Мы говорили о том, что каждое из повествований представляет нам всё евангелие в миниатюре, подобным образом каждая родословная дает нам миниатюрное изображение соответствующей увертюры. <...> > Один Иисус, две родословные> Сначала мы рассмотрим расхождения между
родословными у Матфея (1:1-17) > Место в тексте. Самое удивительное то, что Матфей поместил родословную Иисуса в начало повествования о Рождестве, а Лука начинает с нее рассказ об общественном служении Иисуса — она стои́т после крещения, — то есть у него родословная находится вне истории Рождества. > Направление. Понятно, что любую родословную
можно представить одним из двух способов. Можно
двигаться от родителей к детям, от предков
к потомкам — или можно от детей
переходить к родителям, от потомков к предкам.
Родословная по Матфею строится по нисходящей,
родословная по Луке — по восходящей:
> Выбор направления: по нисходящей от Авраама до Иисуса у Матфея или по восходящей от Иисуса к Адаму у Луки — по-видимому, не несет в себе какого-либо особого смысла. Это просто выбор одной из двух возможностей. > Форма. Похоже, что и форма здесь не имеет особого смысла. Так, у Матфея (1:2) говорится, скажем: «Авраам родил Исаака» (то есть «Авраам стал отцом Исаака»), а у Луки еще короче: «Исаака, Авраама» (то есть «Исаак был сыном Авраама»), так что в греческом оригинале у нас просто стои́т перечень имен, одного за другим, в родительном падеже. > Количество. Матфей говорит о 14 + 14 + 14, то есть о 42-х, «родах» (поколениях) от Авраама до Иисуса, но этот расчет оказывается неправдоподобным, если понимать его буквально <...>. Если вести подсчет поколений, то есть всех случаев, когда «x родил y», у нас получится 13 + 14 + 13, то есть 40 поколений. Если же вести подсчет по персонажам, не считая ни одного из них дважды, мы насчитаем 14 + 14 + 13 имен, то есть 41 человека. Как бы мы ни пытались считать, лучше помнить о том, что заявление Матфея о ритме 14 + 14 + 14 содержит, скорее, не математическую, но богословскую истину. Но об этом мы подробнее поговорим далее. Лука же лишен подобных неточностей, он просто перечисляет 77 поколений (хотел ли он показать, что их 7x11?), но ничего не говорит о количестве родов или персонажей в своем списке <...>. > Расхождения. Хотя начиная от Авраама
некоторые имена предков Иисуса в двух родословных
совпадают, они расходятся ().
В них совпадают шесть имен от Авраама до Есрома,
семь имен от Аминадава до Давида и два
имени от Салафиила до Зоровавеля. Но здесь
есть два поразительных отличия. У Матфея после
Давида идет его сын Соломон (царь), тогда как
у Луки на аналогичном месте стои́т
Нафан (пророк). > Итак, отличия здесь очевидны. Но в таком случае есть ли значимые совпадения между двумя родословными? > Структура. В начале и в конце обеих родословных стоя́т слова, которые подчеркивают смысл этих списков:
> Патриархальный характер. Самое разительное сходство между двумя родословными — это то, что они подчеркивают роль мужчин, то есть носят патриархальный характер. Хотя оба евангелиста утверждают, что Иисус родился от женщины без участия мужчины, может показаться, что почти во всех других случаях мужчины рождали сыновей без участия женщин, — хотя у Матфея здесь четыре исключения. Это Фамарь (1:3), Раав и Руфь (1:5) и безымянная женщина, «бывшая за Урией» (1:6). > По Матфею отцы рождают сыновей, по Луке сыновья происходят от отцов, но матери (за исключением четырех случаев у Матфея) удивительным образом отсутствуют. И в родословной по Луке (3:23) не упомянута даже сама Мария, хотя она есть у Матфея (1:16). Куда же подевались все матери? > <...> приведем один пример из иудейского контекста I века, где также отражено патриархальное мышление. > В 90-х годах I века н.э. иудейский историк Иосиф Флавий в своем автобиографическом сочинении «Жизнь» рассказывает о той мудрости, которую он проявлял не по годам рано (). И этой истории предшествует его родословная. Он уверяет, что его «род не низок, но берет свое начало от священников, живших в далекой древности» и что «у нас связь со священниками отражает знатное происхождение» (). > Далее Флавий заявляет: «Кроме того, со стороны моей матери я имею в себе царскую кровь» (). И затем он рассказывает о связи предков матери с династией Хасмонеев, или Маккавеев, священников-царей, которые правили Израилем на протяжении столетия, а затем, в середине I века до н.э., пришли римляне и сменили этих правителей династией Ирода. Флавий говорит, что его царственная родословная примерно к 135 году до н.э. включает пять поколений и берет начало от «прадеда деда» (). > В этой краткой родословной некоторые вещи сразу привлекают к себе внимание. Флавий устанавливает родственные связи между собой и Симоном, двигаясь по нисходящей, подобно Матфею, а не по восходящей, как Лука. При этом он упоминает исключительно мужские имена. И хотя Флавий стремится подчеркнуть свои связи с царским родом, он не называет имя знатной женщины, для него она просто «дочь первосвященника Ионафана». Флавий приводит здесь девять имен мужчин, но ни одного женского — включая имя той женщины, которая единственная дает ему основание хвастаться царской кровью. В этом, несомненно, проявляется его патриархальное мышление. Подобное мышление отражается и в родословных, приводимых евангелистами. > Стои́т обратить внимание и еще на одно обстоятельство: Флавий доказывает, что в его жилах течет кровь как священников, так и царей. Именно такое сочетание предков иудеи того времени считали самым почтенным. Такого же рода сочетание мы видим у Луки (но не у Матфея). Через Марию Иисус в родстве со священниками, а через Иосифа — с царями. Елисавета происходила «из дочерей Аароновых» (1:5), а Мария была ее «родственницей» (1:36). Иосиф же происходил «из дома и рода Давидова» (2:4). [ М.Борг, Дж.Кроссан.
Первое Рождество. Что на самом деле говорят Евангелия о рождении Иисуса, // М.: Эксмо, 2009; стр.101-108 ]
к евангельскому чтению:
С новолетием, дорогие читатели! Да увенчает Господь наступивший год щедростью Своей!
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Иисус сказал: * * * *Благодаря вере Авраам повиновался Божьему
зову * * * *Иисус начал учить их, * * * *Иисус сел, подозвал к себе двенадцать
учеников и сказал им: ********************************************* /*/ еванг. чтение среды. /**/ из еванг. чтения пятницы. /*^/
из еванг. чтения субботы перед Рождеством. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3473.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||||||||||||||||||||||
|
|
![]() |