=рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через
познание Бога
/Продолжение текста из вып.#3480./
> Человечество нуждается в таком пророческом, жреческом и царственном служении. Ветхий Завет стремится показать такое призвание Израиля во всей полноте его действительности, постоянно вознося благодарную хвалу Богу за чудодейственное спасение и сохранение этого маленького народа. Пророческое призвание Израиля в особенной мере наглядно в появлении определенных личностей, прототипом которых наряду с Авраамом являются, прежде всего, Моисей как создатель единства израильского народа, а вслед за ним пророки, постоянно появлявшиеся в самых разнообразных обличьях. Иная линия наглядно видна во всём, что связано со скинией, Храмом и жертвоприношением. А царственная миссия, наконец, представлена в царстве Давида с его примечательным продолжением в царстве Соломона. Именно в царстве Давида образцово явлена цель милости Божьей: Израиль как представитель господства Бога на земле. Окончательно это призвание Израиля находит исполнение в явлении и происхождении из этого народа Иисуса Назарянина, в Его не вызывающей сомнений принадлежности к этому народу. > Призвание Израиля следует понимать как призвание, исполненное, явленное и свершенное в Иисусе Христе. Оно поэтому поначалу сокрыто и недейственно. И в самом деле, когда читаешь Ветхий Завет, можно убедиться почти на каждой странице, что он и не думает прославлять Израиль как таковой, прославлять данную нацию или "расу". Образ человека-израильтянина, который предлагает нам Ветхий Завет, это образ человека, который сопротивляется своему избранию и тем самым сопротивляется своему призванию, который оказывается недостойным и неспособным к такому призванию и которого поэтому как предмет милости Божьей постоянно настигает кара, которая необходимо должна постигнуть его, поскольку он уклоняется от этой милости. Почти каждая книга Ветхого Завета говорит о том, сколько проблем с этим народом Израиля на всех стадиях его истории. Его постигает одна катастрофа за другой, и всегда потому, что он неверен своему Богу. > Такая неверность должна означать несчастье и гибель. Пророки постоянно указывают на это или изображают дело таким образом, что всё это уже случилось. Каков результат этой истории? Он в том, что пророчество в конце концов замолкает и остается лишь записанный мертвый Закон. А что стало с Храмом, что стало с жреческим призванием Израиля? Храм Соломона, некогда величайшая надежа Израиля, превращается в прах и пепел. А к чему пришло царственное призвание Израиля, к чему пришло царство Давида? Го́ре для всех израильтян размышлять о том, чем был некогда Израиль и что с ним стало под ударами Бога, который когда-то столь любил того, который так неблагодарно воздал за эту любовь. А когда надежда получает наконец исполнение и является Мессия, то Израиль подтверждает всю свою предшествующую историю распятием Его на кресте. Израиль подтверждает свою историю тем, что отвергает Его, причем не случайно, а как хулителя Бога, а также тем, что выталкивает Его к язычникам и выдает Пилату для умерщвления и распятия. Таков Израиль, этот избранный народ, который таким образом обходится со своим призванием и со своим избранием, что сам себе выносит приговор. Всякий антисемитизм является слишком поздно. Приговор давно произнесен, а в сопоставлении с этим приговором все прочие выглядят нелепыми. > Исчерпывается ли этим призвание Израиля? Нет, Ветхий Завет постоянно подтверждает: избрание Богом сохраняет свою силу и сохранит ее навечно. Человек, предстающий таким, каким он предстает в лице Израиля, есть и остается избранным Богом человеком человеком, наделенным данным призванием. Там, где оказывается несостоятельным человек, там торжествует верность Бога. И Израиль, ставший одной большой демонстрацией недостойности человека, становится в то же время демонстрацией свободной милости Бога, который не спрашивает о поведении человека, а суверенно провозглашает относительно человека свое "и тем не менее" и сохраняет его. > Человек есть целиком и полностью предмет божественного сострадания, а там, где он пожелает быть чем-то бо́льшим, там он необходимо должен взбунтоваться против такого существования в качестве Израиля. Израиль целиком и полностью привязан к Богу и целиком и полностью предоставлен Богу. Почитайте Псалмы: "Ты один!.." Человек предстает целиком и полностью лишь слушателем божественного Слова, который пребывает и остается под господством Бога, даже если и предпринимает постоянно попытки уйти от Него. > А в исполнении его призвания, в распятом на кресте Иисусе из Назарета вновь становится видно, как обстоит дело с Израилем. Висящий на кресте Иисус разве это нечто другое, как не этот Израиль с его грехами и безбожием? Да, хулитель Бога есть Израиль. И этот Израиль называется сейчас Иисус из Назарета. Когда мы рассматриваем дальнейшую историю евреев и видим всю причудливость и абсурдность еврея, видим его непристойность, постоянно вызывавшую к нему ненависть, а здесь можно было бы задействовать весь перечень антисемитизма, разве означает это нечто другое, чем удостоверение этого недостойного Израиля, сделанное Богом видимым на кресте, но также и удостоверение того Израиля, которому Бог сохраняет верность на всех этапах его странствия. > Откуда нам это известно? Мы можем знать об этом потому, что Он сохранил верность этому народу на кресте Голгофы. Когда Бог был ближе к нему, чем тогда, и где Бог через народ Израиля более надежно и утешительно поддерживал всё человечество, чем именно здесь? Вы считаете, что это в наших интересах отлучить еврея от верности со стороны Бога? Вы действительно полагаете, что мы в состоянии и вправе отказать ему в такой верности? Верность Бога, явленная в действительности Израиля, есть ведь и гарантия Его верности и нам, и всему человечеству. > А сейчас мы должны перевернуть страницу. Иисус Христос есть свершение и исполнение Израиля. Обратимся вновь к Ветхому Завету, и мы будем постоянно находить там следы того, что эти строптивые и заблудшие люди удивительным образом оказываются в состоянии подтверждать в определенных ситуациях свою избранность. Когда такое случается, когда наблюдается какая-то преемственность в благочестии и праведности, то это проистекает не из природы Израиля, а является скорее постоянно новым проявлением милости Бога. А там, где есть милость, там не может не происходить всё таким образом, что люди, даже против желания, должны возвысить свой голос в хвале Богу и свидетельствовать, что там, где свет Божий проникает в жизнь этих людей, там этот свет неизбежно находит отражение в их реакциях. > И в суде Божьем присутствует милость. И Ветхий Завет говорит об этом, говорит не как о некоей данности в жизни израильтян, а как о некоем "и тем не менее". И "тем не менее" в истории Израиля постоянно обнаруживаются свидетельства, которые начинаются словами: "так говорит Господь…" Другие свидетельства звучат как ответ слушающих, как эхо этого "тем не менее", исходящего от верности Бога. Ветхий Завет знает об "остатке", части народа, оставшейся верной. Речь здесь идет не о лучших, не о более нравственных людях, а о таких, кто отличен тем, что призван. Этот "остаток" составляют грешники, которые нашли опору в милости Бога, "праведные грешники". > Откровение достигает пика в жизни Иисуса из Назарета. Он выходит из Израиля, рожденный Девой Марией и в то же время пришедший свыше и потому в Своем величии являющий и завершающий союз. Израиль это не больной, подлежащий излечению, а воскресший из мертвых. Когда Он является, то приговор, который Бог выносит, предстает как снятие приговора, который человек выносит сам себе. Верность Бога торжествует в этом мире греха и нищеты. Он сжалился над человеком. Самой Своей сокровенной сутью принимает Он участие в этом человеке. Он никогда не переставал направлять с любовью этот народ, который непотребно вел себя по отношению к Нему. Человек-израильтянин принадлежит Богу и каждый раз не по природе, а в силу чуда милости Божьей вправе принадлежать Ему вновь, спасенный от смерти, вознесенный одесную Бога. > Израиль есть в действительности свидетельство свободной милости Бога. В событии, приводящем Иисуса Христа к цели в Его воскрешении из мертвых, Бог являет Своё отношение к человеку. Здесь человек предстает освещенным светом величия Бога. Это называется милостью, это обращение Бога к человеку. И всё это становится видимым через Человека из Израиля. Вследствие этого события дело доходит и здесь вновь положительным образом проявляется милость до поразительного расширения союза с Авраамом, до выхода далеко за пределы круга его соплеменников: "Идите до концов Земли и возвещайте Благую Весть всем!" > Это милость: из тесноты вширь. А поскольку спасение приходит именно от евреев, то это означает, что еврейский народ не только подвергается суду, но и получает прощение. Это прощение Израиля как его избрание и призвание, остающееся неизменным, вплоть до сегодняшнего дня проявляется в Церкви, состоящей, по существу, из евреев и язычников. Павел (Рим.9:11) придает исключительное значение тому, что нет Церкви евреев и нет Церкви язычников, а есть Церковь как единая Община тех, кто из Израиля приходит к вере, вкупе с теми, кто из язычников призван в Общину. Для Церкви существенно важно, что она состоит и из тех и из других. И вместо того чтобы стыдиться этого, она должна понять, что в том ее честь, что в ней живет семя Авраама. > И если наряду с Церковью всё еще есть Синагога, существующая в силу отвержения Иисуса Христа и бессильного продолжения израильской истории, давно обретшей свое исполнение, то мы должны поразмышлять вот о чём. Если такова воля Бога и апостол Павел стоял в загадочном раздумье перед этим вопросом что всё еще есть такой отдельный Израиль, то нам следует рассматривать Синагогу лишь как тень Церкви, которая сопровождает Церковь на протяжении столетий и которая, знают ли об этом иудеи или нет, фактически и реально принимает участие в свидетельствовании откровения Бога в мире. Хорошая виноградная лоза не засыхает. Ведь то обстоятельство, что она посажена Богом, то, что Бог сделал с ней и дал ей, всё это является решающим, и всё это было явлено в Иисусе Христе, человеке из Израиля. [ Карл Барт. Очерк
догматики, из лекции 11
// СПб.: Алетейя, 1997 ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах –
-----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Братья, не стремитесь все стать учителями! * * * *Вы – избранный род, священство Царя,
святой народ, Божье владение, ********************************************* /*/ включает
апост. чтения вторника–четверга. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3482.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
страничка сайта в facebook: facebook.com/messia.info
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru |
|||||
|
|
![]() |