=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
> Память о будущем> «Главная немощь фантазии у грешников есть склонность мечтать», — пишет святитель Феофан Затворник. Однако в другом месте тот же святитель Феофан говорит о воспитании и исправлении — а не умерщвлении и упразднении! — воображения. > Серьезные психологи и философы скажут, что без способности воображения, которая позволяет нам выходить за рамки видимого и осязаемого, просто нет человека. Допустим, вы решили сменить обои и купить новый шкаф. Как прекрасно, что тут необязательно привозить в квартиру разные шкафы на пробу и примеривать разные обои — мы делаем всё это в воображении, чтобы понять, как это будет выглядеть и чего мы хотим. Это великая экономия времени и сил при решении любых проблем. И тут воображение — вовсе не враг разума, а его незаменимый сотрудник. Это прекрасно понимают и ученые: скажем, именно трезвое воображение позволяет историку воссоздать облик древнего Вавилона или портреты героев прошлого. > К.С.Льюис говорил, что «хотя разум — естественный орган истины, воображение — орган значения». Мы не можем уловить смысл концепции, слова или явления, если не связываем его с живым образом. > И в частности, без воображения мы могли бы разве что анализировать поведение другого человека, но не смогли бы ему сочувствовать. Чтобы действительно понять другого, я в воображении как бы становлюсь им — переселяюсь в его жизнь и смотрю его глазами. > Так же и на будущее мы можем смотреть только с помощью воображения, никак иначе. И в этом смысле никто не может не мечтать. Исследователь Эрик Клингер показал, что большинство мечтаний людей касаются именно повседневных банальных событий — это помогает нам не забывать о простых делах, которые нужно сделать. Даже человек, которого мы бы назвали «лишенным воображения», думая, что он будет делать на неделе, пойдет на работу, купит еды на ужин, а в пятницу отправится на дачу, — мечтает. Недаром любитель парадоксов Г.К.Честертон говорил, что «повседневная жизнь гораздо больше зависит от воображения, чем жизнь мистическая». Мечта — это, если можно так сказать, память о будущем. > Однако мир мечты может стать убежищем, в котором человек прячется от неприятной жизни, а это чревато злоупотреблениями. Никогда не забуду одну девушку: она думала, что ни на что не годится и не умеет жить, и по много часов в день, когда только ей позволяли обстоятельства, сознательно и целенаправленно предавалась мечтам и фантазиям. Вряд ли такое «хобби» помогало ей жить лучше. Это крайний случай, но, наверное, у многих людей мечта может стать опиумом, который притупляет боль и помогает убежать от неуютной жизни — и может сделаться привычным защитным коконом, из которого всё труднее и труднее вылезать наружу. > «Воображение, — пишет протоиерей Василий Зеньковский, — есть огромная творческая, но и жуткая, и страшная сила души. Но нет другого способа овладеть им, как только давая верное движение ему». > Сто́ит понять, что мечты — это серьезно. Они во многом определяют, каким я стану и в каком мире окажусь, поскольку воображение организует восприятие окружающего. Скажем, если человек неукротимо мечтает о деньгах и только о них, он замечает в мире преимущественно финансовые возможности и тупики — и пропускает мимо внимания многое другое. Мечты просто отражают наши желания — эти желания в любом случае лучше знать, но не всегда нужно осуществлять. Тут требуются нравственные рамки и традиционная дисциплина желаний. > Чтобы хорошая мечта не стала бегством и не начала разрушать жизнь, из нее нужно пытаться что-то сделать. Мечта требует воплощения и наших усилий. Если я, скажем, мечтаю стать новым Ван Гогом, я могу пойти в студию живописи. Если я мечтаю о таком приходе, где все друг друга знают и любят, я могу прямо сейчас начать знакомиться с людьми и строить те отношения, о которых мечтаю. И тут происходит нечто важное: как только я начинаю воплощать мечту, принцип удовольствия кончается и начинается не всегда приятный труд. Он формирует меня и часто радикальным образом видоизменяет саму мечту (а иные мечты обречены умереть — это тоже часть жизни). Мечта, взаимодействуя с реальностью, обретает трезвость и, сотрудничая с разумом, часто делает жизнь лучше там, где чистый прагматизм опускает руки. > Хорошая мечта помогает оторвать взор от навязанной реальности и поднять глаза к тем невидимым вещам, которых люди не замечают. Мечта не перестает напоминать: «Это не всё, что есть» — и делает меня свободнее, чтобы искать лучшее. Во всех людях живут неистребимые мечты о лучшей жизни, о красоте, справедливости, гармоничных отношениях, и эти мечты говорят: мир (включая нас самих) не таков, каким он должен быть. Не зовет ли она к какой-то иной реальности? Хотя, быть может, для такой «мечты» лучше подходит другое слово — надежда. [ М.Завалов.
см.
тж.:
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Пусть
будут у вас одинаковые мысли и чувства, одинаковая любовь к братьям,
сострадание и скромность. Не воздавайте злом за зло и оскорблением
за оскорбление, наоборот, воздавайте благословением, потому что вы к этому
призваны, и вам в наследие обещано благословение. * * * *Если вас оскорбляют за имя Христа,
то вы счастливы, * * * *Пришли к Нему саддукеи,
которые говорят, что нет воскресения мертвых. И вот о чём они Его спросили. ********************************************* /*/
включает рядовое апост. чтение вт.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3772.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |