=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой –
*
25 марта 2019 г. ст.ст., 4-е воскресенье Великого
Поста -
С праздником!
> Сегодня мы пришли с вами к Святой Чаше в замечательный день, тот самый день, который называется в церковном песнопении «Спасения нашего глави́зной», то есть началом нашего спасения, нашего приобщения к высшей Божественной жизни. > С чего это началось? С того, что юной Деве по имени Мария Господь открывает, что она станет Матерью Христа. Это и называется радостной вестью Благовещения, и Она говорит: «Вот Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». И мы видим, что в этом сказалось величие Ее души: Она согласилась и приняла волю Божию. И нам странно: какой же тут подвиг? Это же великая честь была, великое счастье для Нее. Почему же мы так Ее почитаем, вот за эти слова: «Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», — как будто бы что-то Ей было сказано суровое, горькое, тяжелое? > На самом деле нам это кажется потому, что мы никогда
не вдумываемся, что могла пережить Дева Мария и что Ее ожидало.
Во-первых, страшная, безмерная ответственность, во-вторых, постоянная тревога
за свое Дитя, в-третьих, это Ее Дитя и в то же время —
чужое Ей Дитя. Тот, перед Кем Она должна была склониться, Тот, Который будет называть
Ее «Же́но», значит, женщина, Он будет от Нее как бы отдален.
Он скажет, когда Она придет с Ним повидаться, когда Она будет стучаться
в дом, но не сможет войти > И Ей, конечно, слышать это было трудно и горько — и много было горьких минут у Нее в жизни, начиная с того момента, когда Она ждала ребенка, когда Иосиф готов был отказаться от Нее и тайно расторгнуть помолвку с Ней; <...> и до того момента, как Она стояла у креста, когда Он умирал. Ведь Она всё сохраняла в сердце все слова, а в этот момент Она могла подумать: "Может, Я обманулась, может, это всё разрушилось? Вот Он просто умирает, Мне же было обещано, что Он будет Царем мира, а вместо этого Он повешен вместе с разбойниками, преступниками". > И это лишь малая доля того, что Ее ожидало. Ее сердце предчувствовало, что это будет тяжкий крест, который Она на себя возьмет, — великий, тяжкий крест. И Она сказала: "Се раба Господня", "вот Я раба Господня". И для нас с вами, когда мы идем к принятию Святых Тайн, Ее пример, Ее образ здесь — самые главные: учиться принимать волю Божию. Он нас сегодня призвал, Он нас сделал христианами, и мы пошли по этому пути. Но ведь это тоже означает не одни только цветы, но и шипы, не одни только прекрасные переживания, но и испытания. Сам Господь Иисус говорит нам, что путь христианский — узкий, ворота вхождения — тесные. Узкий путь... Вот что такое узкий путь. Я всегда вспоминаю об этом пути, когда вспоминаю, как однажды шел по болоту. Оно было очень опасно, и человек мог в одно мгновенье ока провалиться и погибнуть. И только дорожка вилась по кочкам, по ней надо было идти осторожно, не ступив ни направо, ни налево. И в темноте там нельзя было пройти, потому что в темноте с этого узкого пути легко было сойти — и провалиться в трясину. Значит, по христианскому пути надо идти очень осторожно, очень твердо — и при свете, а не в темноте. Какой же свет? Свет — это Священное Писание, это Слово Божие, оно, как светильник, освещает всё, и показывает нам, что мы — путники очень плохие. Мы не пользуемся теми правилами, которыми должен пользоваться путник. Что должен делать путник? Во-первых, знать куда он идет, во-вторых, соблюдать осторожность, в-третьих, идти всегда размеренно, твердо, — не бежать, не идти то быстро, то медленно, а идти ритмично. > А разве у нас с вами так? Сегодня помолились, завтра забыли, то мы ходим в церковь часто-часто, то вдруг у нас провал — духовная жизнь у нас получается очень неблагоприятной, путь плохой. Хороший путник имеет путеводитель — это Евангелие, но часто мы в него не заглядываем, идя по этой дороге. Значит, если человек не заглядывает в Слово Божие, он очень легко может заблудиться и сбиться с дороги навсегда. Господи, прости нас, грешных! > Есть множество правил для нашей жизни, а мы их соблюдаем очень плохо. Правду попираем, гордость в себе выращиваем, злобу, раздражение попускаем, всё время нас как бы терзают то недоброжелательство, то злорадство, то какие-то мысли, ничего не контролируем. Человек, который находится в пути, должен держать себя в руках. Вот ему хочется пить, а у него осталось немного воды — он должен держать себя в руках. А мы не держим себя в руках: у нас мысли блудные, богохульные, горделивые, тщеславные — и мы не обуздываем их, у нас всё в одну кучу. Если не сдерживать себя, не держать контроля... А вы скажете: нет у нас сил держать, ру́ки опускаются... Господь же помогает тем, кто хочет, кто делает усилия. > Человек сам лепит себя, свою жизнь — но с помощью Божьей. Помогает Бог только тем, кто трудится, кто делает эти усилия. Благодать Божия действует там, где человек идет ей навстречу. Господь сеет семя, — помните притчу о сеятеле? — четыре зерна упало, из них три упали напрасно, ничего не дали, только одно выросло. Вот так и Господь нам. И вот сейчас, когда мы идем к причастию, скажем: "Господи, дай нам научиться творить волю Твою, принять Твою волю, дай нам по этому пути идти ясно, твердо, соблюдая две главные заповеди: любить Господа и любить тех, кто нас окружает". > Что значит любить? Конечно, по-разному человек любит свою жену, своего ребенка, свою мать, своего брата, чужого человека, — но надо относиться ко всем доброжелательно, хотя бы доброжелательно, хотя бы не терзаться чувством мести. Многие из нас постоянно недовольны всем: идут по улице, и кажется им, что вокруг идут одни морды, одни отвратительные люди, одни, так сказать, падшие существа, — а хотя мы такие же, мы не имеем права судить, у нас нет права. И сто́ит нам только повернуть в сердце что-то и посмотреть на людей по-человечески и по-Божьи, как мы увидим, что идут совсем неплохие люди: и страдающие, и усталые, и обремененные, и многие есть очень добрые и симпатичные: видеть надо в людях то, что видит Бог — глубину сердца. Господи, прости нас, дай нам достойно сегодня подойти к принятию Святых Таин! > День Благовещенья — пусть он будет для каждого из вас радостной вестью, что вы сегодня родились заново, что сегодня пришел к вам Господь, моли́тесь в глубине души, стучите к Нему, призывайте Его, и тогда всё это осуществится, тогда всё исполнится, потому что вы будете жить твердо, радостно, мужественно, насыщенно, благообразно, интересно, прекрасно — вот это и есть подлинная живая жизнь Божия, не прозябание какое-то скучное, серое, в тени греха, а настоящая жизнь, открытая всем ветрам, жизнь прекрасная, потому что Господь дает нам жизнь прекрасную, радостную жизнь, а если мы это портим, то только по собственной вине. Господи, прости нас, грешных! [ протоиерей
Мень Александр. Общая
исповедь, 7 апреля 1987 г.
+
+ + Валентин Вайгель. Проповедь
на Благовещение
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *<Обещание
Бога и Его клятва> * * * *Уподобился я, Христе, / в руки
разбойников попавшемуся ********************************************* /*/ из апостольского чтения воскр. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3801.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |