=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога * 14 апреля 2019
г. ст.ст.,
> <1Петр.>3.15-22 ДОВЕРЯЙТЕ БОГУ
>
3.15 Христа —
в некоторых рукописях: «Бога». >
3.15 Ис 8.2-13
3.18 Рим 6.10; Эф 2.18;
Евр 9.28; 10.10; 1Петр 2.21; 4.1 3.20 Быт 6.1-7.24 <.....> > Ст. 17 — Ведь гораздо лучше страдать, если на воля Божья, за то, что делаете добро, а не за то, что делаете зло! — Апостол по опыту знает, что далеко не всегда гонения и клевета прекращаются, когда люди осознаю́т, что они возводят напраслину на христиан. Поэтому нельзя рассчитывать, что те делают это исключительно по неведению. По страдания только тогда получают хвалу и славу у Бога, когда они незаслуженны. См. также 2.20-21. Ст. 18 — Потому что и Христос пострадал за грехи — раз и навсегда, праведный за грешников, чтобы привести вас к Богу — См. 2.21. Он пострадал раз и навсегда — «В ст. 18 содержится одно из наиболее кратких, емких и глубоких утверждений в Новом Завете доктрины об искуплении. Иисус тремя путями разрешает проблему восстановления нарушенных отношений человека с Богом. 1. Он приносит совершенную жертву за грех (ср.: Евр.9.11-14; 10.1-10) и тем самым исполняет требования закона. 2. Он претерпел смерть за неправедных как наказание, предусмотренное законом для грешников (ср.: Рим 6.23; 2Кор 5.21). 3. Тем самым Он уничтожил барьер между человеком и Богом, воздвигнутый грехом, и заново открыл путь к Богу (Ин.14.6)». {Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 331.} Заместительная жертва Иисуса столь совершенна, что может очистить всех поверивших в Него — и тоже раз и навсегда. Очень похожая мысль содержится в Письме евреям: «Ему не нужно, как другим первосвященникам, день за днем приносить жертвы сначала за собственные грехи, а потом уже за грехи народа. Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву самого себя» (7.27). Ср. Рим 6.9-10: «Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет, смерть над Ним уже не властна. Он однажды умер — и для греха Он мертв». «Новозаветные авторы убеждены в том, что на Кресте было совершено нечто такое, чего уже никогда больше не нужно было повторять, и что при этом был окончательно побежден грех. На Кресте Бог так рассчитался с человеческим грехом, что это применимо ко всякому греху, к каждому человеку, во все времена». {У.Баркли. Толкование Посланий Иакова и Петра, с. 248.} Ведь Иисус умер не за Свои грехи, а Своей кровью очистил грешников. Только люди, очищенные от грехов, могут соединиться с Богом. > Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни — Иисус действительно умер, и тело Его было погребено. Но Бог воскресил его. «Христос умер физической смертью на кресте, и Его плоть прекратила свое существование (дыхание и кровообращение прекратились). Он также испытал духовную смерть в смысле разделения с Богом вследствие того, что понес на Себе грехи мира: крик отчаяния вырвался из Его уст (Мк.15.34)». {Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 331.} Духом возвращен к жизни — Спустя три дня Дух, который испустил Иисус, вернулся и воскресил Его тело к жизни. Возможно также иное понимание: «возвращен к жизни в Духе», то есть Он отныне живет на небесах, в сфере Духа, в отличие от материальной жизни. > Ст. 19-20 — И в Духе Он отправился проповедовать ду́хам в темнице, что некогда отказались покориться Богу, в те времена, когда Бог терпеливо дожидался, пока Ной построит ковчег — Эти стихи чрезвычайно трудны. Вероятно, это единственно по-настоящему трудное, непонятное и вызывающее споры место в этом письме, которое в остальном не представляет особых затруднений. Есть несколько его толкований. Вот наиболее привычное, особенно в нашей стране: идет речь о сошествии Христа после смерти в Шеол, или Аид (не в ад!), то есть в преисподнюю, где Он возвестил Радостную Весть тем, кто жил до Него и по этой причине не мог услышать Его проповедь. Таким образом, им был дан шанс услышать Весть, поверить и быть спасенными. Кроме того, считается, что подобное понимание поддерживается таким новозаветным текстом, как Эф 4.9. Слова́ Эф 4.9 о том, что Иисус «нисходил в самые недра земли», казалось бы, подтверждают «схождение в ад». Но большинство современных толкователей уверено в том, что нисхождение — это воплощение Христа и Его смерть, как и в Флп 2.6-8. Но точка зрения о «схождении во ад» существует с давних пор (уже в апокрифическом Евангелии от Петра — около 130 г.) и распространена настолько, что стала церковным догматом. >
И всё же остается ряд вопросов, например, что в этом контексте
означает слово ду́хи.
Сторонники традиционного взгляда утверждают, что это умершие люди. Но они
никогда не назывались в Библии духами. Правда, они названы так в более
поздних апокрифических книгах, пользовавшихся очень большим авторитетом, по не вошедшими
в канон Библии, например, > И где находится та темница, куда отправился Иисус? Мы привыкли считать, что место пребывания умерших и заточения злых сил — внизу, в «недрах земли, в бездне». Но в древности отнюдь не все думали так. Поскольку небеса воспринимались как многослойные, какой-то нижний их «этаж» был населен ду́хами. Поэтому Иисус мог не нисходить, а восходить к ним. Ведь в Откр 12.7-9 говорится следующее: «А в небе началась война: Михаил и его ангелы сражались с драконом. Дракон сражался вместе со своими ангелами, но не смог одолеть, и они потеряли свое место на небе. И был сброшен великий дракон, древний Змей, по прозванию Дьявол и Сатана, вводящий в заблуждение всю вселенную, — сброшен на землю, а вместе с ним были сброшены и его ангелы». > Об Иисусе сказано,
что Он отправился туда в Духе.
Это может значить и то, что Он проповедовал современникам Ноя в его облике
(или в облике Еноха) до Своего воплощения. Ведь в Новом Завете
есть несколько мест, где говорится об участии Христа в событиях
Священной истории. Так, > Итак, существует несколько вариантов понимания этого отрывка. > 1) Иисус, сойдя в преисподнюю, в которой пребывали все мертвые до времени Суда, призвал грешников к раскаянию, тем самым дав им еще один шанс на спасение. > 2) Сойдя в ад, Он возвестил окончательный приговор всем умершим грешникам. > 3) Он возвестил Весть людям, жившим до потопа и раскаявшимся накануне потопа, и увел их из преисподней. > 4) Будучи в Духе, Он устами Ноя призвал раскаяться грешников, которые тогда жили на земле, а ныне находятся в преисподней. > 5) Христос после смерти сошел в преисподнюю, где возвестил окончательный приговор ду́хам (падшим ангелам, согрешившим против Бога тем, что покинули небеса, женились на земных женщинах и стали причиной потопа). Там они находятся в заточении в узах и дожидаются окончательного Суда. Существует также вариант предыдущего толкования, но различие в том, что Иисус возвестил Весть о спасении даже этим отъявленным грешникам (кроме падших ангелов и их потомков — исполинов). > Этот последний вариант, несмотря на то, что звучит,
на первый взгляд, очень непривычно, является сейчас, вероятно, наиболее распространенным,
тем более что он поддерживается ст. 22, а также Письмом Иуды
6 > И всё же нельзя исключить и первого понимания.
Во-первых, он очень древний. О нём говорится уже в апокрифическом Евангелии
от Петра (около 130 г.). Во-вторых, его сторонники привлекают наше внимание
к тому, что в ст. 19 сказано, что Иисус отправился проповедовать,
а греческий глагол «керю́ссо» в Новом Завете практически всегда
означает «возвещать Радостную Весть». Правда, не только в Септуагиите,
но и в некоторых текстах Нового Завета он употреблен в самом
обычном значении (см. Ион 3.2,4; Рим 2.21). Кроме того, > Интересно, как возникла в христианской мысли идея схождения Христа в Шео́л, воспринимавшийся в это время уже не как место вечного пребывания всех умерших, но как место временного пребывания до окончательного Суда и как место частичного наказания? Согласно общим представлениям того времени, после смерти на кресте Иисус должен был оказаться в Шеоле. Но в Деян 2.27 Петр цитирует слова Пс 16(15).10: «Ты не оставишь меня в Шеоле, не дашь праведнику увидеть мир тлена». Молитва псалмопевца была отнесена к судьбе Иисуса. Но был еще один великий текст в Библии: «На мне — Дух Господа Бога, Господь меня избрал! Он отправил меня — нести радостную весть обездоленным, исцелять сокрушенных сердцем, пленникам возвещать свободу, узникам — освобождение» (Пс 61.1). А поскольку и сам Иисус, цитировавший эти слова Исайи (Лк 4.17-18), и ранняя Церковь были уверены в том, что Исайя пророчески говорил о Мессии, то Его появление в месте заточения мертвых был понят как исполнение слов о вести об освобождении. {А.М.Hunter. 1 Peter. The Interpreter’s Bible, vol. 12, p. 133.} И если в Новом Завете об Иисусе говорилось, что Он будет судить живых и мертвых, то, следовательно, Его Весть была предназначена и тем, кто умер до Его воплощения и пришествия на землю, даже таким отъявленным грешникам, каким было поколение людей, погибших в водах потопа. > Духам... что некогда отказались покориться — Непокорность ангелов выразилась в том, что они покинули свое место, предназначенное им Богом, и спустились на землю, чтобы соединиться с земными женщинами. Именно это нарушение Божьей воли главным образом вменяется им в вину, это неповиновение Богу. Кроме того, они и их потомки-исполины продолжают оказывать тлетворное влияние на людей, будучи «патронами» языческих правителей и склоняя людей к идолопоклонству. Если же речь идет о человеческих духах, то это грешники во времена Ноя. Еврейские легенды утверждают, что его современники насмехались над ним, говоря: «Эй, старик, для чего этот ковчег?» Они не захотели услышать его призыв к раскаянию и к спасению. В темнице — вероятно, в преисподней, в которой согласно древним представлениям, царил вечный мрак, или в каком-то месте на земле или даже на небе. Терпеливо дожидался — Бог терпел греховное человечество, дожидаясь их раскаяния, несмотря на то, что крайняя развращенность людей вызывала у Него гнев. В Книге Бытия сказано, что век человека — сто двадцать лет <(6:3)>, но это было истолковано как то, что Бог терпел крайнюю греховность допотопных людей сто двадцать лет. > Немногие спаслись тогда в нём по воде, только восемь душ — Это Ной и его семейство: его жена, три сына и жены сыновей. Еще в еврейской традиции Ной назван образцом праведности (Иез 14.14; Прем 10.4), с которыми Бог заключил вечный договор (Сир 44.17-18), родоначальником нового человечества. {J.N.Kelly. The Epistles of Peter and of Jude, p. 157.} По воде — дословно: «через воду». С одной стороны, вода потопа стал средством уничтожения грешников, а с другой, стала средством «доставки Ноя и его семьи к новому старту, к началу новой жизни». {Новый Библейский Комментарий, часть 3, с. 333.} Итак, посреди гибели развращенного мира от воды посредством воды спасаются восемь человек. Так будут спасены на Божьем Суде те, кто поверили в Христа и крестились. К этому времени число восемь становится священным, обозначающим полноту и святость даже бо́льшую, чем число семь. Недаром христиане стали называть воскресение восьмым днем недели. {В.Reicke. The Epistles of James, Peter, and Jude, p. 112.} [
В.Н.Кузнецова.
Великая
суббота:
+ Великая суббота (митр. Антоний (1980), протопр. Александр Шмеман (из дневников))
о проведении
Страстной Седмицы
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
----------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Мы
для греха умерли! Разве мы сможем и дальше жить в грехе? ********************************************* /*/ вкл. апост. чтение субботы. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3820.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |