=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 10 февраля 2020
г. ст.ст., литургические чтения: 1Кор.8:8-9:2; Мф.25:31-46.
к
апостольскому чтению воскр. "о Страшном суде":
/см. предыдущие части текста в выпусках #3610, #3611/ > 4. К кому относится выражение «сии братья Мои меньшие»: ко всем бедным и нуждающимся, к евреям, к христианским миссионерам или ко всем христианам? Подлежат ли эти «меньшие» суду, или они от него освобождаются? С этим связан и вопрос о том, какие именно страдания имеются в виду: общая нищета и угнетение или гонения на христианских миссионеров. > Идентификация «меньших братьев» является определяющим фактором для толкования отрывка. На первый взгляд, кажется очевидным, что речь идет о любых нуждающихся людях, но в последние годы всё больше и больше исследователей Нового Завета (но не христиан в целом) разделяет мнение о том, что «меньшие братья» — это ученики Иисуса. Эта позиция заслуживает серьезного рассмотрения и приобрела популярность по трем причинам: 1) с ней гораздо проще иметь дело в богословском плане, так как она не намекает на спасение по делам; 2) что куда более важно, анализ языка Матфея показывает, что он и в других местах употребляет слова́ «братья» и «меньшие» по отношению к ученикам; и 3) и у Матфея, и в других Евангелиях Иисус прямо говорит, что, принимая Его учеников, люди принимают Его Самого. В этом плане наиболее значимым параллельным местом является Мф.10:40-42:
> Сходство между двумя отрывками в самой идее того, что Иисуса можно встретить в другом человеке, а также в упоминании о чаше воды для одного из «малых сих», просто поразительное. Частое повторение мысли о том, что Иисуса можно встретить в Его учениках (Мк.9:41; Мф.18:5 / Мк.9:37 / Лк.9:48; Лк.10:16 / Ин.13:20; Дидахе 11:2) еще раз подчеркивает важность этого учения. Таким образом, получается, что в данной притче Иисус утешает Своих учеников, говоря, что все народы будут судиться на основании того, как они относились к последователям Христа, — точно так же, как некоторые евреи ожидали, что Бог будет судить народы на основании их отношения к евреям (напр.: 1Енох.62:9-13; 90:17-42; 103:7104:5; 2Вар.72:2-6). > В рамках этого подхода есть два варианта. Одни комментаторы утверждают, что речь идет о христианах вообще, то есть о Божьем народе, который сейчас претерпевает унижения, но в Судный день будет, наконец, оправдан.{} Другие считают, что здесь имеются в виду только христиане-миссионеры, провозглашающие Евангелие, и народы демонстрируют свое отношение к Слову тем, как они относятся к его проповедникам. {Напр., J. Ramsey Michaels, “Apostolic Hardships and Righteous Gentiles”, JBL 84 (1965): 2737. Майклз также считает, что сюда включается отношение христианских общин к своим лидерам. Он видит разделение не столько между христианами и нехристианами, сколько между теми, кто учит, и теми, кого учат. Можно рассматривать Дидахе 4:1-8 как подтверждение этого толкования.} >
Несмотря на возросшую популярность этого подхода, более пристальный анализ
показывает, что перечисленные параллели не столько проясняют картину, сколько
вводят нас в заблуждение. Матфей употребляет слово adelphos («братья»
или «братья и сёстры») тридцать восемь раз, из них двадцать раз
по отношению к братьям в буквальном смысле слова. По крайней
мере в восьми из остальных восемнадцати случаев это слово не имеет
значения «ученик», но употребляется в общем смысле, в значении
«ближний» (напр., 5:22: «...всякий гневающийся на брата своего...»).
{См. также его употребление > Мысль о том, что добавление к «братьям» слова «меньшие» (elachistos, превосходная степень сравнения от mikros) {Это слово можно рассматривать и как элатив (исходный падеж или абсолютная превосходная степень) со значением «очень маленькие».} также указывает на учеников, на первый взгляд, тоже кажется убедительной, но и здесь дальнейший анализ показывает, что дело обстоит совсем не так. Ученики Иисуса названы «малыми» (mikroi) по меньшей мере четыре раза (Мф.10:42; 18:6,10,14), {Если 10:42 можно истолковать как общие дела милосердия, то параллельное место в Мк.9:41 явно показывает, что эти поступки совершаются по отношению к ученикам. См. также: Мк.9:42; Лк.17:2.} но слово elachistoi по отношению к ним не употребляется (разве только здесь, в 25:40). Надо отметить, что в 5:19 это слово по отношению к ученикам имеет негативную коннотацию.{} Текстовые свидетельства не исключают той возможности, что оно может относиться к христианам или христианским благовестникам, но ни то, ни другое значение не является доказательством данной трактовки. > Некоторые параллельные места являются довольно убедительными, но далеко не все. В Мк.9:41, параллельном месте для Мф.10:42, напрямую говорится о людях, которые напоят учеников холодной водой, «потому что вы Христовы»{}, но в Мф.25:35-37 люди поят жаждущих, не осознавая, что тем самым они служат Христу. В Мф.18:5 / Мк.9:37 / Лк.9:48 сказано, что кто примет «одно такое дитя» (то есть ребенка в буквальном смысле слова) во имя Христа, тот принимает Христа. По тому же принципу, можно сказать, что в 25:40 всякий, кто служит нуждающимся — а не христианским миссионерам, — служит Самому Христу. Описание милосердных поступков никак не влияет на толкование, так как представляет собой традиционные формулы помощи бедным, — хотя, конечно, можно провести параллели с теми трудностями, которые испытывают христианские миссионеры (см., напр., 2Кор.11:23-29 {Майклз (Michaels, “Apostolic Hardships and Righteous Gentiles”, 31-37) указывает на 2Клим.17:3, где, по всей видимости, есть ссылка на нашу притчу, а также на Деяния Иуды Фомы апостола 145; Стэнтон (Stanton, “Once More: Matthew 25.31-46”, pp. 219-220) признаёт, что неверующие язычники вряд ли посещали христиан в тюрьме.}). Правда, тут необходимо признать, что такая трактовка ожидает от читателей очень многого. > Хотя отождествление «братьев» с христианами или миссионерами снимает вопрос о спасении по делам, оно создает куда более серьезные герменевтические и богословские проблемы. Есть ли в Евангелии от Матфея другие указания на то, что судьба человека на Страшном суде будет определяться его действиями по отношению к христианам? {Не менее трудно представить, чтобы Иисус говорил ученикам, что всех остальных людей будут судить на основании отношения к ним.} Мне это кажется совершенно невероятным, и, не имея параллельных изречений для подтверждения этой мысли, я не могу принять данное толкование. Есть ли у нас основания считать, что для Матфея или Иисуса доступ того или иного человека в Божье Царство определялся исключительно его добрым отношением к миссионерам, вне зависимости от его богословских убеждений и поведения? Мф.10:40-42 лишь на первый взгляд кажется убедительным доводом в пользу этой трактовки, которая, надо сказать, предъявляет к читателю столь исключительные требования, что вряд ли может отражать замысел Матфея или изначальный смысл притчи. Изречение 10:40-42 появляется на пятнадцать глав раньше и стои́т в контексте миссионерского благовестия; здесь же контекст совсем иной. Неужели читатель действительно запомнит предыдущее место и проведет параллель с Мф.25, если ничто в тексте не подготавливает его к этому? Более того, можем ли мы с уверенностью сказать, что в 10:42 под «малыми сими» подразумеваются миссионеры? {Параллельное место в Мк.9:41 действительно относится к ученикам, но неясно, кто имеется в виду под «малыми сими» в Мф.10:42.} Приверженцы этого подхода также утверждают, что главным здесь является не отношение к миссионерам как таковым, а отношение к их проповеди. Но как читателю сделать такой смысловой скачок? И потом, если одна из этих двух альтернатив действительно отражает взгляды Матфея, нам придется признать его богословие весьма узким, а всю направленную на него критику вполне оправданной.{} > Нам также необходимо определить
цель данной аналогии и ее пояснения. Зачем Матфей включил их в свое
Евангелие и поместил именно в этот контекст: для того, чтобы утешить
гонимых христиан, как утверждает Стэнтон, или чтобы призвать их оставаться
преданными последователями Иисуса, выказывая людям милосердие и любовь?{}
Мне думается, что здесь верным является второй вариант как из-за контекста
притчи, так > Интересно отметить, что сторонники партикуляристского подхода (считающие, что «меньшие братья» это христиане или миссионеры) часто утверждают, что такое употребление отражает взгляды Матфея, а Иисус изначально имел в виду Божий суд над всем человечеством, {См. выше, с. 834835 <...>.} или по крайней мере, что нам следует толковать эту притчу в свете общего суда над всеми людьми, даже если Матфей говорил о чём-то другом.{} Если комментаторы считают верным более общее понимание притчи, то зачем они приписывают Матфею более узкие взгляды, особенно, когда они не очень логичны? > Приверженцы партикуляристского подхода обычно считают, что «меньшие братья» не подлежат общему суду и остаются рядом с Сыном Человеческим, а не уходят направо или налево. Однако ни у Матфея, ни у Иисуса нет людей, которые были бы освобождены от общего суда. {См.: David A. De Silva, “Renewing the Ethic of the Eschatological Community: The Vision of Judgment in Matthew 25”, Koinonia 3 (1991): 168194, здесь p. 181. Де Сильва также отмечает, что ни Иисус, ни Матфей не признаю́т разделения людей на братьев и небратьев; см. Мф.5:44-48 и Лк.10:25-37.} Кроме того, здесь мы имеем дело с иносказательным сравнением и его пояснением, а не с реалистичным описанием Страшного суда. У диалога между Судией и двумя группами людей одна-единственная цель: установить критерии суда. Категория «меньших братьев» нужна только для этого и не обозначает тех, кто не подлежит суду. > Что касается
мнения о том, что изначально в отрывке описывался Божий суд, комментаторы
придерживаются его потому, что евреи традиционно пользовались образом
«царя», говоря о Боге, а также потому, что считают, что Иисус
никогда не стал бы называть Себя царем. Однако титул «царя» вполне соответствует
метафорике Сына Человеческого, а этот титул не так легко убрать
из текста (да и делать этого не следует).{}
К тому же, нет ничего странного, в том что Иисус называл Себя
«царем». Действуя от имени Бога, Иисус воплощал Его царствование и вел Себя
таким образом, что в конце концов Его распяли как «царя иудейского».
Если мы говорим, что Иисус взял на Себя задачу восстановления Израиля
под Своим главенством, то кем мы называем Его, как не царем?{}
Если Он действительно считал Себя Мессией, уже одно это предполагало царское достоинство.
Сандерс считает «весьма вероятным», что ученики Иисуса считали Его «царем», а Иисус
либо прямо, либо косвенно принимал эту роль.{}
В данном отрывке Сын Человеческий / царь не заменяет Бога, а действует
от Его имени. Попытки реконструировать этот эпизод, поставив в центр
Бога, не только нарушают все методологические принципы, но и не отдают
должного всей гибкости взглядов иудаизма и Нового Завета на то, как
будет проходить суд. В рамках иудаизма одновременно бытуют мнения о том,
что суд будут вершить ангелы, Авель, Мессия, Мельхиседек, Избранный, Илия,
Сын Человеческий и Бог. {См., соответственно, 1Енох.91:15;
Зав.Авр.13:2-3; 2Ва.72:2-6; Мидраш Мельхиседека (HQMelch) [
К.Снодграсс. Из книги "Притчи Иисуса. Полный путеводитель по притчам Иисуса Христа" ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
--------------------------------------------- *Если
кто говорит: "Я люблю Бога", * * * *Пища не приведет нас к Богу. * * * *"Всё позволено!" - Но не всё на пользу. * * * Иисус сказал: * * * *Среди
учеников возник спор, * * * *В полдень по всей земле настала тьма до трех часов
дня. ********************************************* /&/
включает часть апостольского чтения четверга. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3910.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |