=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой – через познание
Бога
> Христианство и власть> Главным текстом, раскрывающим эту тему, является знаменитая 13 глава Письма римлянам. >
Приведем текст отрывка полностью: > Апостол Павел, пиша эти строки, конечно, не предполагал, какую отрицательную, а иногда даже роковую роль сыграют эти его слова и в жизни Церкви, и для отдельных христиан. Многие воспринимали и продолжают воспринимать их как утверждение, данное с небес, что светская власть выше власти Бога, и поэтому люди должны исполнять даже самые ужасные и богоборческие ее приказы. Почему-то все помнят этот текст Павла, но забывают слова́ Господа Иисуса, который говорил на ту же тему. С каких пор авторитет апостола стал выше авторитета Господа? Но власти предпочитают те тексты, которые для них удобнее и приятнее. Вот почему некоторые толкователи даже высказывали предположение, что перед нами не подлинный текст Павла, а позднейшая вставка. Но подобное мнение не имеет под собой оснований. > Другие же считают, что некоторая наивность и идеализация, которая сквозит в строках этого отрывка, объясняется временем, когда апостол писал это письмо. Это были первые пять лет правления молодого императора Нерона, когда его наставник, философ-стоик Сенека, воспитавший юношу, писал, что император не прольет ни капли крови и будет проявлять неслыханное милосердие, он будет жалеть всякого человека, потому что тот носит имя человека. У оружия же останется некая декоративная роль, оно будет служить украшением. В общем наступает золотой век с философом на троне. > По мнению третьих, Павел проповедует квиетизм, чтобы на христиан, как евреев, так и язычников, не пало даже тени подозрений в неблагонадежности. Ведь большинство римского населения ненавидело христиан и подозревало во всякого рода ужасах: в поклонении голове осла, в каннибализме (они якобы ели человеческое мясо и пили кровь), в диком разврате (они постоянно говорили о любви и, следовательно, занимались свальным грехом) и политических преступлениях, в желании отложиться от Римской империи (они говорили, что у них есть свой Царь) и уничтожить мир (они говорили, что мир скоро погибнет в огне). > Есть и другие мнения: Павел якобы демонстрирует сверхлояльность по отношению к властям в противовес националистическому подъему в Палестине и антиеврейским настроениям в Риме перед надвигающейся войной в Палестине. > Но надо помнить, что Павел нигде не говорит о государстве, да и тех государств, которые невольно приходят на ум современному читателю, не существовало в его времена. А люди задают вопросы, должны ли они подчиняться и исполнять приказы таких правителей, какими был Гитлер, Сталин, Муссолини и другие человеконенавистнические тираны. Но апостол писал не на века, он писал конкретной христианской общине, жившей в конкретной исторической обстановке, а кроме того был убежден, что очень скоро сама история перестанет существовать. Как уже говорилось выше, положение христиан в Риме было не очень плохим, несмотря на ненависть римской черни. На них еще никогда не было государственных гонений. В этом отрывке Павел обсуждает принцип Божьего устроения человеческого общежития через объединение в общества и государства, а не политическую идеологию. > Кроме того, в вопросе об отношении к властям апостол придерживался традиционных еврейских взглядов, в которых всячески поощрялась лояльность даже к чужеземным захватчикам. Что бы ни случилось, вина лежала не на захватчиках, а на самом народе, которого Бог таким образом наказывал за грехи. Когда же народ раскается и исправится, Бог сам вернет им независимость. В Храме регулярно совершались жертвы и возносились молитвы о благополучии властей. Когда иногда их притесняли местные магистраты, евреи всегда находили поддержку у столичных чиновников. К тому же еврейские рабби прекрасно понимали, что нет ничего хуже анархии, безвластия. В Талмуде сохранились слова одного из них: "Если бы люди не боялись властей, они бы давно разорвали друг друга". Для Павла власти – это не государство, а муниципальное образование, в котором у граждан есть как и права, так и обязанности, и их нужно исполнять. А это прежде всего уплата налогов. > Продолжение следует.
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru
--------------------------------------------- Иисус
сказал: * * * Иисус сказал: ********************************************* /*/ - из ев. чтения понедельника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/020/3955.htm
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |