=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес! *
11 июля 2022 г. ст.ст., воскресенье
к апостольскому
чтению см.:
к евангельскому
чтению:
> Важное место в христологии <Пауля> Тиллиха занимает его трактовка Воскресения. «Воскресение Христа» и «Крест Христа» – это взаимозависимые символы. По Тиллиху, религиозный символ – это реальное событие или явление нашего мира, с помощью которого высшая реальность что-то открывает нам о себе на доступном нам языке. Но если историческая реальность Креста сомнений не вызывает, то о Воскресении рассказывается как о мистическом опыте немногих. Хотя в Новом Завете реальности Воскресения придается огромное значение, новозаветные тексты не дают однозначного ответа на вопрос, что́ именно произошло. Поэтому всё, что можно сделать, – это предложить некую богословскую теорию. Существуют две теории. Первая – воскресение тела, она основана на рассказе о пустой гробнице. Вторая – событие Воскресения совершилось в умах последователей Иисуса, которым он являлся после смерти. Эти явления можно интерпретировать либо как психологические переживания (попросту говоря, галлюцинации), либо как реальные встречи с Иисусом, продолжавшим жить в некоем духовном теле. Эти теории Тиллиха не удовлетворяют. Он задается вопросом: в чём заключается то негативное, чем грозила смерть Иисуса, и что было побеждено Воскресением? Ясно, что это не просто смерть отдельного человека, каким бы великим он ни был. Это смерть человека, который был пронизан Духом. И если бы после его смерти действие Духа прекратилось, то смерть сделала бы свое дело: ни оживание умершего в виде физического или духовного тела, ни тем более субъективные переживания последователей не стали бы победой над смертью. По Тиллиху, виде́ния Воскресшего возникали всякий раз, когда его последователи были охвачены Духом, и в этом экстатическом опыте конкретный образ Иисуса из Назарета нерасторжимо соединился с реальностью действия Духа. В этом соединении и состояло событие Воскресения: это было возникновение под действием Духа веры в то, что в Иисусе действительно действовал Дух Божий, и что всё, что он говорил при жизни, было правдой и должно осуществиться. > Понимаемое таким образом Воскресение стало центральным событием
истории спасения. Оно имело следующие последствия: > По Тиллиху, спасение, которое становится возможным благодаря спасающей силе Нового Бытия, имеет троичный характер. > Во-первых, спасение – это соучастие в Новом Бытии (обновление). Сила Нового Бытия должна захватить человека, который находится в рабстве у старого бытия. В спасении всегда есть как субъективная (реакция человека), так и объективная сторона. Если человек захвачен Новым Бытием, он объективно находится в состоянии, которое называют «новым рождением», «обновлением», «новым творением». Хотя в этом состоянии в человеческой душе и происходят субъективные процессы, объективная реальность Нового Бытия предшествует субъективному участию в нём. Но на этапе обновления соучастие человека в Новом Бытии может быть лишь фрагментарным. > Во-вторых, спасение – это принятие Нового Бытия (оправдание). Оправдание предполагает веру в Иисуса Христа как носителя Нового Бытия. «Вера, оправдывающая вера – это не человеческий акт, хотя он и происходит в человеке; вера – это действие божественного Духа, сила, создающая Новое Бытие – во Христе, в индивиде, в Церкви». {Тиллих П. Систематическая теология. Т. 1,2. С. 538.} Оправдание вносит в процесс спасения элемент «вопреки». Его объективный смысл заключается в том, что Бог принимает человека несмотря на то, что тот как был, так и остается грешником. Но субъективно человек сознает свою вину, сознает, что он недостоин принятия Богом. И тем не менее он верит, что принят. Протестантский принцип «оправдания верой» часто понимают примитивно: вера понимается как такой акт человека, благодаря которому он заслуживает оправдания. Тиллих характеризует такое понимание как полное и катастрофическое искажение учения Лютера. «Источником оправдания является лишь Бог… однако вера в то, что человек принят – это канал, по которому благодать передается человеку». {Там же. С. 539.} Поэтому протестантский принцип оправдания верой должен быть сформулирован более четко: оправдание благодатью посредством веры. > В-третьих, спасение – это преображение Новым Бытием (освящение). Это такой процесс, в котором сила Нового Бытия преображает личность и сообщество как внутри, так и вне Церкви. <...>
[ А.Л.Чернявский. Из кн. "Кризис традиционного богословия и поиски выхода", из гл. "Альтернативные решения Пауля Тиллиха" ]
см.
тж.: +
+ + Его же. Статья
с тем же названием
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Кем
движет Дух Бога, те сыны Бога.
* * * * * * *Продолжая
путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни, *********************************************
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4206.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |