=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой –
> Общеизвестно, что в процессе создания догматического вероучения христианские богословы были вынуждены пользоваться понятиями и представлениями греческой философии. Другого языка в то время не было. Например, один из основных терминов христианского богословия ὁμοούσιος (единосущный) предполагает определенное представление о бытии, выражаемое греческим словом (сущность). Однако использование греческих понятий в христианском вероучении сталкивалось с большими трудностями. Понятий греческой философии было явно недостаточно, чтобы выразить сложные отношения между лицами Божественной Троицы, а также между божественным и человеческим во Христе. Кроме того, не было однозначной трактовки этих понятий, в разных философских и богословских школах в них вкладывали разный смысл. Поэтому параллельно с разработкой основ христианского богословия шла работа по уточнению и развитию богословского языка. > Чтобы понять древних авторов, есть только один способ – перевести их мысли на современный язык. Поэтому мы начнем с описания основных понятий христианского богословия в их современной интерпретации. Это понятия ипостась / лицо и природа / сущность. > Понятия ипостась / лицо означают конкретное индивидуальное бытие. Применительно к человеку они означают то же, что индивидуум (об их применении в тринитологии и в христологии речь пойдет ниже). У этого вида бытия есть два аспекта, или две отличительные особенности. > Первый аспект – обособленность, индивидуальность. > В этом аспекте паре понятий ипостась / лицо противостоит пара понятий природа / сущность. Последняя означает то общее, что присуще всем индивидуумам одного вида (в нашем примере – всем людям). Соотношение индивидуального и общего может описываться на языке свойств: у каждого индивидуума (ипостаси, лица) есть сущностные, неизменные свойства, характеризующие человека как такового (человеческую природу, сущность), и изменчивые, случайные свойства (акциденции), отличающие его от других индивидуумов. Поскольку слово «случайные» не всегда уместно, мы далее будем называть вторую группу свойств ипостасными свойствами. > Второй аспект понятия ипостась / лицо – неделимость («индивидуум» в переводе с латинского означает «неделимый»). В современном представлении неделимость понимается как наличие у всякого живого существа некоего объединяющего центра (слово «центр» – метафора неделимости, оно ассоциируется с геометрической точкой). Этот центр воспринимает все идущие как изнутри, так и извне физические и психические стимулы и реагирует на них. Благодаря этому живое существо ведет себя как единое целое. У человека реакция объединяющего центра определяется не механически, не равнодействующей всех стимулов: его центр взвешивает и решает. > Понятие объединяющий центр в традиционном богословии не фигурирует. В современное богословие его ввел, по-видимому, Пауль Тиллих для описания одной из онтологических характеристик жизни, которую он назвал самоинтеграцией. Однако это понятие оказывается полезным для сравнения разных интерпретаций понятий ипостась / лицо в христологических спорах: образно говоря, оно служит для этих интерпретаций своего рода «общим знаменателем». > В ходе богословских споров на первый план зачастую выдвигался то один, то другой аспект конкретного индивидуального бытия, и понятия ипостась / лицо часто понимались то в одном, то в другом смысле. [
А.Л.Чернявский. Из кн.
"Кризис традиционного богословия и поиски выхода", с. 1516, из гл. 2. "Проблемы традиционной христологии" / "Неадекватность богословского языка" ]
см.
тж.:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Будьте
всегда и во всём согласны, ********************************************* /*/ содержит часть апост. чтения понедельника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4243.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |