=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!
*
16 января 2023 г. ст.ст., воскресенье 33-е
по Пятидесятнице.
`
cм.
к апостольскому чтению:
Начинается 19-я глава, как вы помните, с Закхея. Когда Христос вошел в Иерихон... "И вот, некто, именем Закхей..." Это повествование есть только у Луки. Эпизод, как начальник мытарей, старший над мытарями... залез на смоковницу, чтобы увидеть как мимо нее пройдет Иисус... этот эпизод очень знаменательный... но не какой-то там слюнявой романтикой: вот какой хороший поступок совершил Закхей, и еще лучше поступок совершил Иисус... Это просто глупо. Хотя для иудейской идеологии это было тоже революционно. Но для нас это ничего не может уже означать. Мы могли бы эту страницу вырвать, как, знаете, раньше отрывные календари были: прошел день, вырвал лист, выкинул. Но этот случай невозможно выкинуть. Потому что тот смысл, который придают ему обычно обыватели-христиане, конечно же, слишком поверхностен. Но для начала "матчасть": кто такой Закхей, что означает быть старшим над мытарями, почему он такой как бы грешник. Ситуацию вы помните. Вошел Иисус в Иерихон и, видимо, он направлялся в синагогу ("проповедуя в синагогах их"). И так как Закхей знал путь к синагоге от той в точки, через которую Иисус вошел в город, следовательно, он заранее знал, какой дорогой пройдет Иисус, и залез там на дерево, потому что был маленького роста. Здесь разные люди подчеркивают, что "маленький рост" имеется в виду духовный пигмей, а не только рост. Но тем не менее, вот он был такой любопытный и хотел посмотреть, кто же такой Иисус, хотя бы увидеть, как Он проходит мимо. Причем ждать в синагоге у него не хватило разума... Наверное, он в синагогу давно не ходил. Кто такой начальник мытарей? Как строилась вообще мытарская служба? Мытари — это налоговая служба. Как была устроена система налогообложения? Не было таких налогов, как: на утку — столько-то, на мешок крупы — столько. Это появилось позже. Система налогообложения была такая: существует, допустим, Иерихон, и римская власть говорит: обьявляется конкурс, кто сколько даст за Иерихон? Один говорит: я возьму с Иерихона и передам вам столько-то драхм, другой говорит: а я больше! Значит, ты будешь начальник налоговой. Причем ты даешь эти деньги вперед, ну а дальше ты уже выжучиваешь эти деньги или больше — естественно, больше — как хочешь. Если кто-то придет новый и скажет: "Ваш Закхей всё работает уже 10 лет за 200 драхм, а я готов давать 250". Закхею предлагается повысить ставки. Если он не согласен, его заменяют. Причем деньги государство получает сразу. Так вот, Закхей был такой инвестор и, естественно, он брал налоги столько, сколько мог. Брали с бизнеса ровно столько, чтобы он не издох. Потому что, если задушить бизнес, торговлю, то и не возьмешь. Сейчас всё очень нормально, сейчас за счет небольших взяток можно добиться экономического успеха, прибыли больше, чем тогда. Потому что тогда мытарями становились люди очень плохого сорта, потому что они драли в три шкуры, так как назначались на конкурсной основе. Если поступать с людьми по-человечески, то другой кто-то будет не по-человечески, возьмет с них больше, и он по-любому, по самой ситуации, начальник мытарей должен быть жестким. Потому что если даже он был бы добрый, то другой, злой, перекупит это место у римской власти. Вот почему мытари и начальник мытарей, как олицетворение этой службы, является символом всей греховности. И когда Христос сказал ему: "Закхей, давай быстрей слезай, сегодня мне надлежит быть у тебя в доме", то люди возроптали, они сказали: "Ну, к кому Он пошел? Что это — лизоблюдство? Попытка подложиться под власть местную? Или это очевидная слепота духовная? Неужели Он не знает, кто это? Тем более Он называет его по имени, ну, должен же знать!" Люди недоумевают, недоумевают они и до сих пор. Когда наши архиереи идут к начальникам налоговой полиции и т.д... То есть ропот этот сам по себе не уникален. Что в нём удивительного? Дальше идет рассказ о том, что вот Закхей был польщен, потому что Христос применил такую формулу: "Днесь бо в дому твоем подобает Мне быти", то есть "сегодня Я должен" — в контексте: по некоему высшему определению — "Мне подобает быть у тебя дома". Не то что вот — "а Я вот подумал... мне захотелось... и наверняка у тебя там вкусные оладьи..." или что-то такое. Нет, "Вот мне надлежит, Я иду свыше". Принял его Закхей. И там они о чём-то беседовали... И Закхей после этого, встав, сказал: "Господи, половину имения моего я отдам нищим, если кого чем-то обидел, воздам вчетверо". Вы помните, 22-ю главу Книги Исход, там такое вот гуманное законодательство о воровстве: если ты воруешь чтобы бы то ни было, и тебя ловят, ты всего лишь возвращаясь две цены украденного. {"В случае кражи или присвоения чужого имущества каким-нибудь другим незаконным способом виновный должен был возместить ущерб, добавив одну пятую его стоимости (Лев.6:5; Чсл.5:7). Закхей, таким образом, отдает пострадавшим от него гораздо больше, чем того требует Закон" ("Женевская Библия").} Представляете? Украли вы мобильный... сегодня за это можно и в тюрьму сесть, если мобильный сто́ит больше [определенной суммы]... ведь если это смартфон какой-нибудь последней версии, то можно и в тюрьму есть, а по законодательству Книги Исход, надо всего лишь вернуть 2 мобильника. (Учитывая, что 1 у нас в руках, то еще 1.) Но если вы воруете вола или овцу и убиваете, то за вола вы возвращаете 5 волов, а если украли, зарезали и съели овцу, то вы возвращаете 4 овцы. И так как Закхей знал эти пункты законодательства, то он говорит "воздам вчетверо". ... Т.е. Закхей кается, у него происходит очищение. Дальше Христа спрашивают: "Чего Ты туда пришел?" Он говорит: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибщее". Тут суть в чём? Во фразе "ибо и сей сын Авраамль есть", "ибо и он сын Авраама". Цель описания этого случая — показать, что даже самый плохой плохиш — хуже уже нет, хуже, чем начальник мытарей просто не придумаешь... если взять Пилата, то он не хуже, потому что — ну, язычник... что с него взять? А это Закхей, в переводе с еврейского "светлый", т.е. свой человек... но, оказывается, самый плохой — тоже сын Авраама. Ему тоже светит спасение, он тоже может быть человеком светлым. Только к нему нужно правильно подобрать ключи. Этот момент, что даже самый отъявленный, последний грешник тоже является человеком, звучит еще раз на кресте, и еще раз — в истории с Пилатом, который хотел отпустить Христа... хотел, да не мог, тот же разбойник на кресте тоже оказался хорошим. Вот этот рассказ о том, что самый последний человек... И раньше Он говорил: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные", здесь же Он говорит: "Я пришел спасти погибшее", то есть уже всё, уже погибшее, в прошедшем времени — погибшее, не "погибающее", а "погибшее", т.е. Он пришел туда, где не водится жизнь, и там ее обнаружил. Для чего это важно, почему этот случай поставлен перед самым вхождением в Иерусалим? Потому что дальше начнутся такие события, которые сделают одних черными, других белыми. Противоборствующие стороны пытаются упростить картинку, представить ее черно-белой. Один священник в своем блоге написал: "Я после событий в Украине {2014 г.} " — а сам он в России — "Я после событий в Украине не люблю читать Дж.Р.Р.Толкина". Почему? Потому что у него есть хорошие — и плохие, а в жизни это не так. Это самая большая неправда, которая есть в жизни, она является подложкой любого конфликта. А так как они сейчас входят в Иерусалим и грядет большой конфликт — мы уже знаем какой, и они тоже догадывались — конфликт между Иисусом Христом и Его последователями — и Его противниками, то очень важно подчеркнуть, что даже самые черные фанатики со своей неправильной точкой зрения, скажем так, являются вполне сынами Авраама. "Сын Авраама" — идиома, означающая "светлый, хороший человек", как подлинный русский, подлинный интеллигент. Даже в са́мом забулдыге, который где-то там в собственных фекалиях валяется на нехоженном тротуаре, живет подлинный интеллигент, утонченный эстет, притом что он никогда не был хорошим человеком, никогда не читал Бунина. Вот это заявление — странное, но заявление сделано в качестве изложения факта: вот видите, так случилось, вот Закхей — самый плохиш, оказывается, он хороший. Эта хорошесть его сделана из заявления, что он всё раздаст нищим. Христиане, не понимающие это из существа дела, говорят: он кается. Он не кается, он пытается поступать так, поступил бы еврей на его месте. Т.е. он не говорит: "О, какой я плохой, какой я ужасный, какой я нехороший!" Он говорит: "Вот, я сын Авраама", а сын Авраама, если уведет у кого овцу, он возвращает вчетверо, я увел у людей овцу — я возвращаю вчетверо. Я не каюсь. Вообще, идеи покаяния в Ветхом Завете нет, кроме Псалма Давида {50-го}... И то там такое... условное покаяние. Человек возвращается на исходную, он становится человеком, в иудейской парадигме он становится сыном Авраама. А "сын Авраама", если он перешел дорогу на красный свет, он платит 80 гривен штраф, сам идет в ГАИ и говорит: "Я перешёл... вот возьмите с меня штраф". И они берут штраф и записывают это в книгу эпохальных событий украинского ГАИ. Думаю, что такого события никогда не было. ... Поэтому, если кому кажется этот случай банальным... ну, Закхей покаялся... естественно, каждый человек может покаяться... Он не каялся, он нашел в себе иудея, нашел в себе сына Авраама. И вот так показывается, когда разойдутся эти два лагеря, когда христиане скажут: иудеи — это что-то ужасное, плохое, геенна под ними распалена и они все пойдут в ад, а иудеи скажут, что христиане — это такие-сякие, плохие... и они тоже должны идти в ад... вот в этот момент, как бы наперед, Христос даёт вот этот случай, который должен быть камертоном наших суждений об этой полярности. Еще раз я могу сделать такую параллель с нашим временем. Конечно, мы с вами более-менее трезвомыслящие люди, и не совсем участвуем в этой полемике вокруг "укропов" и "ватников"... но я думаю, что сами эти клички, само восприятия оппонента говорит о какой-то нездоровости этого явления, когда одни и те же люди, у которых чаще всего родственники перекрещены каким-то образом... считают друг друга просто исчадьем ада, достойным уничтожения... и два фронта одной и той же войны кричат одно и то же: мы за мир, поэтому надо добить гада... и тогда наступит мир. Это интересно и работает только потому, что существует такое понятие как "гад", то есть человек окончательно плохой, закхей. Убьем закхеев — и тогда наступит мир. Повесим всех иуд — и наступит мир. Как говорят атеисты: справимся с религией — наступит мир. Или православные говорят: обратим всех в православие — и наступит мир. Ну идиоты, да? Это же одно и то же, это же одни и те же лапти, и кто бы в них не стал, тот будет ходить по этим путям. Ему сто́ит только уничтожить бяку — и наступит хорошее событие. Но не существует бяки, вот в чём суть! Закхея нет, есть сын Авраама! Который да, помещен в Закхея. Закхей — не фантазм, он существует. [ прот.
Вячеслав Рубский. Из беседы
2015 г. о Лк.19 (с 1:23 до 18:34, ВИДЕО). Расшифровка — редактора рассылки. ]
к см.
тж.:
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
-- Да благословит вас Иисус Христос!
Александр
Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru [Другие
способы связи: Телеграм;
Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
--------------------------------------------- *Неужели
среди вас нет людей мудрых и понимающих? * * * *Вы – избранный род, священство
Царя, * * * *Сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней, ********************************************* /*/
включает апост. чтения среды и четверга.
Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23L-5.htm
Поделиться:
[эта
возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]
Архив рассылки + подписка –> messia.ru/rasylka/#0
Следить
за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |