Как случается счастье
Возвращайтесь
к себе. Понаблюдайте за собой. /…/ Через какое‑то
время практики самонаблюдения вам даже не нужно совершать усилия. Ваши иллюзии
начинают рассыпаться, вы видите и познаёте вещи, которые и описать‑то
невозможно. Это и называется счастьем. Всё вокруг меняется. Всё, считайте,
что вы пристрастились к осознанности.
Ученик
пришел к учителю и попросил:
– Не могли бы
вы поделиться со мной своей мудростью? Скажите мне что‑нибудь, что
помогло бы мне и направляло меня в жизни?
Учитель
в тот день практиковал молчание, поэтому он взял блокнот и написал:
«Осознанность». Ученик посмотрел и возразил:
– Это
слишком коротко и непонятно. Вы не могли бы объяснить подробнее?
Учитель снова взял блокнот и написал: «Осознанность, осознанность, осознанность».
– Да,
но что это означает? – снова спросил ученик.
Учитель
снова взял блокнот и написал: «Осознанность, осознанность, осознанность означает
осознанность».
Вот что означает
наблюдать за собой. Никто не может показать вам, как это делается,
потому что это означало бы, что человек дает вам конкретную технику.
А это уже программирование на определенные действия. Наблюдайте
за собой. Когда вы общаетесь с кем‑то, вы осознаёте
происходящее или просто отождествляетесь с процессом? Когда се́рдитесь
на кого‑то, осознаёте ли свой гнев или полностью сливаетесь с ним?
Позже, когда у вас появилось время обдумать произошедшее, вы изучили
сложившуюся ситуацию? Попытались понять ее? Откуда пришел гнев? Что его вызвало?
Я не знаю других способов осознанности.
Вы можете
изменить только то, что понимаете. То, чего вы не понимаете и чего
не осознаёте, вы можете только подавить. Вы ничего не изменяете
намеренно. Вы понимаете, и всё начинает меняться само.
Меня
часто спрашивают: «А осознанность – это постепенный, поэтапный
процесс или – бах! – и она случилась?» Да, есть такие везунчики,
для которых осознанность становится вспышкой. Они обретают осознанность
вдруг и сразу. Другие «врастают» в нее постепенно, шаг за шагом.
Начинают видеть то, чего не видели раньше. Иллюзии растворяются, фантазии
исчезают, и перед внутренним взором человека постепенно проявляется реальность.
Нащупываются факты. Тут нет единого пути для всех. Помните известную
притчу про льва, который подошел к стаду овец и, к своему большому
удивлению, увидел среди овец другого льва? Этого льва вырастили о́вцы. Он блеял,
как овца, и бегал по лугу, подобно овцам. Первый лев направился
прямиком ко второму, и когда тот увидел перед собой льва, он замер
от ужаса и задрожал всем телом. Первый лев спросил:
– Ты что
тут делаешь вместе с овцами?
Второй ему ответил:
– Я
и сам овца.
– Э, нет, – возразил первый
лев. – Ну‑ка, пойдем со мной.
Он отвел
второго льва к пруду и сказал:
– Смотри!
Когда
второй лев увидел свое отражение в воде, он впервые в жизни испустил
громкий рык – и в этот момент полностью изменился. И больше
никогда не был прежним.
Если
вам повезет, если небеса одарят вас своей милостью, если на вас снизойдет
божественное откровение (можете воспользоваться любой терминологией на свой
вкус), вы можете внезапно постичь природу своего «Я», и тогда вы больше
никогда, никогда не станете прежним. Вас ничто и никогда больше
не расстроит, ни один человек не сможет вам причинить боль. Вы никого
и ничего не будете бояться. Не правда ли, потрясающе? Вы будете
жить как царь, как царица. Вот что означает действительно жить
по‑царски, а не всякая ерунда вроде «получить кучу денег» или
«увидеть свою фотографию в газете». Это всё полная чепуха. Вы ничего
не боитесь, потому что вас вполне устраивает быть никем. Вам нет никакого
дела до успеха или неудачи. Они ничего не значат. Честь, бесчестие –
это всё ничего не значит! Если выставите себя полным дураком –
это неважно. Разве не замечательное состояние души?
Некоторым
людям удается достичь такого состояния с большим трудом, они тратят на это
месяцы и годы, прилагая огромное количество усилий. Но могу обещать
вам вот что: мне еще не встретился ни один человек, который начал бы
прилагать усилия к достижению осознанности и не ощутил бы
результатов уже через несколько недель. Меняется качество жизни, и вам уже
не надо просто принимать на веру мои слова. Вы ощущаете перемены
на собственном опыте. Вы начнете меняться изнутри. Ваши реакции изменятся.
Скажу больше, реакций станет меньше, а действий больше. Вы увидите то,
чего никогда не видели раньше. У вас появится дополнительная энергия,
вы почувствуете себя более живым. Людям кажется, что, если у них исчезнут
желания, они превратятся в бездушные деревяшки. А на самом
деле просто уйдет напряжение. Избавьтесь от страха неудачи, от напряженного
желания преуспеть, и вы станете самим собой. Спокойным и расслабленным.
Вы перестанете давить на газ и на тормоз одновременно. Вот что
произойдет.
Есть прекрасное изречение
великого китайского мудреца Чжуан‑цзы, которое я дал себе труд
выучить наизусть. Звучит оно так:
Когда
лучник стреляет просто так, всё его мастерство остается при нём; когда
он стреляет, чтобы выиграть медную пряжку, он уже немного нервничает;
когда он стреляет, чтобы получить золотой приз, он слепнет, видит две цели
вместо одной и совершенно теряет разум. Мастерство осталось прежним, но желание
заполучить приз разделило его надвое. Ему не всё равно! Он думает
не о стрельбе, а о выигрыше, и жажда получить приз высасывает
из него все силы.
Не правда
ли, прекрасная метафора для образа жизни, который ведет большинство? Когда
вы живете просто так, все ваши навыки и способности остаются при вас;
вы полны энергии, вы расслаблены, вам всё равно; вас не беспокоит,
выиграете вы или проиграете.
Вот что
на самом деле означает жить по‑человечески. Это и есть
настоящая жизнь. И возможна она только при наличии осознанности. Будучи
осознанным, вы начинаете понимать, что честь ничего не значит. Общественная
условность, не более того. Вот почему мистики и пророки так равнодушно
относились к вопросам чести. Честь или бесчестие для них ничего
не значили. Они жили в другом мире, в мире пробужденных. Успех,
неудача – просто набор звуков. И подход у них был очень простой:
«Я осёл, ты осёл, так в чем проблема?»
Один
человек сказал: «Самое сложное для человека – физические подвиги и не интеллектуальные
достижения. Самое сложное – это, во‑первых, отвечать любовью на ненависть;
во‑вторых, принимать отверженных; и в‑третьих, признавать свою
неправоту». Представьте себе, эти три «самые сложные» вещи даются нам как
нельзя проще, если мы перестаем ассоциировать свое «Я» со своим эго.
Ведь тогда мы можем сказать: «Я неправ! Будь ты повнимательнее, ты бы
увидел, как часто я бываю неправ! А чего ты ждал от круглого
идиота?» Если я не идентифицирую свое «Я» с эго, вы не можете
задеть меня или сделать мне больно.
Сначала
привычные нормы самовосприятия и поведения будут всплывать снова и снова,
и вы почувствуете депрессию и тревогу. Вы будете расстраиваться,
плакать и т. д. «До просветления я был в депрессии. После просветления
я по‑прежнему в депрессии». Но есть нюанс: я больше не отождествляю
себя с депрессией. Понимаете, в чём разница? Вы выхо́дите
за пределы своего эго, смо́трите на депрессию со стороны
и не отождествляете себя с ней. Вы не хотите больше предпринимать
какие‑то действия, чтобы справиться с депрессией; вам совершенно комфортно
продолжать жить так, как вы жили, и наблюдать, как депрессия проходит
сквозь вас и исчезает. Если вы не понимаете, как это, – поверьте,
вам есть ради чего постараться. А тревога? Вот же она, охватывает вас,
как и прежде, но вас это не беспокоит. Как странно! Вы чувствуете
тревогу, и одновременно вы спокойны.
Правда,
похоже на парадокс? Вы с готовностью принимаете очередную эмоциональную
«тучу», потому что знаете, что чем упорнее будете бороться с ней, тем больше
силы ей подарите. Вы хотите понаблюдать, как эта туча будет проходить
через вас. Вы можете чувствовать тревогу и при этом быть счастливым.
Ну не безумие ли? Вы можете испытывать депрессию и быть счастливым.
Только
не надо путать счастье с радостным возбуждением. Вы думаете, счастье –
это восторг и возбуждение? Нет, восторг и возбуждение – это
как раз то, что провоцирует депрессию. Вам этого не говорили?
Тогда слушайте: каждый раз, когда вы испытываете восторг, вы готовите
почву для последующей депрессии. Вы радостно возбуждены, а за возбуждением
уже проглядывает тревога: как бы растянуть это «счастье»? Это не счастье,
дорогие мои, это – зависимость.
Интересно,
сколько свободных от зависимости людей читает эту книгу? Боюсь, что
очень и очень немного. Не глядите свысока на алкоголиков и наркоманов:
возможно, вы не менее зависимы, чем они.
Знаете,
когда я впервые одним глазком заглянул в тот мир, о котором
вам сейчас рассказываю, я пришел в ужас. Я впервые понял,
что значит по‑настоящему быть одному, когда негде преклонить голову,
что значит отпустить на свободу всех и стать свободным самому,
ни для кого не быть «тем самым, единственным и любимым»
и при этом любить всех.
Потому
что любовь действительно способна на это. Ее свет озаряет как хороших,
так и плохих; дождь дарит свою живительную влагу и святым, и грешникам.
Может роза сказать: «Я буду делиться своим ароматом с хорошими людьми,
а плохим людям аромата не дам»? Может сказать лампа: «Я буду светить
для хороших людей в этой комнате, а для плохих людей светить
не буду»? Может дерево сказать: «Я буду делиться своей тенью с хорошими
людьми, а с плохими делиться не буду»? Вот вам метафоры того,
что такое на самом деле любовь.
Сколько
столетий эта любовь была у нас на самом виду, смотрела на нас
со страниц священных писаний, а мы не видели ее в упор, ослепленные
тем, что наша культура называет любовью, ослепленные ее любовными поэмами
и песнями о любви… когда на самом деле это никакая не любовь,
более того, это ее полная противоположность! То, что мы привычно
воспеваем, – это желание, жажда контроля и чувство собственности.
Это манипуляция, страх, тревога, но не любовь.
Нас научили,
что счастье – это, например, веселые каникулы. Или приятная внешность.
На самом деле счастье – не то и не другое, но мы как‑то
ухитрились поставить счастье в зависимость от других вещей и процессов,
как внешних, так и внутренних. Мы говорим: «Я отказываюсь
быть счастливым, пока не избавлюсь от невроза». У меня есть для вас
хорошие новости: вы можете быть счастливы прямо сейчас, страдая от невроза.
Хотите новость еще лучше?
Есть
только одна причина, по которой вы не испытываете того, что в Индии
называют анандой – «блаженством». Есть одна‑единственная причина,
по которой вы не испытываете блаженства: вы сосредоточены на том,
чего у вас нет. Вы думаете об этом. Если бы не эти мысли,
вы испытывали бы блаженство. Вы сосредоточены на том, чего у вас
нет. Но именно сейчас у вас есть всё необходимое, чтобы ощущать
блаженство.
Иисус говорил очень правильные
вещи людям – и далеким от религии, и голодающим, и бедным.
Он принес им благую весть. Пожалуйста, можно брать и пользоваться,
но кто хочет слушать? Никому не интересно, все предпочитают спать
дальше.