=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой –
через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)


 

 

Сегодня у нас выпуск #12 марафона "Четыредесятница с Энтони де Мелло"
(пятница 2-й седмицы Поста).

И мы продолжаем упражнения на осознанность из книги "Садхана..."

Снова будет проще, если под рукой есть таймер.

 

[Это просто видеозаставка к выпуску марафона. Пропустив ее, вы скорее всего ничего не потеряете ;-)]

[ то же самое в тг]

 

Телесные ощущения

Примите удобную позу, расслабьтесь. Закройте глаза.
Сейчас я попрошу вас осознать те телесные ощущения, на которые вы обычно не обращаете внимания . . . Почувствуйте, как одежда прикасается к вашим плечам . . . Теперь почувствуйте, как одежда прикасается к спине . . . и как спина прикасается к спинке стула . . . Почувствуйте, как соприкасаются ваши руки, лежащие на коленях . . . Почувствуйте, как ягодицы прижимаются к сиденью . . . Теперь сосредоточьтесь на подошвах ног, ощутите обувь . . . Еще раз: плечи . . . спина . . . правая рука . . . левая рука . . . бёдра . . . ступни . . .
И еще раз: плечи . . . спина . . . правая рука . . . левая рука . . . правое бедро . . . левое бедро . . . левая ступня . . . правая ступня . . .
Продолжайте выполнять данное упражнение самостоятельно, поочередно сосредоточиваясь на различных частях тела... не больше чем на пару секунд . . . Вы можете сосредоточиваться на тех частях тела, которые я назвал, либо же следовать собственному выбору, например: голова, шея, руки, грудь, живот . . . Важно, чтобы вы не просто представили себе что-то, а действительно ощутили свое тело, переключаясь с одной его части на другую . . .
Через пять минут я попрошу вас закончить упражнение и затем открыть глаза.

Это простое упражнение на релаксацию. Когда я впервые предлагаю его группе, некоторые люди настолько расслабляются, что даже засыпают!

Один из величайших врагов молитвы — нервное напряжение. Данное упражнение помогает с ним справиться. Механизм действия упражнения прост: вы расслабляетесь, когда обращаетесь к своим ощущениям, когда вы, насколько возможно, сосредоточиваетесь на собственном теле, на звуках вокруг, на своем дыхании, на вкусовых ощущениях во рту.

Люди живут преимущественно в собственной голове, они погружены в фантазии и мысли и потому не осознаю́т своих чувств. В результате многие из нас очень редко бывают в настоящем. Человек почти всё время находится либо в прошлом, либо в будущем. В прошлом — сожалея о некогда совершенных ошибках, коря себя за неудачи, гордясь собственными успехами, страдая от обиды на окружающих. В будущем — страшась возможных невзгод, предвкушая какие-то радостные события, мечтая о грядущих победах.

Извлекать пользу из прошлого опыта, черпать силы в счастливых воспоминаниях, предугадывать будущее, чтобы реалистично планировать свою жизнь, — всё это ценные навыки, в том случае, если вы не теряете связь с настоящим. Однако, если вы хотите преуспеть в молитве, вам придется развивать свою способность устанавливать контакт с настоящим и пребывать в нёмИ лучший способ пребывать в настоящем — переключиться с головы на свои телесные ощущения.

Почувствуйте, насколько тепло или же, наоборот, прохладно вокруг. Ощути́те, как легкий ветерок ласкает ваше тело, как жаркие солнечные лучи касаются кожи. Осознанно осязайте фактуру поверхности и температуру того предмета, к которому вы прикоснулись... и тогда произойдет нечто. Обращаясь к настоящему, вы оживаете. Если вы из тех людей, которые не могут избавиться от тревоги о будущем или без конца винят себя за прошлые грехи, то, овладев техникой осознания своих ощущений, вы убедитесь, сколь много она может вам дать.

Теперь несколько слов о голове. Должен сказать, что это не лучшее место для молитвы. Можно начать молиться в голове, но если молитва задерживается там слишком долго и не переходит в сердце, она становится нудной, скучной и постепенно иссякает. Вы должны научиться искусству перехода от мыслей и внутреннего диалога с самим собой в мир ощущений. Именно в этом живом и чувственно воспринимаемом мире рождается созерцание, именно здесь молитва превращается в неиссякающий источник радости и душевного покоя и становится той силой, которая трансформирует вас.

Не исключено, что некоторые из вас (очень немногие), выполняя данное упражнение, ощутят не расслабленность и покой, а возросшее напряжение. Если это произошло с вами, просто осознавайте происходящее. Вы напряжены? Наблюдайте, какая часть вашего тела сейчас напряжена. На что это похоже? Как вы это делаете?

Я бы хотел еще раз подчеркнуть: это упражнение не на мышление, а на ощущения и чувства. Есть люди, которые попросту не способны почувствовать свои ру́ки или но́ги. Эти люди воссоздают ментальные образы своих конечностей — их размер, форму, расположение в пространстве и не более того. Они не чувствуют себя, а создают картинки в уме. Они знают, где расположены эти конечности, и они осознаю́т это знание. Но сами конечности не чувствуют. Там, где другие люди чувствуют ногу или руку, эти люди чувствуют пустоту. Всё, что у них есть, — это ментальная картина.

Лучший способ убедиться в том, что вы не принимаете картинки за чувственный опыт, — находить как можно больше ощущений в каждой части своего тела: в плечах, спине, бедрах, руках, ногах. Скорее всего, поначалу вы обнаружите, что чувствуете лишь малую часть поверхности своих конечностей. Вероятно, вы вообще не будете ощущать достаточно обширные участки своего тела, поскольку ваша способность к осязанию подавлена слишком бурной деятельностью головы. На поверхности кожи ежесекундно происходят триллионы биохимических реакций. Все они сопровождаются теми или иными ощущениями. Но вы почти ничего не чувствуете! Вы вынудили себя не чувствовать — вероятно, из-за давным-давно забытых вами конфликтов, вследствие пережитых эмоциональных потрясений. Кроме того, ваше сознание, восприятие, ваша способность к сосредоточению внимания всё еще крайне неразвиты.

Позже я объясню, каким образом это упражнение соотносится с созерцанием и молитвой. На данном этапе оно послужит средством, благодаря которому мы сможем расслабиться и обрести покой, без которого молитва невозможна.

Снова закройте глаза и обратитесь к ощущениям в разных частях своего тела.
Очень важный момент. Не думайте о теле: «это — руки», «это — ноги» или «это — спина». Просто переходите от ощущения к ощущению, никак не называя ни часть тела, на которой в данный момент сосредоточено ваше внимание, ни то, что́ вы чувствуете.
Если вас охватило непреодолимое желание пошевелиться или поменять позу, не поддавайтесь. Просто осознавайте возникшую потребность и дискомфорт в теле, если он есть, который послужил ее причиной.
Выполняйте данное упражнение в течение нескольких минут, и вы обретете покой. Не сосредоточивайтесь на нём. Продолжайте осознавать свои ощущения и позвольте покою самому о себе позаботиться.

Если что-то вас отвлекло, возвращайтесь к осознанию своих телесных ощущений. Перемещайте внимание от одного участка тела к другому до тех пор, пока ваши тело и ум не успокоятся. Покой — прелюдия к созерцанию. Но, повторяю, не пытайтесь сосредоточиться на само́м покое, продолжайте выполнять упражнение.

Почему я особо предупреждаю, чтобы вы не сосредоточивались на ощущении покоя, несмотря на то, что оно сопровождается расслаблением и приносит радость? Потому что вы рискуете впасть в легкий транс или состояние умственной пустоты, а пребывание в трансе в отношении концентрации внимания ничего вам не даст. Подобный самогипноз не имеет ничего общего ни с ясностью осознания, ни с созерцанием.

Поэтому важно, чтобы вы не стремились специально добиться покоя и внутреннего безмолвия, чтобы, даже ощутив это состояние, вы не сосредоточивались на нём. Вы должны искать ясности осознания, а не его притупления, что приносит транс, каким бы легким он ни был. Так что, несмотря на покой и внутри него, вы должны продолжать тренировать осознание и предоставить покою позаботиться о себе самом.

В какое-то мгновение покой или пустота целиком поглотит вас, и вы не сможете продолжать упражнение. В такие моменты уже не вы стремитесь к покою, а покой овладевает вами и переполняет вас. Когда это случится, вы сможете безопасно и с пользой для себя оставить усилия (которые всё равно стали невозможными) и отдаться этому всепоглощающему покою внутри вас.

/"Садхана: Путь к Богу", упр. 2.
(Перевод изд-ва София, 2004 г., был исправлен мной по англ. тексту)/

 

 

Было бы хорошо, если бы те, кто проходит эти упражнения, делились своими мыслями и впечатлениями в комментариях — в тг-канале "Время пробудиться" или в постах в наших соцсетях!

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.info/pomoch.htm.
Подписывайтесь на тг-канал "Время пробудиться"!
Каждый день нового года там, кроме всего прочего, будет публиковаться по главке из книжки Энтони де Мелло "Awakening. Conversations with the Masters" ('Пробуждение. Беседы с Мастерами'), которые будут переводиться специально для канала
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Сын! Храни отцовский завет
                          и не отвергай материнского наказа.
 Носи их всегда в своем сердце,
                               надень, как ожерелье, на шею.
 Пойдешь - они поведут тебя,
                          ляжешь спать - будут хранить тебя,
                 проснешься - заговорят с тобой.
 Ибо заповедь - светильник,                   учение - свет,
               а строгое наставление - путь жизни.
 Они уберегут тебя от дурной женщины,
                               от льстивых речей чужой жены.
 Не тревожь сердце ее красотой,
                              не пленяйся взмахом ее ресниц.
 Ведь блуднице цена - ломоть хлеба,
                           а за чужую жену заплатишь жизнью.
 Можно ли скрыть огонь за пазухой     и не подпалить одежду?
 Можно ль пройти по горящим угольям         и не обжечь ног?
 Так и с тем, кто ходит к чужой жене:
                не останется безнаказанным, кто ее коснулся.
 Не строго судят вора, что украл
                              с голоду, чтобы только поесть;
 а всё ж поймают - возместит всемеро,
                                  всё свое достояние отдаст.
 Недостает ума прелюбодею -   готовит он собственную гибель.
 Побои и бесчестье ожидают его,         и позор несмываемый.
 Ибо ревность сжигает мужа,    и он не пощадит в день мести,
 не согласится ни на какой выкуп,
                         не смягчится, сколько ему ни сули.*
                                                 (Пр.6:20-35/&/)

*********************************************

/&/ нов. пер. РБО, 2000 г., содержит часть чтения пятницы.

 

 

Выпуск в архиве –> messia.info/rasylka/024/4439.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.info/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.info

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»