=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Библия: Псалмы

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: свящ. Александр Мень
Из "Библиологического словаря"
krotov.info/library/bible/comm/22_psal.html
 
серия "Библия" 
 (2360 слов)
 

 

> ПСАЛТИРЬ, каноническая книга Библии, входящая в состав Учительных книг Ветхого Завета. Ее еврейское название Тхилим, Славословия, в Септуагинте было заменено на "Псалтерион" (от названия струнного инструмента, псалтири). <...> Псалтирь содержит 150 молитвословий-псалмов, написанных стихами (в <Септуагинте> добавлен 151-й псалом).

Значение Псалтири. Из всех книг Ветхого Завета Псалтирь является наиболее читаемой в христианском мире. Она была обычно первой книгой В.З., которая переводилась на иностранный язык. В древней Руси Псалтирь была не только храмовой, но и настольной книгой для чтения. По ней учились грамоте и основам веры многие поколения. Свт. Афанасий Великий говорил о Псалтири: "Я думаю, что в словах сей книги измерена и описана словом вся жизнь человека, всё его духовное расположение, все движения его помыслов" (К Марцеллину). Действительно, Псалтирь сосредоточила в себе многовековой религиозный опыт ветхозаветной Церкви; она содержит богатейшую гамму чувств и мыслей. Через весь сборник проходят темы священной истории, в нём звучат голоса пророков, мудрецов, служителей Храма, которые славят Господа и Его спасительные деяния, взывают о помощи, размышляют над судьбой человека и Законом. Нет ни одной традиции Ветхого Завета, которая не нашла бы отражения в Псалтири, но главное в ней — хвала Богу-Спасителю. В ней выражена любовь к Сущему, переполняющая души псалмопевцев. Псалмы — это Слово Божье и ответ на него веры, которая побеждает все испытания. Сам Христос молился словами Псалтири (см. Мф 27:46); псалмы стали первой богослужебной книгой христ. Церкви, начиная с апостольских времен. На протяжении мн. веков псалмы находили и находят бесчисленных читателей, служа источником утешения и надежды, радости и молитвенных размышлений. По словам свт. Василия Великого, "книга Псалмов объемлет всё, что представляют собой все другие священные книги" (Беседы на Псалмы. Предисловие). Псалтирь очень часто прилагается к изданиям Нового Завета как своего рода компендиум <Завета Ветхого>.

Содержание Псалтири. Псалмы насыщены высоким богословским содержанием. Они говорят о Сущем, Который являет Себя в мироздании и в истории человечества. Он не только единственный, Кто обладает бытием и дарует его твари; Он постоянно творит, постоянно осуществляет Свои вселенские замыслы. Чувство всеприсутствия Божьего изливается в ликующих строках славословий и благодарственных гимнов (Пс 8, 64, 103, 144, 148 и др.). Псалмопевцы исповедуют Бога единственным своим Царем, единственным Властителем вселенной. Ему подчиняются силы природы, ангельские сонмы; Он побеждает тьму и ведет мир к полноте Своего Царствования (Пс 28, 66, 95, 98, 112, 114).

Немалое место в Псалтири занимает история спасения. Единый и истинный Бог начинает осуществление Своего плана через Израиль. Он создает его и этим накладывает на избранных высокую ответственность. Но Израиль многократно оказывается недостойным и немощным орудием замыслов Божьих. Этой слабости человека противостоит непреложность путей Господних. Вспоминая о милости Божьей, явленной народу Божьему, один из псалмопевцев, подобно пророкам, говорит от лица Господня: "О, если народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями!" (80:14). Многие псалмы проникнуты духом глубокого покаяния (Пс 50) и веры в то, что малодушие людей покроется любовью и прощением Господа (напр., 76, 84, 117, 125, 136, 147 и др.).

Псалтирь тесно связана с храмовым богослужением (об этом, в частн., говорят надписания псалмов; см. ниже). Многие псалмы посвящены небесному заступничеству, которое простирается над Иерусалимом как средоточием Откровения (Пс 45, 47, 75). Храм и Сион становятся прообразом Вселенской Церкви, которая объединит все народы (Пс 86). В то же время псалмопевцы, как и пророки, утверждают, что обряды без чистого сердца и доброй воли — ничто. Бог не нуждается в жертвах. Культ есть лишь выражение веры, которая должна проявляться в человечности (49, 74, 81, 102).

Жертва Богу дух сокрушенный;
           сердца сокрушенного и смиренного
   Ты не презришь, Боже. (50:19)

Хотя Псалтирь возвещает универсальную власть Творца, она недвусмысленно учит о свободном выборе человеком своего пути. Тема выбора  двух путей, противостояния верных и нечестивых (евр. решаим) — одна из важнейших в Псалтири (Книга и открывается псалмом, посвященным этому противостоянию). В конечном счете нечестивые пожинают горькие плоды греха в своем потомстве, но в силу долготерпения Божьего и как залог свободы выбора им нередко дается земное благополучие. Этот факт заставляет псалмопевцев размышлять над тайной судьбы человеческой, что сближает ряд псалмов с Кн. Иова.

В целом ряде псалмов в необычайно сильных выражениях говорится о  страдании  праведника. Его муки рисуются со всей обнаженностью и остротой, без малейшей смягчающей "поэтизации".

Ибо исчезли, как дым, дни мои,
          и кости мои обожжены, как головня.
   Сердце мое поражено, и иссохло, как трава,
       так что я забываю есть хлеб мой.
   От голоса стенания моего
     кости мои прильпнули к плоти моей.  (101:4-6)

Но скорбные псалмы кончаются нотой упования. Отчаявшийся человек обретает в своем Господе Спасителя и Утешителя (Пс 3, 7, 10, 12, 15 и др.). Человек веры ищет не только даров Божьих, заступления и помощи; он жаждет богообщения как подлинного источника жизни; Господь для него — Возлюбленный, к Которому устремлено его сердце.

Как лань желает к потокам воды,
         так желает душа моя к Тебе, Боже!
   Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому... (41:2-3)

Поэтому и Закон Божий воспринимается псалмопевцами не как система внешних запретов и повелений, а как неисчерпаемый источник, из которого можно пить без конца и о котором можно размышлять день и ночь. Жить в Законе значит пребывать с Господом (1, 18, 118). Любовь к Его Закону озаряет земной путь человека светом небесным.

Вершиной духовных чаяний, отраженных в Псалтири, являются мессианские пророчества и прообразы (см. ниже).


Структура Псалтири и вопрос о ее авторах.  Как указывают отцы и учители Церкви (Ориген, свт. Иларий, свт. Епифаний и др.), в древности Псалтирь была разделена на 5 частей по образцу Пятикнижия: а) Пс 1-40; б) 41-71; в) 72-88; г) 89-105; д) 106-150. Первые две части именуются в самой Библии "молитвами Давида, сына Иесеева" (71:20), хотя в них включены 11 псалмов Асафа, 3 псалма сынов Кореевых, 1 Иемана и 1 Ефама. В библ. науке вторую часть Псалтири принято называть "Элохистической Псалтирью" по частому употреблению имени Бога "Элохим" (см. ст. Имена Божьи).

Объем и счет псалмов в евр. Библии не совпадает с принятыми в Септуагинте и Вульгате (а также в рус. Библии). Эта разница обусловлена тем, что в указанных переводах 9 и 10 псалмы слиты в один (9), 114 и 115 слиты в один (113), 116 разделен на 114 и 115, а псалом 147 разделен на 146 и 147 (В брюссельском издании синодального перевода принята двойная нумерация псалмов).

Существовало раввинистическое предание, согласно которому все псалмы были написаны Давидом. Блж. Иероним и свт. Иларий считали это предание ошибочным. В Пешитте авторы псалмов вообще не указаны. В евр. тексте 73 псалма надписаны "ле Давид" (рус. пер. "Давидовы"), 25 псалмов надписаны именами храмовых певцов (сынов Кореевых, Асафа, Ефама), 2 псалма именем Соломона, а один Моисея. Для 50 псалмов автор вообще не указан.

Вопрос об атрибуции псалмов связан не столько с их надписаниями, сколько с характером их содержания, поскольку в древности авторство понималось довольно широко. Многие псалмы, именуемые "Давидовыми", имеют в виду "жизненный контекст" последавидового времени. Так Пс 10 говорит о Храме; то же самое находим и в Пс 26:4; 27:2; 28:9; 67:30. В псалме 50 звучит надежда на возрождение Иерусалима, что указывает на составление псалма или его концовки в <период Плена>. Следовательно, надписание "Давидов" не всегда является прямым указанием на автора псалма. Вопрос об авторстве и датировке псалмов до сих пор считается в библ. исагогике дискуссионным. Но сам этот вопрос не имеет отношения к духовной ценности и боговдохновенности Псалтири как неотъемлемой части Свящ. Писания.

Изучение Псалтири началось еще в святоотеческий период. В своих комментариях отцы Церкви останавливались гл. обр. на богословском и особенно мессианском значении псалмов. Хотя мнение о том, что Давид был автором всей Псалтири, многими св.отцами отвергалось, они не ставили под сомнение принадлежность 73 псалмов царю-псалмопевцу. Исключение представляли собой взгляды Феодора Мопсуестского, который считал, что установить авторов Псалири вообще невозможно и что часть ее могла появиться в Маккавейское время. В XVII в. Спиноза и Ньютон высказали предположение, что псалмы были собраны и разделены на 5 книг при Ездре. Из русских экзегетов это мнение защищал прот. Вишняков Н. (1875). Взгляды Феодора Мопсуестского были возрождены немецким библеистом Фогелем (1767). В XIX в. шла дискуссия между толкователями, ставившими акцент на мессианском, прообразовательном смысле Псалтири (Хенгстенберг, Юнгеров и др.) и либеральной школой, которая рассматривала Псалтирь только в историческом контексте. Сторонники либеральной школы стремились доказать, что Псалтирь не имеет отношения ни к Давиду, ни вообще к допленному периоду, а отражает жизнь общины <периода Второго Храма>. Это направление достигло кульминации в работе Дума (1899), который датировал большинство псалмов Маккавейским временем. В русской библеистике подобный взгляд был развит Никольским Н.М. (1908). Но тогда же произошел перелом в исследовании Псалтири, связанный с работами Гункеля (1904, 1926). Гункель продолжил работу Де Ветте по классификации псалмов, предложив отказаться от поисков в псалмах указаний на точную дату и сосредоточиться на их содержании. Он создал классификацию псалмов по их <литературным жанрам> (гимны, молитвы, благодарения) и <предложил> новый подход к изучению псалмов. Этот подход выдвигал на первое место не личность псалмопевца, а ту традицию, к которой он принадлежит. Гункель утверждал, что Псалтирь — голос не отдельного поэта, а всей ветхозаветной Церкви; молитвы псалмопевцев — это прежде всего общинные молитвы, даже тогда, когда они написаны от лица одного человека. Гункель пришел к выводу, что т.н. "царские", мессианские, псалмы возникли до Плена. Важным доказательством допленного происхождения Псалтири является почти полное отсутствие в ней учения о воскресении мертвых и посмертном воздаянии, которое начало распространяться с IV-II вв. до н.э. Однако Гункель сохранил старое предположение о том, что пророки были антагонистами культа, и видел в Псалтири развитие пророческих идей. Важный корректив этому подходу дал Мовинкель (1916, 1921-24, 1951), который доказал храмовый характер Псалтири и отнес большую часть псалмов к царской эпохе. Мовинкель связал псалмы о Царстве Божьем с осенним праздником, когда славился Господь как Царь мира ("интронизация Яхве"). Специфику этого праздника ученый определил путем сравнения с торжеством в честь "воцарения божества" у древних народов. Вопрос о жанрах Псалтири был исследован Вестерманном (1953, 1965). В настоящее время в западной экзегетике преобладает мнение, что основа Псалтири восходит к Давиду.

Формирование Псалтири. Поэтические славословия и гимны возникли еще до Давида, на заре ветхозав. истории. Народ Божий издавна имел обыкновение выражать свои чувства и веру в песнопениях и стихах (см. Исх 15; Суд 5; 1Цар 2:1-10). Царь Давид сочетал военные и политические таланты с поэтическим гением. Об этом свидетельствует его элегия на смерть Саула (2Цар 1:19 сл.) и псалом спасения (2Цар 22:2 сл.), вошедший в Псалтирь (Пс 17). Величественные, отмеченные архаизмом образы многих псалмов вполне могут указывать на авторство Давида, что косвенно подтверждает их сходство с древней ханаанской поэзией (напр., Пс 28). Какие псалмы принадлежат самому Давиду, точно установить едва ли возможно (по мнению прот. Князева, это Пс 109, 23, 131, 50). Надписание "Давидов", по аналогии с гимнами Угарита, может означать, что они пелись для царя или в присутствии царя из дома Давидова. Упомянутые в псалмах сыны Кореевы и Асаф были руководителями храмовых хоров и оркестров. Их имена указывали на среду, в которой сформировалась Псалтири. Структура Псалтири показывает, что книга складывалась на протяжении долгого времени, пополнялась новыми псалмами, расширяясь в эпоху Плена (см. Пс 136).

По-видимому, 5 книг Псалтири возникли примерно в той последовательности, какую они имеют в нынешней Библии. Наиболее ранним разделом были "молитвы Давида". Затем сформировалась "Элохистическая Псалтирь", которая пополнялась вплоть до II в. до н.э. Сравнение Псалтири с Кумранскими псалмами показало, что в Маккавейское время в Псалтирь входили  не новые тексты, а древние псалмы. Псалмы Соломоновы (см. ст. Апокрифы), написанные ок. 63 до н.э., уже не были включены в Псалтирь, а следовательно, полный корпус канонических псалмов был уже кодифицирован. Это произошло не позднее 100 до н.э.

Надписания псалмов. Кроме имен авторов и указаний на повод составления псалмов (напр., Пс 3), в Псалтири существуют указания для певцов и музыкантов. Они не всегда могут быть расшифрованы. Так, считается, что слова "при появлении зари" (Пс 21) означают, по-видимому, что псалом должен петься на мотив традиционной утренней песни. Аналогичным образом объясняется надписание Пс 56. Слова "на гефском орудии" (Пс 38) могут указывать на филистимский инструмент или мелодию. Слово "аламоф" (Пс 45) связано с исполнением псалма женским хором (от евр. алма, молодая женщина или девушка). Музыкальные паузы в Псалтири отмечены словом "села" (опущенным в син. пер.).

> Виды псалмов. Классификация Псалтири может производиться по содержанию псалмов (см. выше) или по жанрам. Первый тип классификации опирается на основную тему того или иного псалма (творение, свящ. история, Закон, Премудрость, Царство Божье, мессианизм); второй способ классификации, введенный Гункелем, исходит из формальных жанровых признаков (гимны хвалы, общинные плачи, индивидуальные плачи, царские псалмы, паломнические песни и т.д.). Существует особый вид псалмов, в которых звучат призывы к Богу обрушить кары на врагов. Эти "псалмы проклятий" в жанровом отношении восходят к инвективам древневосточной поэзии. Они отражают ту ступень нравственного сознания, которая впоследствии преодолевается духом Евангелия. Богословский смысл указанных псалмов (напр., Пс 138) связан с глубокой верой псалмопевцев в нравственный миропорядок. Они уповали, что Суд Божий посрамит насильников, тиранов и угнетателей. Попирающий справедливость был для них врагом Божьим.

> Царские, или мессианские, псалмы. Весть о спасении является важнейшим содержанием Псалтири. Сотериологический смысл имеет Пс 17 — один из древнейших Давидовых псалмов. Царь является как бы представителем и олицетворением народа, который взыскует спасения Божьего. В то же время идеальный Сын Давидов, истинный Помазанник, является в Псалтири Сыном Самого Бога (Пс 2). Он будет Владыкой народов, которые придут поклониться Ему (Пс 71:11). Его Царство будет вечным (Пс 131). Через Него, как потомка не только Давида, но и Авраама, <получат Божие благословение> все племена земные (Пс 71:17. Ср. Быт). Его воцарение будет полной победой над всеми враждебными силами (Пс 109). Как Вождь и Ходатай, он соединит в Себе царское и первосвященническое служение (Пс 109:4). Этот образ Мессии, который проступает за земным образом монарха, сближается с образом страждущего Служителя Господня (ср. Ис 53). Прежде чем Мессия воцарится, устанавливая Царство Божье, Он будет уничижен и пройдет через страдания (Пс 88:45). Он будет взывать к Господу, и Тот воздвигнет Его (Пс 21, словами которого молился Христос на кресте). Сам Спаситель ссылается на царские псалмы как на пророчество о Его служении миру. Объясняя Пс 109, Он указывает, что Мессия безмерно больше земного царя, даже такого, как Давид (Мф 22:41 сл.). Мессианизм Псалтири является кульминацией его сотериологии, как и сотериологии всего Ветхого Завета.

Псалтирь в богослужении и в христианской литературе. Родившись как богослужебная книга, Псалтирь занимала центральное место в богослужении В.З., особенно в междузаветный период, когда она была уже канонизирована. Некоторые псалмы были приурочены к праздничному ритуалу (в частности, к Пасхе). Такое же важное место занимают псалмы в христианском богослужении. Значительная часть Всенощного бдения состоит из псалмов ("Предначертательный псалом", "Блажен муж...", антифоны на "Господи воззвах", шестопсалмие, кафизмы, полиелей, часы); включены псалмы и в Литургию (Пс 102, 145).

Еще в ветхозав. время псалмопевцы заимствовали отдельные тексты у своих предшественников (см. ст. Параллельные места в Библии). В духе псалмов составлялись тексты междузаветного времени (Псалмы Соломона, Кумранские гимны). В Песни Богородицы и Песни Захарии есть реминисценции из Псалтири. Существовало множество поэтических парафразов из Пс (напр., Симеона Полоцкого, Ломоносова и др.; см. ст. Литературно-художественная интерпретация Библии).

 
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/b12_152.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
изготовление трафаретов