=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Персоналии XIV века: свв. Петр Московский, Григорий Синаит, Екатерина Сиенская; Джон Уиклиф

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: свящ. Яков Кротов
из СЛОВАРЯ СВЯТЫХ
А. krotov.info/spravki/persons/13person/nevski192.html;
B. krotov.info/yakov/6_bios/37_xiii/gertruda.html;
C. krotov.info/yakov/6_bios/40_xiv/1315_lulliy.html.

D. свящ. Александр Мень.
Из "Библиологического словаря"
krotov.info/spravki/persons/14person/1384wikl.html

 
серия "история Церкви: персоналии" 
 (1550 слов)
 

   

A.

Петр Московский (20.12.1326). Уроженец Волыни, части древней Руси, которая в то время уже стала и политически, и обычаями отличаться от прочих русских земель. Здесь в 12 лет он стал монахом, обучился иконописанию, основал Спасскую обитель на реке Рате (Новодворская). В 1308 году князь Галича послал его в Константинополь своим кандидатом в митрополиты Руси. Великий князь Владимирским, которым в то время был Михаил Тверской, послал другого кандидата. Все князья мечтали о церковной независимости хотя бы потому, что "своя" митрополия была тогда символом и политического величия. Люди верили в то, что без благословения Церкви может оказаться неудачным военным поход.

> Князья соревновались между собой, чем кандидат взойдет на престол Русской Церкви, подразумевая, что кто своего кандидата продвинет — тот и какие-то политические выгоды получит. Влияние Церкви (не слишком большое) стремились использовать для политической выгоды. Патриарх избрал в митрополита Петра. Тот в течение года пребывал в Киеве, который считался еще столицей Руси, а затем неожиданно переехал во Владимир и большую часть времени проводил именно на севере Руси, а не своем родном русском Западе.

> Почти сразу после приезда на "владимирскую" Русь Пётр был обвинён в симонии. Обвинителем выступил тверской епископ Михаил: видимо, тверской князь, бывший тогда одновременно и великим князем Владимирским, не смог примириться со своей неудачей и пытался сместить "противника". Собор в Переяславле оправдал Петра.

> Пётр, увы, выступил против князя Михаила. Он "не благословил" его поход в начале 1311 года против московского князя Юрия (поход "возглавлял" 13-летний сын Михаила, сам великий князь был в это время в ставке хана Тохты). "Увы", потому что здесь попахивает местью. Право, между прочим, было на стороне Михаила — он был великим князем, ему должен был отойти оставшийся выморочным Нижний, но город был захвачен Москвой. Правда, московский князь был умершему нижегородскому князю более близким родственником, но средневековые русские представления о власти и родстве были сложнее современных.

> В 1312 году митр. Пётр "снял сан" с епископа Сарая (столицы Улуса Джучи) Измаила и поставил на его место Варсонофия. Тот же Варсонофий в 1316-м году был поставлен Петром в епископы Твери — в "логово врага", и позднее очевидно поддерживал именно Москву. Так что и в этих снятиях и назначениях проявилось стремление Петра опереться на московских князей, коли уж Тверь не смирилась со своим "поражением" в церковном вопросе.

> В 1325 году митр. Пётр переехал в Москву, где и скончался. Конечно, не его переезд был причиной того, что Москва победила Тверь и другие княжения в борьбе за первенство; напротив, ее победа уже была очевидна проницательному святителю. Перед Петром не стоял выбор: охранять Церковь от участия в политике или нет. Он мог лишь участвовать в политике так, чтобы по возможности сохранить достоинство Церкви. В Москве Петр заложил Успенский собор (первое из зданий на месте нынешнего), но умер незадолго до окончания постройки и был здесь похоронен.

> Память 21 декабря / 3 января (перенесено с дня смерти из-за наложения на предпразднество Рождества), празднуется также 5/18 октября в соборе Пяти московских святителей, перенесение мощей в 1479 г. празднуется 24 августа / 6 сентября.


B.

Григорий Синаит (р. ок. 1268 — в 1310 или 1346). Уроженец морского городка Клазомены неподалеку от Смирны. В двадцать лет ему довелось пережить пиратский набег, Григорий попал в плен и был освобождён с трудом. После освобождения он отправился на Кипр и здесь постригся в монахи. Затем он много ходил по другим обителям, побывал во всех афонских монастырях, жил на Крите, видел Иерусалим, однако постоянным местом его трудов стал монастырь на Синайской горе. Он построил себе келлию для безмолвия и сосредоточенной молитвы ("умной молитвы", как выражались старые переводы его сочинений). Григорий прославился как основатель целого направления в тогдашнем византийском монашестве, его учению следовали и при его жизни многие (он сам основал несколько монастырей во Фракии и Македонии, несколько келлий на Афоне), и после его смерти. Сочинения Григория вошли в "Добротолюбие". Его учение можно назвать утончённым, ведь оно учит такой молитве и аскезе, которой трудно, невозможно молиться не в уединении, перемежая общение с Богом общением с людьми. Однако высшая утончённость этой аскетики в том, что она призывает к восхождению, к избранию, и одновременно напоминает, что восхождение и избрание в том, чтобы считать себя не избранником, не совершенным, а грешником. Он говорил своим ученикам: "Прежде смерти лежим во аде; кто не сознаёт искренно, что грешник, что звери и скоты чище его, тот хуже бесов, как послушный раб их". Так что каждый теоретически может в мгновение ока добиться совершенства, покаявшись от всего сердца; проблема именно в том, что многим людям практически нужны многие годы, чтобы просто и чистосердечно покаяться. Устремлённость к молитве и уединению, однако, сочеталась в самом Григории с энергией проповеди (а иначе бы о нём никто бы и не знал), и это противоречие заложено уже в Евангелии, которое зовёт одновременно и ко Христу, и ко всем людям. Как говорил сам Синаит: "Тот священнодействует Евангелие, кто, причастившись его, и другим действенно может преподать Свет Христов". Память 8/21 августа.

 


C.

Екатерина Сиенская (ок. 1347, Сиена — 29.4.1380, Рим). Катарина Бенинказа была младшей в многодетной семье сиенского красильщика (у нее была умершая в младенчества сестра-близнец, а всего детей было двадцать пять). Симпатичная и веселая, она наотрез отказалась выходить замуж (родители настаивали на этом далеко не всегда деликатно), и около 1367 года стала сестрой "третьего отделения" Доминиканского ордена, "терциаркой", "мантеллате" — жила монашеской жизнью, но дома. Ее напряженная молитвенная жизнь принесла плоды и в виде мистических откровений, и в виде стигматов. Только то не были стигматы "открытые", какие бывают и у многих истериков и шарлатанов. У Екатерины ни капли крови не проступало в тех местах тела, что кровоточили у Христа. Она "всего лишь" испытывала острую боль на месте этих ран. Целомудрие ее мистического страдания не было случайным - уже и в ее эпоху было много шарлатанов, превращавших кровавые язвы в рекламу себя и своих "откровений". Вокруг нее постепенно собрался кружок "катеринати" — священников и мирян, аристократов и простолюдинов, помогавших ей во время ее путешествий, записывавших ее слова. Одновременно складывалась партия горячих противников Екатерины, видевших в ней шарлатанку и истеричку, и ей пришлось предстать перед судом генерального капитула доминиканского ордена. Ее оправдали, а вскоре прислали в Сиену священника Раймунда Капуанского, который стал ее исповедником, наставником и в то же время ее учеником. В сравнении со многими позднейшими мистиками Екатерина была довольно сдержанна, даже схоластична, сочетая с этим энергичность и парадоксальность. Обычный для мистиков порыв к смирению она выразила словами, приписанными Богу: "Екатерина, Я есть Тот, Кто Есть; ты есть та, кого нет". С 1375 года до смерти она активно проповедовала в поддержку одного из двух претендентов на папский престол, — тут уж многие "катеринати" не одобряли ее пылких воззваний, но и не бросали. Историки полагают, что усилия Екатерины в сфере церковной политики принесли больше вреда, чем пользы, что ещё раз показывает, что святые не гарантированы от ошибок. Почитают её, впрочем, именно за то, что она обычно была выше политики, свидетельствуя о бесконечности и непознаваемости Бога.

> <Канонизирована в> 1461. Провозглашена Учителем Церкви, 1970. <.....> Память 29 апреля.


D.

Уиклиф, Виклиф (Wyclif, Wycliffe) Джон, священник (ок. 1330-84), английский католический богослов, реформатор, предшественник протестантизма. Родился в селении провинции Йоркшир. О молодых годах его почти ничего неизвестно. Образование В. получил, по-видимому, в Оксфордском университете, где потом преподавал и занимал руководящие должности. Будучи доктором богословия, он совмещал работу в университете со службой на приходе (год рукоположения В. неизвестен). Вступление В. на общественное поприще было связано с конфликтом между папой и англ. королем, который отказывался платить Риму подать. Парламент поддержал короля, и В. активно встал на его сторону. В своих произведениях он настаивал на ограничении имущественных прав Церкви, призывал возвратиться к "церкви бедных", упрекал монастыри в том, что они не по праву владеют богатствами. В. проповедовал эти идеи с церк. кафедры и рассылал по стране своих сторонников. В 1377-78 его дважды вызвали в Лондон на суд епископов, но заступничество короля помогло ему избежать осуждения. Однако после того как В. выдвинул ряд чисто богословских тезисов (о необходимости мирянам читать Библию, о символическом значении Евхаристии), его учение было осуждено синодом из десяти епископов (1382). В. был исключен из университета, но иным преследованиям не подвергался. На требование папы Урбана VI явиться в Рим для оправдания В. ответил, что не может покинуть приход по слабости здоровья. Вскоре он скончался. Идеи В. продолжали жить в учении Гуса и лоллардов. В 1415 г. взгляды В. были окончательно осуждены на Констанцском соборе.

> Наибольшей заслугой В. перед Церковью был его перевод Библии на доступный для народа англ. язык (до него Библия существовала в Англии только на латинском яз., хотя для нужд духовенства и были сделаны переводы ее отдельных частей). Греческого языка В. не знал, поэтому перевел Новый Завет с Вульгаты (1378). Первое издание Н.З. на англ. яз. имело большое церковно-общественное и культурное значение. Вскоре был переведен и Ветхий Завет (тоже с Вульгаты). Но сам переводчик признал его несовершенным и поручил редактирование своему близкому другу Дж. Парвею, который в сотрудничестве с Н. Герфордом довел работу до конца (перевод был опубликован уже после смерти В.). Первое печатное издание Н.З. на англ. яз. вышло только в 1731 в Лондоне, а вся Библия была опубликована в 1850 в Оксфорде.

> В своих толкованиях на Библию и в кн. "Об истине Свящ. Писания" В. выступал против схоластического богословия, которое приравнивало Писание к церк. учительству (считая учительство голосом Предания). "Если бы, — писал В., — существовала и целая сотня пап, и все монахи превратились бы в кардиналов, всё-таки в делах веры должно было бы дать их мнениям лишь настолько места, насколько они основываются на Писании". Само же Слово Божье В. предпочитал толковать без аллегоризма, без анагогических и аккомодических приемов, а искать прямой смысл, заключенный в Библии. В частности, это привело его к упрощенному пониманию Евхаристии. Во взглядах В., как в зародыше, уже содержались основные темы Реформации, которые возродила его учение 200 лет спустя.


Ссылки (персоналии и история XIV в.):

Христианство в XIV-XV веках, Запад;
Христианство в XIV-XV веках, Русь;
Хронологический указатель, XIV век;
св. Михаил Тверской (1318);
Мейстер Экхарт († 1327);
Данте Алигьери († 1321);
Уильям Оккам († 1349);
Жан Буридан († 1358);
св. Григорий Палама († 1360);
Иоханн Таулер (†  1361);
cв. Бригитта Шведская (†  1373);
архиеп. Николай Кавасила († 1377);
патр. Филофей Коккин († 1377);
свт. Стефан Пермский († 1390);
прп. Сергий Радонежский († 1392);
прп. Феофан Грек († ок. 1410).

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Я уже раньше читал этот текст:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно, но если вы хотите получить ответ на ваш отзыв или вопрос, имейл и имя, конечно, надо указать!)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/is07_180.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»