=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Пасха в Библии

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

Автор: Pierre-E'mile Bonnard
Из книги: Словарь библейского богословия.
krotov.info/library/bible/comm/pasha.htm.

 
серия "Библия";
серия "Литургия"
 (примерно 2280 слов)
 

 

 

> ПАСХА

> Во времена Иисуса, на Иудейскую Пасху последователи Моисея собирались в Иерусалиме для заклания и вкушения пасхального агнца; Пасхой вспоминается исход, освободивший Евреев из рабства египетского. Ныне христианская Пасха повсеместно объединяет учеников Христа в причастии к их Господу, истинному Агнцу Божию; она приобщает их к Его смерти и Воскресению, которые освободили их от греха и смерти. Преемственная связь этих двух праздников очевидна, но произошло некое изменение плана при переходе от ветхого Союза-Завета к новому.

> I. ИЗРАИЛЬСКАЯ ПАСХА

> 1. Пасха — весенний праздник кочевого и домашнего быта. — Первоначально Пасха была семейным праздником. Ее праздновали ночью, при полнолунии на весеннее равноденствие, в 14-ый день месяца авива или колосьев (получившего после плена название нисан). В жертву Ягве приносили молодое животное, родившееся за последний год, чтобы привлечь на стадо Божие благословение. Жертвой служил ягненок или козленок, мужского пола, не имеющий «порока» (Исх 12.3-6); нельзя было ломать ни одну его кость (12.46; Числ 9.12). Его кровью, в знак охраны, помазывали косяки и перекладину дверей в каждом жилище (Исх 12.7,22). Его мясо съедалось за быстро совершавшейся трапезой, участники которой должны были быть в дорожной одежде (12.8-11). Эти черты кочевого и домашнего быта позволяют предполагать очень древнее происхождение Пасхи: возможно, что она была тем жертвоприношением, для совершения которого в пустыне Израильтяне добивались разрешения от Фараона (3.18; 5.1 слл); т. обр. можно предполагать, что ее возникновение было древнее Моисея и исхода из Египта. Но свое окончательное значение она получила во время исхода.

> 2. Пасха и Исход. — Великая весна Израиля была тогда, когда Бог освободил его от египетского ига посредством целого ряда дивных дел Своего Провидения, из которых самое потрясающее проявляется в десятой казни египетской, т.е. в истреблении египетских первенцев (Исх 11.5; 12.12,29 сл). С этим событием предание впоследствии связывает заклание первенцев от стада и выкуп первенцев Израиля (13.1 сл, 11-15; Числ 3.13; 8.17). Это сближение остается второстепенным. Важно то, что Пасха совпадает с избавлением Израильтян: она становится воспоминанием об исходе, важнейшем событии их истории; она напоминает о том, что Бог поразил Египет и пощадил Своих верных (12.26 сл; 13.8 слл). Таков отныне смысл Пасхи и новое значение ее наименования.

> Наше слово Пасха соответствует греч. πάσχα, производному от арамейского пасха и евр. песах. Происхождение этого названия спорно. Некоторые приписывают ему иностранную этимологию, ассирийскую (пасаху — умиротворить) или египетскую (па-ш — воспоминание; песах — удар); но ни одна из этих гипотез не является решающей. В Библии слово песах связано с глаголом пасах, означающим или хромать, или совершать ритуальный танец вокруг приносимой жертвы (3Цар 18.21,26), или, в переносном смысле, «перепрыгнуть», «пройти», щадить. Пасха это Прохождение Ягве, Который прошел над домами Израильтян, тогда как Он поражал Египтян (Исх 12.13,23,27; ср. Ис 31.5).

> 3. Пасха и Опресноки. — С течением времени с Пасхой слился другой праздник, первоначально отличавшийся от нее, но близкий к ней по своему весеннему сроку: Опресноки (Исх 12.15-20). Пасха празднуется в 14-тый день месяца; Опресноки в конце концов устанавливаются от 15-го до 21-го. Неквасные хлебы входят в приношение начатков жатвы (Лев 23.5-14; Втор 26.1); очищение от старой закваски представляет собою обряд чистоты и ежегодного обновления, происхождение которого спорно и может быть кочевым или земледельческим. Как-бы то ни было, Израильское предание также связало этот обряд с исходом из Египта (Исх 23.15; 34.18). Теперь он напоминает о поспешности ухода, такого быстрого, что израильтянам пришлось уносить свое тесто раньше, чем оно вскисло (Исх 12.34,39). В богослужебных календарях Пасха и Опресноки то различаются (Лев 23.5-8; ср. Езд 6.19-22; 2Пар 35.17), то сливаются (Втор 16.1-8; 2Пар 30.1-13).

> Во всяком случае, Пасха каждый год переносит в современность избавление исхода, и это глубокое значение праздника ощущается с большой напряженностью на важнейших этапах истории Израиля: Синайском (Числ 9) и при вступлении в Ханаан (Ис Нав 5); при реформах Езекии ок. 716 г. (2Пар 30) и Иосии ок. 622 г. (4Цар 23.21 слл); при восстановлении после плена в 515 г. (Езд 6.19-22).

> 4. Пасха и новые «исходы». — Освобождение от египетского ига напоминается каждый раз, когда Израиль подвергается другому рабству: Находясь под ассирийским игом, около 710 г., Исаия приветствует освобождение как пасхальную ночь (30.29), во время которой Бог пощадит (пасах) Иерусалим (31.5; ср. 10.26); сто лет спустя Иеремия прославляет освобождение пленников в 721 г. как новый исход (Иер 31.2-21) и даже — греч. перевод LXX еще усиливает слова пророка — как годовщину первого исхода: «Вот Я приведу, говорит Господь, чад Израиля на праздник Пасхи!» (Иер 31.8 = греч. 38.8).

> Будучи под вавилонским игом, Иеремия утверждает, что возвращение насильственно переселенных в 597 г. превзойдет Исход, живущий в памяти Израиля (Иер 23.7 сл); Второисаия возвещает возвращение из плена (587-538) как окончательный Исход, который затмит древний (Ис 40.3-5; 41.17-20; 43.16-21; 49.9-11; 55.12-13; ср. 63.7-64.11): собирание рассеянных (Ис 49.6) будет делом Агнца — Отрока (Ис 53.7), который станет, кроме того, светом <для> языческих народов и вместе с пасхальным Агнцем послужит образом грядущего Спасителя.

> 5. Пасха — праздник Храма. — Т. обр. в течение веков ритуал Пасхи развивался. Произошли уточнения, преобразования. Самое важное из них — нововведение Второзакония, превратившее древнее семейное празднование в храмовой праздник (Втор 16.1-8). Может быть некоторое начало осуществления этого законодательства было положено при Езекии (2Пар 30; ср. Ис 30.29); во всяком случае при Исаии оно претворяется в действительность (4Цар 23.21 слл; 2Пар 35). Пасха следует т. обр. общей централизации культа, к которому приспособляется ее обряд; кровь выливается на жертвенник (2Пар 35.11); священники и левиты становятся при этом священнодействии главными действующими лицами.

> После плена Пасха становится праздником праздников, несоблюдение к-рого может повлечь за собою для Иудеев настоящее отлучение (Числ 9.13); все обрезанные, и только они, должны в ней участвовать (Исх 12.43-49); в случае необходимости ее можно отложить на один месяц (Числ 9.9-13; ср. 2Пар 30.2 слл). Эти уточнения священнического законодательства устанавливают правопорядок, который больше уже не меняется. За пределами св. Града Пасха, конечно, продолжают здесь и там праздновать в семейном кругу; так это несомненно происходит в иудейской колонии в Элефантине, в Египте, согласно одному документу 419 года. Но заклание пасхального агнца постепенно исключается из этих частных празднований, которые отныне затмило иерусалимское торжество.


> 6. Пасха — время дивных дел Божиих. — На Пасху стало совершаться одно из главных паломничеств богослужебного года. В иудействе Пасха приобретает очень богатый смысл, выраженный в Таргуме Исх 12.42: освобождение Израиля от рабства уподобляется извлечению мира из хаоса, Исааку, избавленному от принесения в жертву и человечеству, избавленному от своего бедственного положения ожидаемым Мессией. Эти перспективы находят в Библии целый ряд точек опоры.

> а) Пасха и творение. — Творение и искупление часто связаны, напр., в большом пасхальном песнопении (Hallel): Пс 135.4-15; ср. Ос 13.4 (греч.); Иер 32.17-21; Ис 51.9 сл; Неем 9; Пс 32.6 сл; 74.13-17; 76.17-21; 94.5-9; 99.3; 123.4-8; 134.6-9; Прем 19. Бог разделил Чермное море (Исх 14.21), подобно тому как сначала разделил первозданный океан (Быт 1.6).

> б) Пасха и Исаак. — Бог спасал сыновей Иакова, подобно тому, как Он спасал их предков. Авраам как бы ожидает Исхода (Исх 15.13 сл), залогом чего было для него спасение Исаака (Быт 22). Исаак же как бы был принесен в жертву на Сионе (2Пар 3.1), как потом пасхальный агнец (Втор 16) и избавлен от меча (Быт 22.12), как впоследствии Израиль (Исх 22.23; ср. 1Пар 1.15) Исаак спасен благодаря овну, Израиль благодаря — Агнцу; Исаак пролил при обрезании уже богатую искупительной ценностью кровь (Исх 4.24-26), как позже будет пролита кровь пасхальных жертв (Иез 45.18-24); но главное в том, что Исаак готов пролить всю кровь, заслуживая этим быть прообразом Пасхального Агнца в абсолютном смысле: Иисуса Христа (Евр 11.17-19).

> в) Пасха и мессианская эра. — Все дела Божий в прошлом дают надежду на Его решающую помощь и в будущем. Окончательное спасение (= эсхатологическое) является как бы новым творением (Ис 65.17), необратимым исходом (65.22), полной победой над злом, вновь обретенным раем (65.25). Посланный Богом для этого преображения мира есть не кто иной, как Мессия (Ис 11.1-9), так что в каждую пасхальную ночь Иудеи ждут Его пришествия. Ввиду того, что некоторые продолжают представлять себе этого Мессию в виде мужа броней, здесь таится некоторая опасность пробуждения национализма: нередко именно во время Пасхи возникают политические движения (ср. Лк 31.1 слл) или обостряются религиозные страсти (Деян 12.1-4). В римскую эпоху власти заботятся о поддержании порядка во время пасхальных празднеств, и прокуратор каждый год прибывает на эти дни в Иерусалим. Но настоящей вере дано видеть дальше этих брожений и оберегать свою чистоту от компромисса: она предоставляет Самому Богу назначение часа и установление того, как будет действовать Мессия, Которого Он пошлет.

> II. ПАСХА ИИСУСОВА

> Мессия, действительно, пришел; сначала Иисус принял участие в иудейской Пасхе; Он желал, чтобы она более соответствовала замыслу Божию, но в конце концов, завершив ее исполнением ее чаяний, Он упразднил ее.

> Во время Пасхи Иисус произносит слова и совершает действия, постепенно меняющие ее смысл. Так перед нами встает Пасха Сына Единородного, оставшегося в близости Святого святых, ибо Ему известно, что здесь Он находится у Отца Своего (Лк 2.41-51); Пасха нового храма, когда Христос очищает временное святилище и возвещает святилище окончательное — Свое воскресшее тело (Ин 2.13-23; ср. 1.14,51; 4.21-24); Пасха умножения Хлеба, который станет Его плотью, приносимой в жертву (Ин 6.51); наконец и в особенности Пасха нового Агнца, когда Иисус занимает место пасхальной жертвы, устанавливает новую пасхальную трапезу и совершает Свой собственный исход, «переход» из этого грешного мира в царство Отца (Ин 13.1).

> Евангелисты поняли в этом смысле намерения Иисуса и осветили их под разными углами зрения. Последнюю трапезу Иисуса (даже если она и состоялась накануне Пасхи) Синоптики описывают как трапезу пасхальную: Тайная Вечеря происходит внутри стен Иерусалима в рамках литургического обряда, в который входит, среди прочего, произнесение славословия (Халлеля) (Мк 14.26 п). Но это уже — трапеза новой Пасхи: с обрядовыми благословениями хлеба и вина Иисус связывает установление Евхаристии; давая вкушать Свое тело и пить Свою кровь, Он представляет Свою смерть как пасхальное жертвоприношение, в котором Он есть новый Агнец (Мк 14.22-24 п). <Иоанн> же подчеркивает этот факт, вводя в Евангелие несколько указаний на Иисуса как на Агнца (Ин 1.29,36) и приурочивая ко второй половине дня 14-го нисана, к часу заклания агнца (18.28; 19.14,31,42), крестную смерть истинной пасхальной Жертвы (19.36).

> III. ХРИСТИАНСКАЯ ПАСХА

> 1. Воскресная Пасха. — Распятый накануне Субботнего дня (Мк 15.42 п; Ин 19.31), Иисус воскрес на другой день после той же субботы — в первый день недели (Мк 16.2 п). Это также первый день, когда Апостолы вновь обретают своего Господа, уже воскресшего, во время трапезы, представляющей собою своего рода повторение Тайной Вечери (Лк 24.30,42 сл; Мк 16.14; Ин 20.19-26; 21.1-14 [?]; Деян 1.4) Поэтому и христианские общины собираются в первый день недели для преломления хлеба (Деян 20.7; 1Кор 16.2). Вскоре этот день получает новое наименование: день Господень или день воскресный (Откр 1.10). Он напоминает христианам о Воскресении Христа, объединяет их с Ним в Евхаристии, обращает их к ожиданию Его пришествия в славе (1Кор 11.26).

> 2. Ежегодная Пасха. — Кроме воскресной Пасхи у христиан существует также ежегодное празднование, вкладывающее в еврейскую Пасху новое содержание: иудеи праздновали свое избавление от чужеземного ига и ожидали Мессию — национального освободителя; христиане празднуют свое освобождение от греха и смерти, соединяются со Христом распятым и воскресшим, чтобы разделить с Ним вечную жизнь, и обращают свою надежду к Его славному второму пришествию.

> В эту ночь, которая в их глазах сияет как день, они, чтобы подготовить свою встречу за святой Трапезой с Агнцем Божиим, Который берет и отъемлет грехи мира, объединяются для бдения, во время которого читается повествование об Исходе, приобретшее новую глубину (1Петр 1.13-21): приняв крещение, они образуют народ Божий в странствии (17) и идут, препоясав чресла (13), освобожденные от зла, к обетованной 3емле царства небесного. Так как Иисус, их пасхальная Жертва, был заклан, им надлежит праздновать праздник не со старой закваской порочной жизни, но с опресноками чистоты и истины (1Кор 5.6 слл). Со Христом они лично пережили тайну Пасху, умерши греху и воскреснув к новой жизни (Рим 6.3-11; Кол 2.12). Вот почему праздник Воскресения Христа уже очень рано становится преимущественным временем для крещения, т.е. для воскресения христиан, в которых вновь возрождается и живет пасхальная тайна. Спор относительно дня празднования Пасхи во II веке не затрагивал этого глубокого смысла, подчеркивающего, что иудейский праздник окончательно оставлен позади.

> 2. Эсхатологическая Пасха. — Пасхальная тайна должна завершиться для христиан смертью, воскресением и встречей с Господом. Земная Пасха подготавливает для них этот последний «переход», эту потустороннюю Пасху. Действительно, слово Пасха обозначает не только тайну смерти и воскресения Христа, не только еженедельный или ежегодный евхаристический обряд, но также и небесный пир, к которому мы все направляемся. Откр. Ин. возводит наши взоры к Агнцу, сохраняющему на Себе знаки Своих Страстей, но живому и стоящему на престоле; облеченный славой, Он привлекает к Себе Своих мучеников (Откр 5.6-12; 12.11). Согласно Его собственным словам, Иисус воистину исполнил Пасхe евхаристическим жертвоприношением Своей смерти, Своим воскресением, непрестанным таинством Своей жертвы, наконец Своим грядущим пришествием (Лк 22.16), которое должно объединить нас для радости окончательного пира в царстве Его Отца (Мф 26.29).

 


См. также:
Свящ. Александр Мень. Лекция 2 мая 1989 г. //
     гл. ПАСХА НОВОГО ЗАВЕТА в кн. "Сын Человеческий" //
     Из кн. "Таинство, слово и образ" //

Свящ. Александр Шмеман. Из сб. "Воскресные беседы" //

иером. Лев (Жилле): «Очень желал Я есть с вами сию пасху».

В.Н. Кузнецова. Комм. к Мф. 26:17-30. Пасхальная трапеза. Заключение Нового Договора //
     Празднование Пасхи (из комм. к Лк) //

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

  2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/b57_247.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск в серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»