=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Как избавиться от низкой самооценки (2)

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по книге: Д. Симандз. «Исцеление чувств», гл. 6.
Цитаты из книги в тексте выпуска даны курсивом.
Новый Завет цитируется по переводу В.Н. Кузнецовой.

 
серия "внутренний мир"
     
(приблизительно 2200 слов)

 

6. Как избавиться от низкой самооценки (2)

 

Вряд ли кто умрет даже за праведника (хотя, впрочем, за хорошего человека может кто и пойдет на смерть). Но Бог показал нам всю силу Своей любви к нам, потому что Христос умер за нас, когда мы были грешниками! Мы прощены благодаря жертвенной смерти Христа  — тем более теперь будем спасены от гнева. Ведь будучи еще врагами, мы примирились с Богом через смерть Его Сына  — тем более теперь, уже примиренные, будем спасены через Его жизнь. Но это не всё! Мы гордимся Богом, благодаря нашему Господу Иисусу Христу, в котором мы обрели примирение.
(Римлянам 5:7–11)

—  "Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой и всеми своими помыслами",  —  ответил Иисус. — Вот первая и величайшая заповедь. И вторая такая же: "Люби ближнего, как самого себя". Весь Закон и Пророки стоят на этих двух заповедях. (Матфея 22:37–40)

Внутренний образ человека — это система представлений и чувств, рисующих внутри вас ваш облик. Есть четыре источника, из которых мы черпаем представления о самих себе.

Первый — внешний мир (об этом мы говорили в главе 5). Представления о себе складываются на основании того, какое отношение к себе мы испытали в начале своей жизни: как с нами поступали, как нас любили, как о нас заботились. Это всё — язык общения, который дал нам первые представления о себе.

Второй источник — наш внутренний мир, физический, эмоциональный и духовный склад личности, который позволяет определенным образом познавать окружающий мир. Мы получаем информацию от наших органов чувств. И тут всё зависит от психологического типа человека и от его восприимчивости.

Нет двух одинаковых детей. Они такие же непостижимо разные, как снежинки. Значит, родители, пытающиеся по одному учебнику воспитывать всех своих чад, совершают большую ошибку. Один ребенок напоминает упрямого осла, привлечь внимание которого можно только с помощью толстой палки, не говоря уже о том, чтобы чего–то от него добиться, второй же болезненно раним, как растение–недотрога, и при общении с ним ни в коем случае нельзя даже повышать голос. Смешно думать, что родителям достаточно одного комплекта воспитательных принципов.

Есть еще и духовный фактор. Именно здесь расхождение христиан с мирской, гуманистической психологией, которая рассматривает человеческую природу как благую по сути или как нравственно нейтральную. Бог открыл нам в Своем Слове, что мы не входим в эту жизнь нравственно нейтральными. Мы инстинктивно тянемся ко злу, стремимся к запретному. Церковь называет это первородным грехом.

Греховность не была изначально заложена в нас. Законы и принципы, управляющие отношениями между людьми и развитием человечества, лишь способствовали распространению греха, которое началось, когда наши прародители вышли из подчинения Богу и выбрали жизнь в независимости от Творца и гордыне. В момент грехопадения была запущена цепная реакция. Нет идеальных родителей, все они совершают ошибки, вводят детей в заблуждение своими поступками и, что хуже всего, обставляют свою любовь рядом условий.

Таким образом, каждому из нас в наследство от родителей достается первородный грех. Мы не пришли в этот мир нейтральными, мы пришли с болезненной тягой ко злу. Мы не в состоянии контролировать свои желания, побуждения и устремления. Нас неумолимо влечет к запретному. Из–за этого порока мы не в состоянии воспринимать действительность такой, какая она есть.

Кто-то сказал: «Дети — самые лучшие в мире записывающие устройства, но они совершенно не понимают то, что записали». Дети впитывают окружающие их пороки, при этом неверно истолковывая полученные знания, что искажает их представления и о самих себе. Несмотря на всё хорошее, что родители делают для детей, оказывается, что большинство людей приходят во взрослую жизнь с чувством: «Ты — нормален, а я — нет».

Библия разъясняет, что мы не просто жертвы. Мы — грешники и несем ответственность за то, кем являемся.

Третий источник, формирующий наш внутренний образ, — Сатана, и как мы уже говорили, он — причина нашей заниженной самооценки. Он использует тот факт, что мы ни во что не ставим себя. Он выступает в трех своих ролях: лжеца (см. Иоанна 8:44), клеветника (см. Откровение 12:10) и того, кто ослепляет умы (см. 2 Коринфянам 4:4). Во всех трех ипостасях он опирается на наш комплекс неполноценности, неудовлетворенности и приниженности, и несет христианам поражение, не давая им полностью реализовать свой потенциал.

Четвертый источник наших представлений о себе — Бог. Теперь мы переходим от проблемы заниженной самооценки к разговору о силе, которая даст нам возможность создать свой новый образ, т.е. переходим от болезни к исцелению. Есть практические шаги, которые необходимо предпринять, чтобы вернуть себе чувство самоуважения.

 

Исправляйте свои богословские ошибки

 

Позвольте Богу и Его Слову развеять ваши заблуждения. Есть одна мысль, которая является греховной в глазах Бога, христиане же облекают ее в одежды благочестия и пытаются выставить добродетелью. Возможно, и вам случалось так поступать. Но невозможно совместить порочные мысли с праведной жизнью. Нельзя верить лжи, и при этом жить по истине.

Речь идет о том, что многие христиане ошибочно полагают, будто самоуничижение угодно Богу, что оно — часть христианского смирения и атрибут святости.

Самоуничижение в действительности не является христианским смирением. Более того, оно противоречит основным положениям христианской веры. Смысл главной заповеди в том, что нужно любить Бога всем своим существом. Вторая заповедь — продолжение первой: любить ближнего, как самого себя.

Но здесь мы можем увидеть не две, а три заповеди, данные нам: любите Бога, любите себя и любите других. Иисус ясно показал: любовь к себе лежит в основе любви к ближнему (поэтому мы поставили ее здесь на второе место).

Часто люди неверно понимают смысл слов «любить себя». Можно назвать это чувство самоуважением или чувством собственного достоинства, но одно остается очевидным: оно лежит в основании христианской любви к другим.

Итак, не следует ли откорректировать ваше богословие? Когда вы любите Бога, себя и других, вы полностью исполняете Божий закон (см. Матфея 5:43–48). Говоря о законе, Иисус с присущей Ему властью напоминал о принципах вечного треугольника — любви к Богу, к самому себе и к другим. Этот главный Божий закон составляет суть мироздания. Человек с развитым чувством собственного достоинства здоровее человека с неразвитым. Таким сотворил вас Бог, и если вы идете против своего естества, то не только совершаете богословскую ошибку, но и встаете на путь саморазрушения.

Многие библейские тексты подчеркивают важность самоуважения, а апостол Павел прямо назвал его основой одного из самых интимных и самых значимых видов человеческих отношений — отношений между мужем и женой в браке: «Так и мужья обязаны любить своих жен  —  как свое собственное тело. Кто любит жену, тот любит себя» (Ефесянам 5:28). Переводчик Библии Филипс перефразировал эту мысль так: «Любовь, которую мужчина дает своей жене, — это продолжение его любви к себе, простираемое до нее».

В следующем стихе приводится пример из духовного мира: «Еще не было человека, который ненавидел бы свою плоть. Наоборот, он питает ее и лелеет, как Христос  —  Церковь». Затем Павел снова возвращается к той же теме: «И вы тоже, каждый из вас, должны любить своих жен, как самих себя. И жена пусть почитает мужа».

Опыт подтверждает психологическую точность слов Павла. Браки распадаются из–за того, что некоторые любят своих супругов так же, как себя: растоптав собственную душу, они принимаются за супруга. Их самоуничижение распространяется на семью. Стремление к духовному росту и сознание собственной значимости очень важны — без них не стать хорошей женой или мужем.

Не меньшее самоуважение требуется, и чтобы любить ближнего. Павел предостерегает: «По праву апостольства, дарованного мне, я говорю каждому из вас: не ставьте себя выше, чем следует. Будьте скромны и судите о себе здраво» (Римлянам 12:3). «Судить о себе здраво» (букв. «чтобы быть благоразумными», в Синодальном переводе — «скромно») — это и значит не завышать и не занижать самооценку. Сатана же старается внушить нам противоположную мысль: «Вот видишь, какой ты высокомерный».

Но истиной является обратное: именно человек с заниженной самооценкой, с неразвитым чувством собственного достоинства постоянно пытается что–то доказать. Ему необходимо ощущать себя правым в каждой ситуации. Он постоянно ищет себе оправдание и целиком поглощен собой.

Это не значит, что он эгоист. Напротив, возможно, о него все «вытирают ноги», и это — часть его проблемы. Но его внимание к себе ни на минуту не ослабевает, ему интересен только он сам. Есть люди, которые жить не могут без похвалы: они постоянно добиваются внимания окружающих.

Итак, невозможно искренне и безоговорочно любить других, если вам приходится постоянно доказывать, что вы чего–то стоите. Со стороны может показаться, что вы любите ближних, но на самом деле вы их просто используете. Их поддержка нужна вам, чтобы быть уверенным: не так уж я и плох.

Самоотрицание — это не признак смирения или святости.


Поверьте оценке Бога…

 

Пусть Бог покажет вам всю вашу значимость и ценность, не полагайтесь в этом на болезненные воспоминания из прошлого. Чтобы исцелиться от низкой самооценки, нужно выбрать, кого слушать — лжеца-Сатану, который искажает действительность, напоминает старые обиды, чтобы вас не покидали нездоровые нехристианские чувства и ложные представления о себе, — или Бога и Его Слово, которое вселяет в нас самоуважение?

Задайте себе ряд важнейших вопросов:

• Имеете ли вы право принижать или презирать того, кого любит Бог? Слова «Я знаю, что Бог любит меня, просто я себя не выношу» — издевательство над верой, оскорбление Бога и Его Слова. Это выражение плохо скрываемого возмущения своим Творцом. Презирая Его творение, вы тем самым говорите, что вам не нравится Его замысел и что вам безразличен Сам Создатель. Как можете вы называть нечистым то, что Бог называет чистым? (Ср. Деяния 10:15; 11:9.) Вы просто не понимаете, как сильно Бог любит вас и как много вы для Него значите!

• Разве Вы имеете право принижать или презирать того, кого так высоко чтит Бог? «Вы только посмотрите, какой любовью одарил нас Отец! Мы зовемся детьми Бога! Да, мы — Его дети. … Да, любимые, мы уже теперь дети Бога» (1 Иоанна 3:1-2). Как вы думаете, если вы считаете Божьего сына или дочь никчемным и неполноценным человеком, доволен ли Отец вашим так называемым смирением?

• Разве Вы имеете право принижать или презирать того, кого так высоко ценит Бог? Насколько высоко Бог ценит вас? «Вряд ли кто умрет даже за праведника (хотя, впрочем, за хорошего человека может кто и пойдет на смерть). Но Бог показал нам всю силу Своей любви к нам, потому что Христос умер за нас, когда мы были грешниками!» (Римлянам 5:7–8). Бог во всеуслышание сказал о вашей ценности. Он так ценит вас, что не пожалел Своего собственного Сына, чтобы искупить ваши грехи.

• Разве Вы имеете право принижать или презирать того, кому Бог так много дал! («…тем более ваш Небесный Отец одарит добром того, кто просит Его!» — Матфея 7:11). Не похоже, чтобы Бог хотел внушить вам отвращение к себе или чувство собственной неполноценности.

• Какое право вы имеете принижать или презирать того, о ком Бог так много размышлял!

Да будет благословен Бог,
    Отец Господа нашего Иисуса Христа.
Это Он одарил нас,
    в единении нашем с Христом,
    полнотой духовных даров в небесных мирах.
Он нас избрал,
    в единении с Ним,
    еще до сотворения мира,
чтобы мы были перед Ним святыми и непорочными
    и жили в любви.
Он нас предназначил,
    через Иисуса Христа,
стать Его сыновьями.
    Вот Его цель и добрая воля! (Ефесянам 1:3–5).

'———————————»

• Разве Вы имеете право принижать или презирать того, кто радует Божье сердце! Апостол Павел призывает восхвалить Бога «за дар, которым Он нас одарил через любимого Сына» (Ефесянам 1:6). Помните слова Отца при крещении Иисуса? «Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада» (Матфея 3:17). Или вот апостол Павел высказывает дерзновенную мысль: мы «во Христе». Он повторяет это выражение около девяноста раз! Вы — во Христе, следовательно, вы — в Любимом Сыне Божием! Бог смотрит на вас «во Христе» и говорит вам: «Вы — Мой любимый сын, вы — Моя любимая дочь, которыми я очень доволен».

Откуда вы черпаете свое представление о себе? Из детских обид? Из горечи прошлых лет и вредных мыслей, которые внушили вам в юности? Или вы говорите: «Я больше не буду верить лжи, пришедшей ко мне из прошлого? Я не буду слушать Сатану — лжеца, путаника, обманщика, который всё искажает и извращает. Я буду считаться только с мнением Бога: я поверю только Его любви, и пусть она станет частью моей жизни, ляжет в основу моего восприятия себя».

 

Сотрудничайте с Духом Святым

 

Вы должны активно помогать Богу в процессе исцеления и внутреннего обновления. Это длительный и трудоемкий процесс, а не мгновенный перелом. Ни одно религиозное переживание не способно за одну ночь изменить ваши представления о себе. Нет, вы должны «преображать себя, обновляя свой ум» (ср. Римлянам 12:2). Здесь речь идет о длящемся действии, а слово «ум» говорит об образе мышления, о способе восприятия мира.

Как же сотрудничать со Святым Духом?

Просите Бога, чтобы Он останавливал вас каждый раз, когда вы принижаете себя. При этом, вероятно, вы неожиданно обнаружите: весь ваш образ жизни — прямое или косвенное самоунижение. Судите сами. Что вы делаете, когда вас хвалят? Вы говорите: «Спасибо», «Рад, что вам нравится», «Благодарю»? Или вы начинаете долго и нудно убеждать собеседника в том, что недостойны его похвалы? Если вы привыкли принижать себя, то на первых порах сложно будет остановиться: слишком уж вы смирились с ощущением собственной никчемности. Не делайте этого больше!

Хуже всего, когда вы ударяетесь в «сверхдуховность». Вам говорят: «Слышал, как вы сегодня пели. Очень понравилось». В ответ вы пускаетесь в рассуждения: «Ну что вы! Это был вовсе не я. Это был Господь»! Естественно, это был Господь! Вы во всём зависите от Него. Но не надо повторять это каждый раз, когда вы сделали что–то хорошо.

Позвольте Богу любить вас и позвольте Ему научить вас любить себя и других. Вы хотите любви. Хотите, чтобы Бог поддерживал вас и был с вами. Это Он и делает! Но из–за внушенных вам ложных представлений о любви, вам трудно принять любовь. Причем настолько трудно, что вам кажется, что гораздо спокойнее жить без любви.

Начните же процесс исцеления! Тогда вы сможете высоко поднять голову, как и подобает Божьему чаду.


 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/v14_253.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»