=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Декалог: запретные желания

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по материалам книги:
Катехизис Католической Церкви. (Раздел II. Пункты 2514-2557).
Опубликовано: catholic.uz/tl_files/library/books/catechism/0322.htm.

Цитаты из Нового Завета как правило даем в переводе В. Н. Кузнецовой.

 
серия "заповеди, добродетели"
 (примерно 1980 слов)

 

Десятая (в западной традиции разбита на девятую и десятую[*])

 
Примечания

Не желай отнять чужой дом, не желай отнять чужую жену, чужих рабов и рабынь, чужих быков и ослов — ничего чужого (Исх 20,17).

Не желай отнять чужую жену.
Не пожелай чужого дома и поля, чужих рабов и рабынь, чужих быков и ослов — ничего чужого
(Втор 5,21).

Даже тот, кто взглянул на женщину  с похотью,
согрешил, нарушив мысленно верность
(Мф 5,28).

Там, где богатство твое,
будет и сердце твое
(Мф 6,21).

В.З. в переводе М. Г. Селезнева и С. В. Тищенко (Исх. – 2000 г.; Втор. – 2005 г.).

Десятая Заповедь запрещает желать чужих благ; в этом желании – корень воровства, грабежа и мошенничества, запрещенных Восьмой Заповедью. «Похоть очей»* ведет к насилию и несправедливости, запрещенным Шестой Заповедью**. Корыстолюбие, как и разврат, находит свои истоки в идолопоклонничестве, запрещенном Первой и Второй заповедями Закона***. Десятая заповедь резюмирует все предписания Закона.

* 1Ин 2,16. Здесь цитата по Синодальному переводу. У Кузнецовой – «то, что вожделенно для глаз».
** Ср. Мих 2,2.
*** Ср. Прем 14,12.

* Ср. Гал 5,16.17.24; Еф 2,3.

В христианском богословии «похоть» или «вожделение» обозначает чувственный аппетит, противостоящий человеческому благоразумию. Св. апостол Павел отождествляет его с мятежом «плоти» против «духа»*. Оно является следствием непослушания первородного греха (Быт 3,11). Оно вносит беспорядок в нравственные способности человека и, само по себе не будучи грехом, толкает его на совершение греха.

Уже в самом человеке – поскольку он есть существо, состоящее из духа и тела, – существует некоторое напряжение, разворачивается некая борьба направлений между устремлениями «духа» и «тела». Но на самом деле эта борьба принадлежит к наследию греха, она – его последствие и, одновременно, подтверждение. Она является частью ежедневного опыта духовной борьбы:

Апостол говорит, что нет речи о том, чтобы презирать или осуждать тело, которое вместе с духом составляет природу человека и его субъективную личность как субъекта; он, напротив, говорит о делах, или, скорее, о постоянных наклонностях – добродетелях и пороках – нравственно добрых или дурных, которые суть плод послушания (в первом случае) или, наоборот, сопротивления (во втором случае) спасительному действию Духа Святого. Поэтому апостол пишет: «раз мы живем Духом, отдадим себя под начало Духа!» (Гал 5,25).


I. Очищение сердца

Сердце в библейском понимании – средоточие нравственной личности: «из сердца человеческого исходят злые помыслы, ведущие к убийствам, супружеским изменам, разврату…» (Мф 15,19). Борьба против плотского вожделения проходит через очищение сердца и практику воздержания:

Держи себя в простоте, в невинности, и ты будешь как дети малые, не знающие разрушительного зла жизни человеческой*.

* Ерм, Пастырь Заповеди 2,1.

Шестая «Заповедь Блаженства» гласит: «Как счастливы те, у кого чистое сердце! Они Бога увидят.» (Мф 5,8). «Чистые сердцем» – это те, кто сообразовал свой разум и волю с Божиими требованиями святости, в основном, в трех областях: любви*, целомудрия или сексуальной праведности**, любви к истине и правоверности***. Чистота сердца, тела и веры связаны между собой:

* Ср. 1Тим 4,3-9; 2Тим 2,22.
** Ср. 1Фес 4,7; Кол 3,5; Еф 4,19.
*** Ср. Тит 1,5; 1Тим 1,3-4; 2Тим 2,23-26.

Верные должны исповедовать члены Символа Веры, «чтобы, веруя, быть послушными Богу, и чтобы, будучи послушными, жить праведно; и чтобы, живя праведно, очищать сердца; и чтобы, очищая сердца, понимать, во что веруют»*.

* Блаж. Августин, О вере и Символе веры 10,25.

«Чистым сердцем» обещано, что они узрят Бога лицом к лицу и станут подобными Ему*. Чистота сердца предваряет видение Бога. Уже сегодня она позволяет нам видеть так, как видит Бог, принимать другого как «ближнего»; она позволяет нам воспринимать человеческое тело – наше и ближнего – как храм Духа Святого, выражение божественной красоты.

* Ср. 1Кор 13,12; 1Ин 3,2.


II. Борьба за чистоту

Крещение дарует получающему его благодать очищения от всех грехов. Но крещеный должен продолжать бороться против плотской похоти и беспорядочных вожделений. С помощью Божией благодати он достигает чистоты сердца:

- через добродетель и дар целомудрия, ибо целомудрие позволяет любить сердцем правым и нераздельным;

- через чистоту намерений, состоящую в стремлении к настоящей цели человека: бесхитростным взором верующий старается найти и исполнить во всяком деле волю Божию*;

- через чистоту взгляда, внешнего и внутреннего; через обуздание чувств и воображения; через отказ от всякого попустительства нечистым мыслям, склоняющим к тому, чтобы свернуть с пути божественных заповедей: «Взгляд (...) возбуждает в безумных похотение и вожделение» (Прем 15,5);

- через молитву:

* Ср. Рим 12,2; Кол 1,10.

Я думал, что воздержание давалось мне моими собственными силами, (...) силами, которых я в себе не подозревал. Я был настолько глуп, что не знал, что никто не может быть воздержан, если Ты ему этого не дашь. И Ты, конечно, дал бы, если бы внутренним стоном своим я постучался Тебе в уши и если бы крепкостью веры я перенес на Тебя свои заботы.

Блаж. Августин, Исповедь 6,11,20.

Чистота требует стыдливости. Стыдливость – неотъемлемая часть воздержания. Стыдливость охраняет внутренний мир человека. Она означает отказ показывать то, что должно пребывать сокровенным. Она подчинена целомудрию, о деликатности которого свидетельствует. Она руководит взглядами и жестами, соответствующими достоинству людей и их союза.

Стыдливость охраняет тайну человека и его любви. Она приглашает к терпению и умеренности в любовных отношениях. Стыдливость есть скромность. Она подсказывает выбор одежды. Она хранит молчание или сдержанность там, где возникает риск нездорового любопытства.

Существует стыдливость чувств, так же, как и стыдливость тела. Она, к примеру, восстает против выставления напоказ человеческого тела в некоторых формах рекламы, играющих на нездоровом любопытстве, или против попыток некоторых органов массовой информации заходить слишком далеко в публикации рассказов о частной жизни людей. Стыдливость побуждает жить так, чтобы можно было устоять перед соблазнами моды или перед давлением доминирующей идеологии.

Формы, в которые облекается стыдливость, меняются в зависимости от данной культуры. Тем не менее, она везде остается предчувствием духовного достоинства, присущего человеку. Она рождается с пробуждением сознания человека. Воспитывать стыдливость у детей и подростков означает пробуждать в них уважение к человеческой личности.

Христианская чистота требует очищения социального климата. От средств социальной коммуникации она требует, чтобы они давали сдержанную и исполненную уважения к достоинству человека информацию. Чистота сердца освобождает от проникающего всюду эротизма и не дает увлекаться зрелищами, которые способствуют развитию нездорового любопытства и иллюзий.

То, что принято называть нравственным попустительством, зиждется на ошибочной концепции человеческой свободы. Для созидания свободы необходимо предварительное ознакомление с законами нравственности. От тех, кто ответственен за образование, надо добиваться, чтобы они учили молодежь уважению к истине, к сердечным качествам и к моральному и духовному достоинству человека.


III. Беззаконие желаний

Чувственные аппетиты побуждают нас желать приятных вещей, которых у нас нет: хотеть есть, когда мы голодны, согреться, когда нам холодно; эти желания сами себе хороши. Но часто они выходят за рамки разумного и заставляют нас неправедно жаждать того, что нам не принадлежит, что принадлежит или положено другим.

Десятая Заповедь запрещает алчность и желание без меры присваивать земные блага; она запрещает безудержное корыстолюбие, рожденное неумеренной страстью к богатству и могуществу, которое оно дает. Она запрещает также хотеть совершить несправедливость, которая нанесла бы ущерб земным благам ближнего:

Когда Закон говорит нам: «Не желай...», он другими словами велит нам отстранить наши желания от того, что нам не принадлежит. Ибо жажда присвоить себе блага ближнего огромна, беспредельна и ненасытна, как написано: «Жадному глазу своей доли мало...» (Сир 14,9)*.

* Перевод В. Н. Кузнецовой (2006 г.).

Если мы желаем приобрести нечто, принадлежащее другому человеку, но, поступая при этом честно и справедливо, мы не нарушаем этой заповеди. Традиционное катехизическое учение реалистически описывает тех, кому больше всего приходится бороться с преступным корыстолюбием и кого поэтому особенно надо увещевать соблюдать эту заповедь:

Это (...) торговцы, мечтающие о недостатке или дороговизне товаров, опечаленные тем, что они не одни продают и покупают, так как, будь они одни, можно было бы продавать подороже и покупать подешевле; это те, кто желает, чтобы другие люди оказались в беде, чтобы получать прибыль, продавая им или покупая у них (...). Это врачи, желающие, чтобы были больные; юристы, которые хотят многочисленных и важных судебных дел и процессов...

«Римский Катехизис», 3,37

Десятая Заповедь велит изгнать зависть из человеческого сердца. Когда пророк Нафан захотел вызвать раскаяние у царя Давида, он рассказал ему историю бедняка, у которого была всего одна овечка, ухоженная, как родная дочь, и богатого, который, несмотря на многочисленные стада, завидовал бедняку и в конце концов взял у него его овечку*. Зависть может привести к тяжелейшим преступлениям**. Через зависть диавола смерть вошла в мир (Прем 2,24):

* Ср. 2Цар 12,1-4.
** Ср. Быт 4,3-7; 3Цар 21,1-29.

Мы боремся друг с другом, и именно зависть вооружает нас друг против друга (...). Если все так неистово силятся сотрясать Тело Христово, куда придем мы? Мы истощаем Тело Христово (...), мы объявляем себя членами одного и того же организма – и пожираем друг друга, как дикие звери.

Св. Иоанн Златоуст, Беседы на Второе Послание к Коринфянам 28, 3-4.

Зависть – один из главных пороков. Она означает огорчение, возникающее при взгляде на чужое добро, и безудержное желание овладеть им, хотя бы и нечестно. Когда зависть заставляет желать ближнему большого зла, она становится смертным грехом:

Св. Августин видел в зависти «грех диавольский в полном смысле слова»*.

«Зависть рождает ненависть, злословие, клевету, злорадство о несчастье ближнего и недовольство его благополучием»**.

* Блаж. Августин, О христианском учении 7,7.
** Св. Григорий Великий, Моралии 31,45.

Зависть представляет собой одну из форм огорчения и, стало быть, отказ от любви; христианин должен бороться с ней доброжелательностью. Зависть часто идет от гордыни; христианин призван учиться жить смиренно:

Вы хотели бы, чтобы вами Бог был прославлен? Что ж, радуйтесь успехам брата вашего, и тогда Бог вами восславится. Скажут: Бог будет прославлен тем, что раб Его сумел победить зависть, радуясь о заслугах других людей.

Св. Иоанн Златоуст, Беседы на Послание к Римлянам 7,3.


IV. Желания Духа

Домостроительство Закона и Благодати отвращает человеческое сердце от корыстолюбия и зависти; оно вводит его в желание Высшего Блага; оно учит его желаниям Святого Духа, Который насыщает сердце человека.

Бог обетований всегда предостерегал человека от соблазна того, что от самого творения представляется «хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным» (Быт 3,6).

Закон, дарованный Израилю, никогда не был достаточным для того, чтобы оправдать тех, кто был ему подвластен; он даже стал орудием «вожделения»*. Несоответствие между благим «желанием» и «действием»** указывает на конфликт между Законом Божиим, который есть «закон разума», и другим законом, «делающим меня пленником закона греха, который действует во мне» (Рим 7,23).

* Ср. Рим 7,7-8.
** Ср. Рим 7,15.

«Но теперь Бог открыл людям путь избавления от вины помимо Закона, хотя и Закон и Пророки тоже свидетельствуют о нём. Это оправдание за веру в Иисуса Христа  — для всех, кто верит» (Рим 3,21-22). Но с этого времени верующие во Христа «распяли на кресте свою плотскую природу вместе с ее страстями и желаниями» (Гал 5,24); они ведомы Духом* и следуют Его желаниям.

* Ср. Рим 8,14.


V. «Нищие духом»

Иисус повелевает Своим ученикам предпочитать Его всему и всем и предлагает им «отрешиться от всего, что имеют» (Лк 14,33) ради Него и Евангелия*. Незадолго до Страстей он привел им в пример бедную вдову из Иерусалима, которая от своей скудости положила всё, что имела на жизнь**.

* Ср. Мк 8,35.
** Ср. Лк 21,4.

Отрешение от богатств необходимо, чтобы войти в Царство Небесное.

«Как счастливы те, что бедны ради Господа!»+ (Мф 5,3)*. «Заповеди Блаженства» открывают порядок счастья и благодати, красоты и мира. Иисус восхваляет радость «нищих духом», которым Царство Небесное уже принадлежит:

* Ср. Лк 6,20.

Христос – Слово называет «нищетой духа» сознательное смирение человеческого духа и его самоотречение; и апостол приводит нам в пример нищету Бога, говоря: «ради нас стал беден» (2Кор 8,9).

Св. Григорий Нисский, Проповеди на Заповеди Блаженства.

Господь сетует на богатых, потому что они находят себе утешение в изобилии богатств (Лк 6,24). «Гордец ищет земного имущества, тогда как нищий духом ищет Царства Небесного»*. Предавая себя Провидению Отца Небесного, мы избавляемся от тревоги о завтрашнем дне.** Доверие к Богу подготавливает к блаженству нищих. Они Бога узрят.

* Блаж. Августин, О Нагорной проповеди Господа 1, 1,3.
** Ср. Мф 6,25-34.


VI. «Хочу узреть Бога»

Истинное желание человека – узреть Бога. Желание истинного счастья освобождает человека от неумеренной привязанности к благам этого мира, чтобы он смог полностью найти себя в видении Бога и Божьем блаженстве. «Обещание увидеть Бога превосходит все блаженства. В Писании ‘видеть’ означает ‘обладать’. Тот, кто видит Бога, получил во владение все блага, которые можно себе представить»*.

* Св. Григорий Нисский, Ук. соч. 6.

Святому народу остается только бороться, с помощью благодати свыше, чтобы обрести блага, обещанные Богом. Чтобы лицезреть Бога и обладать Им, верные Христа должны умерщвлять свои желания и, с помощью благодати Божией, побеждать соблазны наслаждения и могущества.

На этом пути к совершенству Дух и Невеста призывают тех, кто их слышит*, к совершенному единению с Богом:

* Ср. Откр 22,17.

Там будет истинная слава, где каждый будет восхваляться не по ошибке, ни по ласкательству восхваляющего. Там будет истинная честь, которая не будет ни отрицаема у кого-либо достойного, ни предоставляема кому-либо недостойному: к ней не будет допущен ни один недостойный, так как там не будет дозволено быть никому, кроме достойных. Там будет истинный мир, где никто не будет терпеть никакой неприятности ни от себя самого, ни от других. Наградой добродетели будет служить там Тот, Кто даровал добродетель и обетовал ей Самого Себя, лучше и выше Кого не может быть ничего. «И буду вашим Богом, а вы будете Мне народом» (Лев 26,12). (...) Такой же истинный смысл имеют и слова Апостола: «Да будет Бог всё во всём» (1Кор 15,28). Он будет целью наших желаний. Кого мы будем лицезреть без конца, любить без пресыщения и восхвалять без утомления. Эта обязанность, это расположение сердца и это занятие будут конечно общими для всех, как общей будет и сама вечная жизнь.

Блаж. Августин, О граде Божием 22,30.


[*] «Согласно католической катехитической традиции, Девятая Заповедь запрещает похоть плоти. Десятая – желание чужих благ». Ср. 1Ин 2,16.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/z20_248.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»