=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия: жизнь и учение Апостола Павла
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Использованы следующие материалы:
  
а, г. "Комментарий к книгам Ветхого и Нового Завета" в кн.: Библия в русском переводе с приложениями. 4-е издание. Изд. " Жизнь с Богом", Брюссель, 1989. Ст. ПОСЛАНИЯ СВ. АП. ПАВЛА.
  
б, ж. Автор: свящ. Александр Мень. Из ст. ПАВЛА СВЯТОГО АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ в "Библиологическом словаре".
  
в, е. Н. Т. Райт. Что на самом деле сказал апостол Павел* (гл. 4; 9).
  
д. «Апостол Павел – великолепный пример для современного миссионера». Беседа с профессором-архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым).

* При пользовании данным сайтом категорически рекомендуем не пренебрегать "резчиком рекламы"!

серия "Библия";
серия "история Церкви: персоналии"

 
 (примерно 1360 слов)

 

а. 
Савл (Павел) родился в Тарсе Киликийском на юге Малой Азии в первые годы по Р.Х. в семье ревностных фарисеев. Он учился в Иерусалиме у знаменитого Гамалиила I. В 35-36 гг. Савл был свидетелем расправы над св. Стефаном и ожесточенно преследовал христиан-эллинистов. Тогда же произошло его внезапное обращение. Став последователем Христа, Савл три года жил в Набатее, проповедовал в Дамаске, где подвергся первым преследованиям. Около 39 г. он посетил Иерусалим и познакомился с апп. Петром и Иаковом. С 39 по 43 гг. он оставался в Тарсе, откуда его призвал ап. Варнава для участия в работе на ниве Господней. В 45-49 гг. он посещает о. Кипр и города Памфилии и Писидии (юг М. Азии; 1-е миссионерское путешествие). В 49 или 50 г. он в Иерусалиме, где происходит "апостольский собор", подтвердивший для христиан-неевреев необязательность ВЗ-ных обрядов. С 50 по 52 гг. Павел обходит Сирию, Малую Азию и впервые высаживается на европейском берегу – на Балканах, где основывает церкви  (2-е путешествие). 3-е путешествие было предпринято с целью духовно укрепить прежде основанные им общины. Апостол обходит города М. Азии, Македонию, Грецию и отплывает из малоазийского порта Милета в Палестину. В 58 г. апостол прибыл в Иерусалим, где подвергся нападению фанатиков и был доставлен в резиденцию прокуратора. Он отклонил предложение правителя Феста быть судимым в Иерусалиме и потребовал суда императора; его отправили на корабле в столицу, куда он прибыл в 60 г. Рассказ Деяния обрывается на 63 г. Вероятно, Павел был оправдан и осуществил свой замысел посетить западную границу империи – Испанию. Когда он снова приехал в Рим (ок. 67 г.), его арестовали и приговорили в смерти. К этому времени имперские власти уже знали о существовании христиан. Как римский гражданин св. Павел был обезглавлен.

 

б.
> Хотя апостол родился в диаспоре, воспитание и образование его были исключительно иудейскими, что сказалось и на посланиях. Он хорошо знал греч. язык, но не был в такой степени пропитан эллинством, как его старший современник Филон. <…> Его стиль мышления, способ выражаться, манера аргументации редко выходили за границы Ветхого Завета и отеческого предания. Редкие отголоски античной литературы и философии в <его посланиях> показывают, насколько мало он испытал влияние греко-римских идей. И если в его терминологии можно найти следы стоицизма, то он почерпнул знание о нём не из книг, а из ходячих воззрений окружающей среды.

 

в.
Одна из наиболее поразительных особенностей учения ап. Павла о Христе, состоит в том, что, всячески превознося Иисуса, Павел ни на миг не перестает быть добрым иудейским монотеистом. Можно либо уличить Павла в богословской несостоятельности, либо увидеть здесь стремление как можно доходчивей объяснить, что, говоря о божественности Иисуса, он вовсе не собирается вводить в пантеон второе верховное божество. Тем не менее, Иисус каким–то непонятным образом «соединен» с единым Богом. Для Павла важно, чтобы его читатель воспринял Иисуса из Назарета во всей полноте Его человечности и вместе с тем – неотделимо от бытия единого Бога, верность которому исповедовали иудейские монотеисты.

Стих "Один Бог Отец ... и Один Господь Иисус Христос" (1Кор 8:6) можно считать одним из самых смелых богословских утверждений в истории человечества. Однако стоит оно на плечах иудейского монотеизма. В рамках этой традиции бытовало представление о том, что мир сотворен Божьей Премудростью. Таким образом, говоря о Боге, «посылающем» Своего Сына (см. Гал 4:4; Рим 8:3–4), Павел отсылал читателя к образу Премудрости, исходящей от Творца и пребывающей с «сынами человеческими» вообще и с Израилем, в частности.

Павел видел намного дальше, чем его единоверцы: традиционная литература Премудрости вряд ли могла вместить многие из его суждений. Но то, что он увидел с этой высоты, не было игрой воображения. Его взору предстал распятый и воскресший Иисус из Назарета, и Павел сумел разглядеть в увиденном новый смысл слова «Бог». По сути, он взял известное всем слово и наполнил его новым содержанием. Или, если быть более точным, понял, что значит оно на самом деле. После того, что он узнал об Иисусе, ничего другого ему не оставалось.

 

г.
Богословское учение ап. Павла – благовестие о спасении и свободе. В кратких чертах его можно свести к следующей схеме. Замысел Творца направлен на благо всего творения. Этот замысел является "тайной" Божией, которая открывается людям постепенно. Темные силы, восставшие против Создателя, противятся осуществлению божественной Воли. Они внесли в природу тление, а в жизнь людей – грех. Поскольку человечество создано как некий единый сверхорганизм ("Адам"), его зараженность грехом стала препятствием для приобщения Адама к высшему божественному Благу. Первозданный Адам есть, однако, лишь прообраз грядущего обновленного и спасенного человечества, главой которого стал "Новый Адам" – Христос. Его искупительную миссию апостол рассматривает в свете пророчества о Рабе/Служителе Господнем (Ис 53). Чтобы люди осознали свое несовершенство, им был дан Закон Моисеев. Но возможность побеждать зло приносит не Закон, а благодатная сила, идущая от Христа. Соединившись с падшим человечеством, Безгрешный дарует грешникам спасение. Оно осуществляется в духовном единении со Христом через доверие к Нему, веру в Него. Вера – акт свободной воли. Она не сводится к исполнению того или иного обрядового и этического регламента, она – "жизнь во Христе", "подражание" Ему, мистический союз с Ним, делающий верных единым Телом Христовым. Иисус есть единственный "Ходатай", Посредник между Божеством и тварным миром, ибо Он соединяет в Себе божественное Начало и начало человеческое. Внешними знаками свободного принятия веры являются Крещение и Евхаристия, а в повседневной жизни – любовь, деятельное добро, служение ближним. Без любви даже вера не является подлинной верой. Завершение земной истории и Божиего замысла апостол видит в полной победе Света и уничтожении греха и смерти. Общим воскресением и жизнью будущего века увенчаются спасительные деяния Господни.

 

д.
> <Богословие ап. Павла> зиждется на двух основных моментах. Первый и основной момент – это Воскресение Христово. Воскресение, которое он испытал в личном опыте, когда по дороге в Дамаск ему явился Воскресший Иисус Христос. «Если Христос не воскрес, – пишет он, – то и вера ваша тщетна». «Вы всё еще во грехах ваших», то есть в ветхом мире. Воскресение – это то эсхатологичное, что содержится в учении апостола Павла и в христианстве как таковом. Эсхатологизм его учения, также, как и эсхатологизм самого явления Иисуса Христа – это первое и основное.

> Второе – это теоретическое обоснование понятия спасения. Сотериология, учение о спасении, обычно приписывается апостолу Павлу, спасение не своими делами, а благодатью Божией. Это то, за что он не мог быть понят своими противниками в среде иудеев и в среде иудействующих христиан. Но это основное, без этого нет христианского богословия, спасения верой.

 

е.
> <...> Павлово учение об оправдании верой самым решительным образом разоблачает тех, кто хотел бы определять принадлежность к Церкви чем–либо, кроме веры в Иисуса Христа. В частности, оно начисто исключает любые попытки обусловить предстояние перед Богом происхождением, сословием или родом. Сама мысль о том, что принадлежность к Церкви может зависеть не только от послушания Христу, – не что иное, как идолопоклонство. Именно в этом убеждал Павел церкви в Галатии, Антиохии и других местах. Точнее всего о таком понимании оправдания сказано в Еф 3:10, где речь идет не о том, что церковь должна говорить, но о том, чем она должна быть и что делать. Церковь, верит Павел, призвана открыть «начальствам и властям на небесах многоразличную премудрость Божию». Сам факт существования общины верных, в которой нет различий между иудеями и эллинами, рабами и свободными, мужчинами и женщинами, должен указать «начальствам и властям», что их время уже прошло и человеческая жизнь видится теперь совсем иначе. Эта мысль, как мне кажется, особенно важна для современного мира. И она же подводит нас к более общему вопросу о современном звучании основной темы всех Павловых текстов.

 

ж.
> В истории Домостроительства евреи остаются "возлюбленными Божьими ради отцов", ибо им было "вверено слово Божье" (Рим 11:28; 3:2). Даже отказ большинства иудеев принять распятого Мессию не уничтожает этого факта. Апостол образно сравнивает Израиль с садовой маслиной, а "Эллинов" – с привитыми ветвями дикой маслины. Когда привитые ветви, "Еллины", войдут в силу, оживет и корень древа Божьего – Израиль (Рим 11:24—26). В свете спасительной эсхатологич. тайны все барьеры между народами рушатся; Церковь есть родной дом для каждого, кто призывает имя Господа Иисуса. При всей любви ап. Павла к собственному народу (Рим 10:1) в его учении безраздельно царит еванг. универсализм. Стена, отделявшая израильтян от др. народов, является для него лишь преходящим историч. наследием, ибо "конец Закона – Христос" (Рим 10:4). Более того, апостол, по велению Спасителя (Деян 22:21) и с согласия Церкви (Гал 2:9), делом всей жизни сделал именно проповедь иноплеменникам.

 

 


См. также (в доп. к ссылкам в начала очерка):
Рэймонд Браун. Введение в Новый Завет. Том II*
ПАВЕЛ В ДЕЯНИЯХ И ПОСЛАНИЯХ в словаре "Мир Нового Завета"
Там же – ПАВЕЛ И ЕГО ИНТЕРПРЕТАТОРЫ
архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Статьи об ап. Павле
из Словаря святых Якова Кротова – Апостол Павел
Луи Буйе. АПОСТОЛ ПАВЕЛ И ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ
свящ. Александр Мень. АПОСТОЛ ПАВЕЛ. Лекция
Н.Т.Райт. "Евангелие" апостола Павла
• Библия: письма-послания апостола Павла (1)   (2)

 

* При пользовании данным сайтом категорически рекомендуем не пренебрегать "резчиком рекламы"!

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/b19_136.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
  
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»
Датчик давления шин toyota
датчик давления шин toyota
datchikoff.ru
Цельностеклянные перегородки
стеклянных перегородок под ключ. Работаем без посредников
pskplus.ru
Изистим
изистим
банная-эпоха.рф