=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Великий пост: путь и средство (2)
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II.

 
серия "Православный церковный календарь"
Аудиоверсия (все беседы): http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2236147

 (примерно 1430 слов)

предыдущая часть


 

> Не хлебом единым

> В прошлой беседе я говорил о религиозном значении поста и воздержания, рассматривая их как средство освобождения человека от поработившей его греховности. Сегодня на основании всего сказанного о посте в плане общеэтическом хотелось бы подвести слушателей к специфически христианскому пониманию поста, в котором раскрывается и христианское понимание человека.

> Уже в первых главах Библии мы сталкиваемся с центральной для христианства темой пищи. Бог творит мiр как пищу человека, предназначенную для постоянного претворения в его жизнь. Подчеркнем: именно для претворения! Ибо если пища дана человеку для жизни, то сама жизнь состоит не в пище, а в познании света и истины, красоты и добра, что сияют в мiре (или, по Библии, в раю) и в которых являет Себя Бог. Общение с Богом как с Жизнью всякой жизни – вот библейский замысел, библейское откровение о человеке, вот смысл поразительно детского, но в детскости своей вечного и бездонно глубокого рассказа о том, как Бог приходил беседовать с Адамом «в прохладе дня» (ср. Быт.3:8). Претворение пищи через свою плоть и кровь в жизнь, живущую Богом, – вот, по Библии, назначение и призвание человека. И это божественное призвание человек предал. Захотев жизни только для себя, он сделал себя единственным ее содержанием и целью. По библейскому повествованию, человек съел запретный плод, и значит – превратил пищу из способа общения с Богом и Его вечной жизнью в способ жить отдельно от Бога. Но так как нет у человека жизни-в-себе, так как Бог создал его для Себя и для общения с Собой, то это вкушение запретного плода стало падением человека. Адаму, который отверг духовную пищу, полученную от Бога, т.е. богообщение, было сказано, что пищу, избранную самовольно, он будет есть в поте лица (Быт.3:19), т.е. зарабатывая ее тяжким трудом.

> Так пища, уже не претворяемая в общение с Богом, стала общением со смертью. Человек поработил себя пищей, увидел в ней единственный источник своей жизни. Но не случайно всё составляющее нашу пищу, прежде чем стать ею, должно умереть. Плод, оторванный от ветки, зерно, снятое с питающего его корня, животное, лишенное жизни... Действительно, питаясь, мы приобщаемся мертвому и смерти, а от смерти не может быть жизни. И вот ест-ест человек, и пища, становясь плотью и кровью, подчиняет его неизбывному закону всеобщего умирания. Эта пища превращает мiр в сплошное кладбище, и приговоренным к смерти, которые суетятся на нём, остается лишь повторять: Будем есть и пить, ибо завтра умрем! (Ис.22:13). Ибо жизнь не в пище, а в Боге, Который дает пищу, чтобы претворяющие ее в свою жизнь обретали Его как подлинное содержание, цель и радость бытия.

> Но именно потому спасение мiра и человека Сыном Божиим начинается с восстановления должного отношения к пище, с победы над рабской зависимостью от нее. Про Христа сказано, что Он начал свое служение с сорокадневного поста в пустыне, а когда в конце ощутил голод, то приступивший диавол попытался склонить Его к превращению камней в хлеб. Но Христос отверг этот соблазн словами: Не хлебом одним будет жить человек (Мф.4:4). Он не сказал, что можно жить и без хлеба, но отверг отождествление хлеба, т.е. материальной пищи с жизнью, и в Себе Самом раз навсегда явил, что подлинная жизнь – в Боге, в любви и общении с Ним. На страшную диавольскую ложь: «Человек живет, чтобы есть», Христос ответил: «Человек ест, чтобы жить», и значит, претворять свою пищу, претворять самого себя в подлинную жизнь – свободную, духовную и божественную жизнь с Богом.

> Изменилось ли что-нибудь в наше время? Спустя много веков всё так же стелется по мiру страшная ложь о жизни: «Человек живет, чтобы есть, т.е. потреблять, чтобы тело его было сыто и счастливо, а все запросы тела – удовлетворены». И даже когда вещают нам о грядущем «идеальном мiре», то и он понимается исключительно как мiр, где удовлетворены все материальные потребности. Голодный мечтает о куске хлеба. Но о таком же куске хлеба, только в виде бесчисленных материальных благ, земного потребительского счастья мечтает и сытый. В этом, только в этом видит он настоящую жизнь, только этим и заслоняется от бессмысленной, но неизбывной смерти. И именно с обличения этого страшного принижения жизни начинается христианство. Не хлебом единым, а Богом. Не пищей, а истинной красотой, мудростью и добром должен жить, призван питаться человек. И потому тема пищи завершается в Евангелии радостной и бездонно глубокой, бездонно таинственной вестью о Боге, ставшем нашей пищей, и значит – нашей жизнью. Об этом в следующей беседе.

 

> Воскрешение совести

> Великий пост – время раскаяния. Но что такое раскаяние? Вот еще одно чувство, предельно чуждое как будто всему духу современной цивилизации. Я готов даже сказать, что одна из психологических и идеологических ее основ – не просто отсутствие, но именно отрицание раскаяния как такового. И отрицание это делает нашу эпоху особенно страшной. Ибо зла в мiре всегда много, слишком много. Во все эпохи мiр был наводнен несправедливостью, ненавистью, жестокостью. Но, пожалуй, главное отличие мiра минувших времен – то, что в нём всегда присутствовал, хотя бы подспудно, дух раскаяния, побуждавший человека признать свою вину. Возьмем для примера одну из самых страшных страниц нашей истории – царствование Ивана Грозного, первое явление массового террора на русской земле. Кроме патологической жестокости царя, в памяти современников осталось и то, что его захлебывающаяся в себе жестокость внезапно сменялась приступами раскаяния. И дело не в том, что жестокость в конце концов пересиливала, а раскаяние оказывалось недолгим и бесплодным, но в том, что оно ощущалось как возможность хотя бы временной тоски по иному. Через много лет после кончины Ивана Грозного жарким летним днем Москва встречала тело замученного им митрополита Московского Филиппа5. И на глазах всего народа царь Алексей Михайлович коленопреклоненно приносил покаяние за грех своего предка, признавая вину не его одного, но и всей государственной власти.

> Вспомним это и спросим себя: возможно ли такое сегодня? Возможно ли вообразить кающимися нынешних носителей власти? А если невозможно, то почему? Ответ приходит сам собою: да потому, что та идеология и, если шире, тот дух, что воцарился на земле, отрицает саму возможность нравственной вины. Максимум, на что соглашаются, да и то редко, нынешние властители мiра, – это признание «ошибок». И вот выходит, что «по ошибке» погибали миллионы людей, «по ошибке» лилась и поныне льется кровь, «по ошибке» нависло над мiром кровавое зарево вселенской катастрофы...

> На более глубоком уровне важно, однако, вот что: раскаяние невозможно в нашем мiре потому, что ушел из него нравственный закон, различение добра и зла. Или, лучше сказать, добро и зло из категорий нравственных перенесены теперь в категории прагматические. Добро – это то, что так или иначе соответствует нашей идеологии и способствует ее успеху, зло – то, что этой идеологии не соответствует и успеху ее мешает. Сама же идеология – это не добро, не зло, а просто непреложная истина наподобие «дважды два – четыре». Про эту истину невозможно сказать, что она добро или зло, но всякий, кто ей не подчиняется, – сумасшедший, которого нужно по возможности обезвредить. Подобная идеологизация добра и зла составляет специфическую черту нынешней эпохи.

> Не знаю, понимают ли современные люди всё значение и все страшные последствия этой происшедшей на наших глазах революции. В том прошлом, когда понятия добра и зла еще не были подчинены идеологии, жалость и сострадание занимали особое место не только в личных, но и в общественных отношениях. Осужденный за самые страшные преступления мог рассчитывать на сострадание к нему, и это никем никогда не оспаривалось. Пушкинское «и милость к падшим призывал»6 было самоочевидной для всех нормой, а сострадание – отражением высшего добра, добра как такового. Человека, которого вели в кандалах по дороге в ссылку, не только можно, но и нужно было пожалеть: дать ему хоть кусок хлеба, чем-то помочь, и этот закон признавали все, не исключая тех, кто выносили приговор. Постучавшегося в чужую дверь ночью и попросившего воды следовало напоить, не спрашивая, кто он.

> Именно жалость и сострадание стали исчезать в мiре, где добро и зло превратились в элементы идеологии. И на это как на самое страшное следствие идеологизации современного человека указывает в третьем томе «Архипелага ГУЛАГ» Александр Солженицын7. Эта идеологизация делает невозможным и раскаяние, ибо раскаяние – акт нравственный, не зависящий ни от каких идеологических установок... Ведь и убийство с точки зрения какой-нибудь идеологии может быть полезно, но никогда и ни при каких условиях не станет оно добром. Можно убивать «законно» – например, защищая родину на войне. Но и участник такого «законного» убийства, если только он сохранился еще как нравственное существо, осознает его как зло, требующее раскаяния.

> Идеологизация добра и зла – это смерть совести. А смерть совести есть смерть раскаяния, ибо именно совесть является тем таинственным органом, что различает добро и зло. Нет, не об «ошибках» призван думать Великим постом человек; он призван раскрыть в себе совесть, углубиться в нее и вдохнуть освобождающего, живительного воздуха раскаяния, а значит, вернуться – прежде всего в самом себе – к нравственному закону.


> 5 Святитель Филипп Московский (в миру Федор Степанович Колычев; 1507–1569, с 1566 г. – митрополит Московский и всея Руси). Убит по приказу Иоанна IV Грозного. Останки его, с 1591 г. захороненные в Соловецком монастыре, были перенесены в Москву в 1652 г., после чего состоялась канонизация митрополита Филиппа в лике святителей.

> 6 Из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

> 7 См., напр.: «Сейчас постучаться, попросить Христом-Богом: “Братцы! Люди! Помогите! Мы – узники, мы из тюрьмы бежали!” Как это было в девятнадцатом веке – к таежным тропкам выносили горшки с кашей, одежонку, медные деньги… Время не то. Продадут. Или от души продадут, или себя спасая. Потому что за соучастиеможно и им влепить по четвертаку. В прошлом веке не догадывались давать за хлеб и за воду политическую статью» (Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Т. 3. М.: Сов. писатель – Новый мир, 1989. С. 168).

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/lp02_002.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
   
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»