=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Преддверие Великого поста (1)
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II.
(1-я из бесед была в рассылке "Мысли о вере и Церкви".)

 
серия "Православный церковный календарь"
Аудиоверсия:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2236147 (скачать все беседы);
predanie.ru/shmeman-aleksandr-protoierey/vystuplenija-na-radio-svoboda/#audio266358 ("Первое приглашение" = "Начало подготовки к Великому посту – Закхей")

 (примерно 1710 слов)

предыдущая часть


 

> Первое приглашение8

> За целый месяц до начала Великого поста Православная Церковь начинает возвещать о нём, готовить нас к нему. И как трудно современному человеку понять, что наряду с бесчисленными заботами повседневной жизни необходима забота о душе, о нашем внутреннем мiре, и что будь мы хоть немного серьезнее, то поняли бы, насколько насущна, первостепенно важна такая забота. Мы поняли бы тогда, я уверен, этот таинственно-замедленный ритм церковной жизни, кажущийся современному человеку какой-то архаической нелепостью.

> Мы знаем, конечно, какое значение для нашей жизни имеет пища, и постоянно говорим: «Это полезно, а это вредно, тяжело, опасно». И прилагаем усилия, чтобы применить такое знание на практике, сделав пищу полезной. Но утверждение, что пища нужна и душе, что «не хлебом единым жив человек», — это не «поповская» риторика, а нечто общеизвестное. Каждый из нас знает, что нужно не только поесть, но и почитать, и подумать, и побеседовать, и сходить в театр. Но как же мало здесь с нашей стороны заботы и внимания, как мало элементарнейшей, так сказать, «гигиены»!

> Мы ищем чтения полегче, болтовни, а не беседы, развлечения, а не питания души. Мы не знаем, что душу засорить гораздо легче, чем желудок, и что последствия такого засорения гораздо опаснее. И много времени уходит на внешнее, мало на внутреннее. Но приходит такое время года, когда Церковь призывает вспомнить, что есть оно, это «внутреннее», что есть «внутренний человек» (см. 2Кор.4:16), когда приглашает нас ужаснуться тому, насколько забыли мы о нём, в какую бессмысленную cуету погрузились, как бездумно убиваем столь скупо отпущенное нам драгоценное время, в какой неряшливой и мелкой путанице живем! В этом главный смысл подготовительных к Великому посту недель. Пост — это время покаяния, а покаяние есть, прежде всего, углубление в себя, пересмотр своего духовного состояния, своего рода встряска. Покаяние — это горестное открытие, что наш внутренний человек забыт, запущен и загрязнен. И вот первая весть, первое напоминание о посте, первое приглашение к нему — краткий рассказ Евангелия о человеке, ничем не примечательном, да притом еще маленького роста и малопочтенной профессии. Звали его Закхей и был он мытарем, т.е. сборщиком налогов, что в ту эпоху и в той среде, о которых повествует Евангелие, соединялось с взяточничеством, жестокостью и нечестностью.

> Вот этот рассказ: Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк.19:1–10).

> Вот, казалось бы, и всё. Но если вслушаться в этот такой короткий, такой простой рассказ духовным, внутренним слухом, мы услышим и поймем нечто бесконечно важное для нас, важное сейчас и всегда. Поймем то, с чего, в сущности, начинается этот необходимейший возврат от внешнего к внутреннему.

> Закхей захотел увидеть Христа, и захотел так сильно, что этим желанием привлек к себе Его внимание. И вот это желание и есть начало всего. Евангелие говорит: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф.6:21). Всё в нас и в нашей жизни начинается с хотения, с желания. Ибо чего мы хотим, то и любим — то изнутри влечет нас к себе и подчиняет. Закхей, как мы знаем, любил деньги, любил богатство и, по собственному признанию, для достижения его не брезговал обижать других. Но внутри себя он открыл и другое желание, захотел другого — и это хотение стало судьбоносным моментом его жизни.

> Евангельский рассказ обращает к каждому из нас всё тот же вопрос: «Что ты любишь, чего хочешь — не на поверхности, а на глубине?» Вроде бы и не проходит через твой город и по твоей улице таинственный Учитель, окруженный толпами народа. Но так ли это? Не звучит ли всё время в тебе, в твоей жизни некий таинственный призыв, не чувствуешь ли ты порой где-то на самом дне души тоску по чему-то иному тому, чем с утра до вечера наполнена твоя жизнь? Остановись, войди в свое сердце, послушай своего внутреннего человека. И ты найдешь внутри себя то же таинственное желание, без которого не живет ни один человек, но которое едва ли не каждый из нас, словно боясь его, заглушает шумом и суетой внешнего.

> Се, стою у двери и стучу (Откр.3:20), — сказано в Новом Завете. Услышишь ли ты этот тихий стук? Различишь ли его в грохоте серой и мелкой повседневности? Вот первый призыв Церкви, Евангелия, Христа: пожелай иного, вздохни, вспомни об ином. Стоит только на миг вслушаться в этот призыв, и словно ветер, свежий и свободный, врывается в спертый воздух нашей приземленной, безрадостной жизни, и начинается медленный возврат души, и всё становится другим, новым, бесконечно значительным. Маленький, пригнутый к земле с ее мелкими желаниями человечек перестает быть маленьким, начинается его победа над самим собой.

> Вот начало, вот первый шаг — от внешнего к внутреннему, к той таинственной родине, по которой, так часто сам того не зная, тоскует и которой желает всякий человек.

 

> Зов великопостной весны9

> Одна из главных, единственных в своем роде особенностей Евангелия – это короткие рассказы-притчи, которыми пользуется Христос в Своей проповеди и общении с народом. Поразительно же в этих притчах то, что, сказанные почти две тысячи лет назад, в совершенно других, чем наши, условиях, на совсем другом языке, они остаются, так сказать, актуальными, бьют и сегодня в ту же цель, а значит – в наше сердце.

> Ведь вот устарели, забыты, канули в небытие книги и слова, созданные совсем недавно – вчера, позавчера. Они уже ничего не говорят нам, они мертвые. А эти, такие простые с виду, бесхитростные рассказы по-прежнему живут полной жизнью. И слушая их, мы не только каждый раз узнаём что-то о себе, о мiре, о жизни, но чувствуем, как с нами нечто происходит, словно заглянул кто-то в самую глубину нашей жизни и произнес слова, только к нам, только ко мне относящиеся.

> Прослушаем же сегодня притчу, которую испокон веков предлагает нашему духовному слуху Церковь с приближением Великого поста. Великий пост есть время покаяния – переоценки всех своих мыслей и дел, углубления в себя, усилий что-то изменить, улучшить, очистить в собственной жизни.

> В этой притче рассказывается о двух людях – мытаре и фарисее. Мытарь был сборщиком налогов – представителем профессии, окруженной в древней Иудее всеобщим презрением, ибо она сопряжена была с взяточничеством, притеснениями, коррупцией и всевозможной неправдой. Фарисеями же назывались ревнители религиозного благочестия, составлявшие очень влиятельную часть иудейского общества. На теперешнем языке мы сказали бы, что притча эта – символический рассказ о важном представителе «ведущего слоя» и мелком, презренном «аппаратчике». Итак, Христос говорит: Два человека вошли в Храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк.18:10–14). Вот, следовательно, всего три строчки в Евангелии, а сказано в них нечто вечное – то, что действительно относится ко всем временам и ситуациям.

> Но возьмем только наше время и себя самих. Если и есть в основе нашей государственной, общественной, да и частной жизни нечто неизменное, то это, конечно, безостановочное самопревозношение, самоутверждение, или, говоря древним, но опять-таки вечным языком, гордыня. Вслушайтесь в пульс нашей эпохи. Неужели не ужаснемся мы этой чудовищной саморекламе, бесстыдству самовосхваления, которые так вошли в нашу жизнь, что мы уже почти не замечаем их? Всякая критика, пересмотр, переоценка, всякое проявление смирения – разве не стали они уже не только недостатком, пороком, но, хуже того, общественным и даже государственным преступлением? Оказывается, любить Родину – значит всё время бесстыдно восхвалять ее, унижая родину чужую. Оказывается, быть лояльным – значит провозглашать всё время правоту и безгрешность власти. Оказывается, быть человеком – значит попирать других людей, возвышать себя путем их унижения. Проанализировав свою жизнь, жизнь своего общества, самые основы его устройства, придется признать, что мiр, в котором мы живем, настолько пронизан грубым бахвальством, что сам того не замечает, ибо оно стало его природой. Да так и сказал один из самых больших и тонких поэтов нашего времени Пастернак: «Всё тонет в фарисействе»10. И страшнее всего, конечно, что фарисейство это признаётся добродетелью. И, быть может, пора ужаснуться этому, вспомнить слова Евангелия: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет.

> Сейчас тех немногих, которые исподволь, шепотом говорят и напоминают об этом, влекут в суды или заключают в психиатрические лечебницы. И на них науськивают всех остальных: «Посмотрите на этих изменников и предателей! Они против величия и силы своей Родины, против ее достижений! Они сомневаются в том, что наша Родина – самая лучшая, самая сильная, самая свободная, самая счастливая страна! И благодарите ее за то, что вы не такие, как эти несчастные отщепенцы!» Но поймем, что этот бой, этот спор, ведомый сейчас ничтожным меньшинством, есть бой и спор о духовных источниках жизни. Ибо фарисейская гордыня – это не только слова. Рано или поздно она оборачивается ненавистью к тем, кто не согласны признать мое величие, мое совершенство, оборачивается преследованием и террором, ведет к смерти.

> Итак, притча Христа, такая, казалось бы, далекая от нас и простенькая по смыслу, ножом врезается в самую страшную опухоль современного мiра – опухоль фарисейской гордыни. Ибо пока опухоль эта будет расти, в мiре будут царить ненависть, страх и кровь, что и происходит сейчас. Только вернувшись к смирению – к этой всеми забытой, презираемой и отвергнутой силе, можно очистить мiр. Ибо смирение есть, в первую очередь, признание другого, уважение к нему и, сверх того, умение признать свое несовершенство, раскаяться и тем самым – встать на путь исправления.

> От бахвальства, лжи и тьмы фарисейства – к свету и целостности подлинно человеческого, к правде, смирению и любви. Вот призыв этой притчи Христовой, вот зов, первый зов великопостной весны, к которой мы отныне начинаем приближаться.

 


> 8 <Другая, более коротная версия этой беседы опубл. под заглавием "Закхей"> // Шмеман А., прот. Воскресные беседы. <М.: "Паломник", 2002>, С. 142–144.

> 9 Опубл. как: Мытарь и фарисей <(более короткая версия)> // Шмеман А., прот. Воскресные беседы. С. 145–148.

> 10 Из стихотворения «Гамлет» (1946).

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/lp03_005.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
  
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»