Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа!(Рим.1:7) * 22 июня ст.ст., пн; > Для того, чтоб нам легче было понять, что из себя представляет > "добрая воля" в системе "Бог – человек", рассмотрим в качестве > ее грубого аналога систему "кормчий (шкипер) – корабль с командой > (рулевыми, механиками, матросами...)". В принципе, каждый из членов > команды корабля, обладая своей свободной волей, мог бы действовать > не в соответствии с приказами шкипера, а так как ему представляется > правильным. Нетрудно представить, что из этого получилось бы. > Наверное, не лучший результат получился бы и в том случае, если б > вахтенный штурман и рулевой, добросовестно действуя с целью > обеспечения безопасного судовождения в данный момент, в тоже время > полностью забыли бы о необходимости поддержания заданного шкипером > общего курса корабля в пункт его следования. То есть точно и вовремя > отворачивали б корабль от встречающихся мелей и рифов, > но не возвращали б его на заданный курс. > Но не так ли действуют "вахтенные" рулевые иерархи наших религиозных > кораблей? Получив с помощью впередсмотрящих духовидцев указание > о необходимости очередного маневра в ту или другую сторону, > они совершенно упускают временный характер этого указания, упускают > необходимость выдерживания заданного общего генерального курса. > Более того, они нередко объявляют еретиками тех, кто напоминает > о такой необходимости; часто не доверяющие новым духовным указаниям, > получаемым через духовидцев, объявляют еретиками тех, > кто их приемлет; или, напротив, именно доверяющие новым указаниям > объявляют еретиками неприемлющих их... При этом и те, и другие > забывают заповедь любви (генеральный курс), данную Иисусом Христом > нам через апостолов: "По тому узн`ают все, что вы Мои ученики, > если будете иметь любовь между собою" (Ин.XIII,35). Забывают > необходимость сохранения своего внутреннего единства: "Отче Святый! > соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были > едино, как и Мы" (Ин.XVII,11). > Как забывают они и слова ап. Павла: "Умоляю вас, братия, > остерегайтесь производящих разделения и соблазны , вопреки учению, > которому вы научились и уклоняйтесь от них" (Рим.XVI,17). > И подобные другие его слова: "Умоляю вас, братия, именем Господа > нашего Исуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между > вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних > мыслях" (IКор.I,10). > Скажут: но разве не авторитетом того же ап. Павла до сего дня > в Церкви держатся обычаи, проистекающие из его слов: "Рассудите > сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама > ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестие > для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как > волосы даны ей вместо покрывала?" (IКор.XI,13-15). И разве > эти обычаи не умножают разделения в стане христиан? > Да, это так. Но причем здесь ап. Павел? Ведь он свои рассуждения > по поводу приличной длины волос у мужчин и женщин совершенно > не случайно заканчивает примиряющей сентенцией: "А если бы кто > захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. > Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, > а на худшее" (IКор.XI,16-17). > И не апостол ли Павел еще ранее в том же I послании Коринфянам > сказал: > "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего > не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однакоже, > чтобы эта свобода воли не послужила соблазном для немощных. Ибо, > если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом > в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть > идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, > за которого умер Христос. И потому, если пища соблазняет брата > моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" > (IКор.VIII,8-13). > Конечно же, ап. Павел не мог не понимать, что длина волос сама > по себе не более приближает или отдаляет нас от Бога, чем пища, > то есть никак. Но вот послушание, в том числе и обычаям предков, > безусловно, приближает, а непослушание отдаляет. По аналогии > со сказанным в отношении мяса, можно было б сказать: "И потому если > длинные волосы соблазняют брата моего (короткие волосы соблазняют > сестру мою) вовек не буду отпускать длинные волосы (вовек не буду > стричь их), чтобы не соблазнять его (ее)". > Однако в реальности восторжествовал принцип именно жесткой > регламентации поведения членов церкви с <отлучением> всякого > не желающего подчиняться ее уставу, регламенту, что, разумеется, > противоположно нравственному подходу, утверждавшемуся ап. Павлом. > Ап. Павел призывал судить не внешних, а внутренних и <отлучать> тех, > кто, называясь братом во Христе, "остается блудником, или лихоимцем, > или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; > с такими даже и не есть вместе (это если они именно "внутренние", > с внешними же, напротив, общаться необходимо в надежде > на их спасение – прим. автора), то есть призывал <отлучать > от общения> нарушающих не обряды, но заповеди. Он говорил: > "Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё – в соблюдении > заповедей Божиих... Вы куплены дорог`ою ценою; не делайтесь рабами > человеков" (IКор.V,11-12; VII,19,23). > Мы же довольно спокойно относимся к нарушениям именно заповедей > и жестко непримиримы к нарушителям обрядов, установленных хотя > и во славу Божию, но человеками. Выполнять обряды, конечно же, > нужно, ибо это работает на укрепление общности во времени > и это хорошо. Но нельзя становиться рабом обряда, забывать, что он > для человека, а не человек для обряда. Когда же это случается, > то сразу возникает непреодолимая пропасть со всеми непринимающими > те или другие установления, как бы они ни были малозначительны > с богословской точки зрения. И это не просто плохо, но совершенно > нетерпимо, ибо во всяком случае в нашей земной жизни работает > на углубление разделений, непонимания и таких их следствий, > как ожесточенность, враждебность, равнодушность к болям ближних > и т.д.
- - - - - к евангельскому чтению: - - - - - +++ В.Н.Кузнецова - комментарий к Мф.13:10-17 (ЦЕЛЬ ПРИТЧ) с. Христ.Просвещ./trstrb/kuzn/mt/1310-7.htm#0 +++ Она же - комм. к Мк.4.10-12 (ТАЙНА ЦАРСТВА): с. Христ.Просвещ./rasylka/002/198.htm#0 +++ Свящ. Александр Мень: Евангельские притчи. Улыбался ли Христос? с. Христ.Просвещ./rasylka/003/497.htm#0 +++ О еванг. притчах в тематич. указателе: с. Христ.Просвещ./temy/p/pritchi.htm#pritjevn +++ митр. Антоний Блум о притче о сеятеле с. Христ.Просвещ./rasylka/002/140a.htm#0 +++ Т.Мёртон, С.Тагуэлл: Великое случается вдруг, хотя иногда - не без нашего участия с. Христ.Просвещ./rasylka/002/195.htm#0
*Прошу вас, братья, остерегайтесь
тех, * * * |
||||||
|
|
![]() |