ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 28 июня ст.ст., ВОСКРЕСЕНЬЕ
(6-е по Пятидесятнице); > <... "Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен"... (Ин.5:30)> > Христос был именно так молчалив, что мог слышать, и так слышал, > что мог произносить слова, которые были Божии. В этом смысле Он - > Божие Слово во всех отношениях, каждое Его слово есть Божие, > не потому только, что Он Бог, а потому, что то, что Он говорит, идет > из недр Отчих. > И то же самое относится к Его действиям. Есть разные места > в Евангелии, где указывается мимоходом, что Бог, Который почил > от дел Своих в седьмой день, не оставил мир на произвол судьбы. > Творческое Его действие кончено, но промыслительное действие, > Его труд над спасением мира продолжается. И есть ряд мест, > где говорится, что Бог и доселе творит: "Он показывает Мне дела, > и Я их творю" (Ин.5,17-20). Опять-таки, то, что по отношению к слову > есть молчание и слышание, здесь - та углубленность, которая дает > Христу видеть действующего Бога, видеть невидимое действие, как бы > чистую динамику Божественную в этом мире, и воплощать, внедрять > Божие действие в тот мир, в котором мы живем. Вот почему Христовы > действия, Христовы слова так совершенны, и вот что они собой > представляют. И наше призвание как христиан - так обладать > умом Христовым, так быть движимым Духом истины и Духом сыновства, > так уметь слушать и вглядываться, чтобы наши действия > были действиями Самого Бога, которые Он творит через нас. Один > из пророков, кажется, Амос, говорит: пророк - это тот, с кем > Бог делится Своими мыслями. Мы призваны так быть пророками: не в том > смысле, в котором мы говорим о пророчестве как бы о даре > предсказания, - не в этом дело. Можно ничего не предсказывать, > но тот, кто за Бога говорит вслух божественные слова, есть пророк > в этом смысле. > Это нас подводит к вопросу не о том, как бы специализированном, > созерцании, которое описывается в житиях святых, в пустыне, > в затворе, а о той основной созерцательной настроенности, которая > принадлежит всякому христианину - если только он христианин: или как > намерение, или как что-то уже начинающееся, или как что-то, > чем мы обладаем. <...> > Слово "созерцание" в строгом, аскетически-мистическом словаре > относится к созерцанию человеком Самого Бога; "теория" по-гречески - > это именно созерцание Бога. В расширенном смысле, однако, можно > думать о созерцании как в`идении и Бога, и Его путей, и становления > Его твари. Скажем, митрополит Филарет Московский в одной из своих > проповедей на Рождество говорит, что тот, у кого сердце чистое, > глядя на мир, видит почивающую на нём благодать Божию, видит как бы > сияние благодати; тот мир, который мы видим тусклым, потухшим, > оскверненным, может быть путем к созерцанию через тварь присутствия > Божия. Это не чистое созерцание Божественной природы, сущности, > но это в`идение Бога, потому что сияет в твари - именно благодать, > Он <...>. Созерцание предполагает определенное расположение духа, > оно предполагает способность слушать и способность видеть; поэтому > оно требует от нас установки на то, что когда я слушаю, я хочу > слышать, и когда я смотрю, я хочу видеть. Это кажется очень плоским > замечанием. На самом деле это очень редкое состояние: мы не смотрим > с целью видеть, и мы не слушаем с целью слышать. Мы видим > очертания - и ни на чём не останавливаемся; мы слушаем слова - > и за словами не улавливаем глубин чувств или мыслей. Вы, наверное, > замечали: бывает так, что вы устали и вам не хочется ввязнуть > в чью-нибудь жизнь. Встречаете вы кого-нибудь, спрашиваете: "Ну как > сегодня?" И тот потухшим голосом, с мертвым выражением лица > вам говорит: "Всё хорошо". И вы не отзываетесь; его слов достаточно, > их-то вы и ждали, он вас освободил от необходимости взять его тяготу > на себя, вы свободны... Если бы мы были честны, то сказали бы: > "Неправда; у тебя взор потух, голос мертвый, по всему я вижу, > что совсем не ладно. То ли страх в глазах, то ли еще что-то". > Мы могли бы открыть в нём целую жизнь, но часто не делаем этого, > потому что увидеть - значит взять на себя солидарность, > ответственность; так войти в жизнь другого человека, как заповедует > апостол Павел: "Друг друга тяготы нос`ите" (Гал.6,2). То же самое > можно говорить о том, что мы видим и слышим, во всех отношениях. > И поэтому воспитание в себе способности видеть и слышать начинается > не тем, чтобы открыть глаза и уши; оно начинается в момент, когда > мы решаем доброй совестью относиться к ближнему и к Богу - Он тоже > нам ближний. Слушать, смотреть, молчать; всматриваться, пока мы > не увидим, вслушиваться, пока мы не услышим; не уходить никуда > от вставшего перед нами вопроса: что в этом человеке, что в этом > Боге, что в этом слове, что в этом действии? [ Митр. Сурожский Антоний ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ. СОЗЕРЦАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Беседа в Москве (1971). Опубликована в ж-ле Искусство кино. 1994. № 5 www.mitras.ru/pered/pb_132.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мк.2:1-12; 2:1; Лк.5:17-26; эпизод №43 по "Брюссельскому согласованию" (с. Христ.Просвещ./biblia/nz/tabl/sogl.htm#43) +++ Игум. Вениамин Новик: общая молитва с. Христ.Просвещ./rasylka/002/149.htm#0 +++ В.Н.Кузнецова - комм. к Мф.9:2-6 с. Христ.Просвещ./rasylka/003/503.htm#0 +++ Я.Кротов - размышления над Мф.9:2 www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_02.htm ++++ Проповеди митр. Антония (Блума) на сегодняшнее еванг. чтение: + 1965 г. www.mitras.ru/inname/in_116.htm + б/г, опубл. только что: www.mitras.ru/archive/040711.htm + (еще одна проповедь "О ПРОЩЕНИИ" должна быть, видимо, по адресу www.mitras.ru/archive/030725.htm, но ее там почему-то нет... он была в рассылке сайта www.mitras.ru 25 июля 2003г.) -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *В соответствии с разными дарованиями, которые дал нам Бог, у каждого свое назначение: кому дано возвещать Божью Весть, пусть делает это так, как внушает ему вера; кому служить братьям пусть служит; кому учить пусть учит; кому ободрять пусть ободряет; кто дает, пусть дает от чистого сердца; кто руководит, пусть руководит с усердием; кто делает добрые дела, пусть делает их с весельем. Пусть любовь ваша будет искренна. Ненавидьте зло, будьте преданы добру. Люб`ите друг друга как братья, всем сердцем; относ`итесь друг к другу с уважением; с неослабным рвением, с горением духа труд`итесь для Господа; пусть надежда приносит вам радость; будьте стойкими в беде; неустанно мол`итесь; дел`итесь с братьями по вере, если они в нужде; будьте гостеприимны. Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет. Живите в полном согласии друг с другом. Не будьте заносчивы, будьте в дружбе со всеми и с простыми и малыми. Не будьте самодовольны. Никому не воздавайте злом за зло. Старайтесь делать только то, что все люди считают добром.* (Рим.12:6-17) |
|||
|
|
![]() |