Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 22 февраля ст.ст., пн {Седмица 3-я предуготовительная (36-я)} литургические чтения: 3Ин.; Лк.19:29-40; 22:7-39. > ДОБРО И ЗЛО В МИРЕ > 1. С точки зрения того, кто их рассматривает или познает опытом, > некоторые вещи субъективно хороши или плохи. Евр. словом тоб > (к-рое по-греч. без различия переводится kaloV и agaqoV, прекрасный > и хороший - ср. Лк.6.27,35) первоначально обозначались лица > или предметы, вызывающие приятные ощущения или чувства блаженства > во всём существе: хороший обед (Суд.19.6-9; 3Цар.21.7; Руф.3.7), > красивая девушка (Есф.1.11), люди, делающие добро (Быт.40.14), > словом, всё, что приносит счастье или облегчает жизнь в физическом > или психологическом отношении (ср. Втор.30.15); напротив, всё, > что ведет к болезни, к страданию во всех его видах, а в особенности > к смерти, - плохо (евр. ра'; греч. ponhroV и kakoV). > 2. Можно ли говорить также и об объективной благости тварей в том > смысле, как это понимают греки? По их представлению каждая вещь > имеет архетип, предлагаемый к подражанию или осуществлению; человеку > они предлагали идеал: kaloV-agaqoV. Его осуществлял тот, кто, > обладая всеми нравственными, эстетическими и общественными > качествами, достиг расцвета, приятен и полезен Граду-Государству. > Как понимать зло под этим особым углом зрения? Как несовершенство, > отсутствие добра - как признак чисто отрицательный? Или, напротив, > как реальность, имеющую собственное существование и производную > от принципа зла, игравшего такую значительную роль, напр., > в иранском <(зороастристском)> мышлении? В тех случаях, когда > в Библии говорится о вещах, что они 'добры' (хороши), этот вопрос > понимается иначе. Слова: 'И виде Бог свет, яко добро' (Быт.1.4, > слав.) показывают, что добро измеряется не в отношении к некоему > отвлеченному добру, а в отношении к Богу-Творцу, К-рый Один дает > вещам свойство быть 'добрыми'. > 3. Добродетельность человека представляет собою особый случай, ибо > она частично зависит от него самого. Уже при сотворении мира > Бог поставил его перед 'древом познания добра и зла', дав ему > возможность быть послушным и пользоваться древом жизни > или ослушаться и быть вовлеченным в смерть (Быт.2.9,17). > Это решающее испытание свободы повторяется для каждого человека. > Если он отвергает зло и делает добро (Ис.7.15; Ам.5.14; ср. Ис.1.16 > сл), соблюдая закон Божий и сообразуясь с Его волей (ср. Втор.6.18; > 12.28; Мих.6.8), он хорош и угоден Богу (Быт.6.8); в противном же > случае он плох, т.е. не угоден Богу (Быт.38.7). Его выбор определяет > его нравственную ценность и вследствие этого его участь. > 4. Но вот, человек, соблазненный Лукавым (<Сатаной>), от начала > избрал зло. Свое благо он стал искать в тварях 'хороших для пищи > и приятных для глаз' (Быт.3.6), но вне воли Божией, что и составляет > самую сущность греха. Он нашел в этом только горькие плоды страдания > и смерти (Быт.3.16-19). Вследствие его греха зло проникло в мир > и затем стало умножаться. Сыны Адама так развратились, что > все мысли их были зло. И Бог "раскаивается" в том, что создал их > (Быт.6.5 слл): 'нет делающего добро' на земле (Пс.13.1 слл; Рим.3.10 > слл). И человек, созданный по образу Божию, может переживать > подобный же опыт неудовлетворенности, начиная с уровня физической > жизни и до уровня высоко духовного: он чувствует себя > неудовлетворенным в своих ненасытных желаниях (Екк.5.9 слл; 6,7), > лишенным возможности вполне насладиться благами земли (Екк.5.14; > 11.2-6), неспособным 'делать добро и не грешить' (Екк.7.20), ибо зло > исходит из его собственного сердца (Быт.6.5; Пс.27.3; Иер.7.24; > Мф.15.19 сл). Он уже больше не вполне свободен (Рим.7.19) > и становится рабом греха (6.17). Даже его рассудок помрачается: > извращая порядок вещей, он называет добро злом и зло добром > (Ис.5.20; Рим.1.21-25) или, пресытившись и разочатовавшись во всём, > он заключает, что 'всё суета' (Екк.1.2). Тяжкий опыт зла в себе > и вокруг себя убеждает человека в том, что 'весь мир лежит во зле' > (1Ин.5.19; ср. Ин.7.7). 3ло это не есть простое отсутствие добра, > оно - реально существующая сила, порабощающая человека > и развращающая мир (Быт.3.17 сл). Бог не сотворил зла; оно возникло > вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом > Своим творениям - ангелам и людям - и стало противиться Богу. > Эта постоянная война будет длиться до конца истории и, чтобы спасти > человека, Всемогущий Бог должен будет восторжествовать над злом > и над Лукавым (Иез.38-39; Откр.12.7-17). [ Jean de Fraine. из ст. ДОБРО И ЗЛО в СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ www.agnuz.info/library/books/slovar_bib/d.htm#d10 ] ////////// ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ СМОТРИ: *> ЕВХАРИСТИЯ - тема в БИБЛИОТЕКЕ ЯКОВА КРОТОВА www.krotov.info/yakov/3_vera/4_school/a_5_evharistia.htm *> Яков Кротов: Последняя трапеза www.messia.ru/rasylka/003/359.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050307/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Mar/7.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Мой любимый, не следуй дурному примеру, следуй доброму. Кто творит добро, тот от Бога. А кто творит зло, тот не видел Бога.* (3Ин.:11) * * * */Пётр и Иоанн/ отправились ... приготовили все для Пасхи. Когда настало время, апостолы с Иисусом сели за стол. - Как Мне хотелось есть эту Пасху вместе с вами до Моих страданий! - сказал им Иисус. - Говорю вам, Я не буду есть ее, пока не свершится она в Царстве Бога. Взяв чашу и произнеся молитву благодарения, Он сказал: - Возьмите ее и разделите между собой. Говорю вам, отныне не пить Мне вино - плод виноградной лозы, - пока не придет Царство Бога. Взяв хлеб и произнеся молитву благодарения, Он разломил его и дал им со словами: - Это Мое тело, которое за вас отдается. Делайте так в память обо Мне. И точно так же после ужина дал им чашу со словами: - Эта чаша - Новый Договор, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается. Но посмотрите! Рука того, кто предает Меня, на одном столе с Моей! Да, Сын человеческий идет путем, который Ему предназначен. Но горе тому человеку, который Его предает!* (Лк.22:13-22) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|
|
![]() |