Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 26 марта ст.ст., пт 4-й седмицы Великого поста. {Отдание праздника Благовещения. Собор Архангела Гавриила.} церковные чтения (паремии): # Ис.29:13-23 [Господь обличает лицемерие и суеверие иудеев ("этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня"); пророк возвещает "Горе" тем, кто надеется утаить свои замыслы от Господа. Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня" или "он не разумеет"?.. Предвозвещается блаженное время, когда страждущие потомки Иакова будут радоваться о Боге, и бедные будут свято чтить Его.]v # Быт.12:1-7 [Господь повелевает Авраму выйти из Харрана в землю, которую Он укажет, и обещает произвести от него великий народ и возвеличить его имя. Аврам с Сарой и племянником Лотом приходит в Ханаан; Господь является ему и говорит, что эту землю Он отдаст во владение его потомству.] # Притч.14:15-26 [Через противопоставление изображаются: доверчивость, скромность, терпеливость, милосердие и трудолюбие мудрого и благочестивого человека, и противоположные качества неразумного и нечестивого, и их последствия.]v О.С.> Владыко, трудный и трагический вопрос - вопрос аборта. Конечно, О.С.> он ставится "ретроспективно", кода женщина приходит на исповедь О.С.> и кается в совершенном. Но как быть, если женщина приходит О.С.> к тебе в медицинской нужде и просит твоего совета, может быть, О.С.> и благословения? Ведь аборт как таковой Церковь запрещает... М.А.> Я думаю, что вопрос этот более сложный, чем он кажется людям, М.А.> которые просто читают церковные правила. В поучительном М.А.> наставлении духовнику перед исповедью ясно указано, что аборт М.А.> является убийством и за ним следует запрещение причащаться М.А.> в течение минимум двадцати лет. Так что с этой точки зрения М.А.> ясно: Церковь рассматривала аборт так же строго, как убийство. М.А.> В этом отношении меня очень поразила фраза, которую я услышал М.А.> раз от мирянина, даже не от священника, в разговоре с женщиной, М.А.> которая хотела сделать аборт. Он ей поставил вопрос: "А как М.А.> вы думаете: жизнь, которая зачинается в вас, =когда= делается М.А.> жизнью =человека=? Или вы думаете, что до какого-то момента М.А.> вами будет выброшен не-человек?" Она ответила: "Думаю, что после М.А.> нескольких недель зародыш, может быть, уже принимает образ М.А.> человека, но не ранее того". И собеседник ей сказал: "А как М.А.> вы думаете: зачатие Христа - совершилось в момент Благовещения М.А.> или через 24 недели?" И меня это очень поразило. Потому что, М.А.> действительно, Христос, Сын Божий, принял плоть =в этот= момент, М.А.> а не когда-то позже. М.А.> Поэтому я думаю, что Церковь - правда, не выражая вещи в такой М.А.> форме - рассматривает проблему в этих же категориях: что М.А.> в момент, когда две клетки, женская и мужская, соединились М.А.> и началось развитие нового существа, это существо =уже= человек. М.А.> Поэтому говорить, что выкинуть зародыш до какого-то момента М.А.> позволительно и нельзя после - медицински можно, но нравственно М.А.> нельзя. Медицински, я думаю, бывают случаи, когда аборт М.А.> допустим: когда ребенок живым не родится, мать может умереть М.А.> при родах. Это не общественный вопрос, это не вопрос веры М.А.> или неверия. Это чисто медицинский вопрос о том, будет ли М.А.> зачавшееся существо жить или умрет при рождении, не погубит ли М.А.> это существо по медицинским причинам свою мать и себя. М.А.> Есть еще один вопрос: дети, которые родятся ущербными - М.А.> или физически изуродованными, или психически неполноценными... М.А.> Вот тут вопрос очень сложный. Некоторые женщины настолько М.А.> хотят ребенка, что готовы идти на то, чтобы родился ребенок, М.А.> который заведомо будет всю жизнь страдать физически М.А.> или психически. Они идут на это потому только, что "хотят иметь М.А.> ребенка". Это мне кажется чисто эгоистическим подходом; такие М.А.> матери о ребенке не думают. Они думают о своем материнстве, М.А.> о том, как они изольют на этого ребенка всю свою ласку и любовь. М.А.> Но многие из таких матерей не знают, способны ли они ласку М.А.> и любовь проявить к ребенку, который у них вызывает физическое М.А.> отвращение, ужас. О.С.> Тем не менее, урод тоже является человеком, а есть правило, О.С.> что человека нельзя убивать. Как тогда подходить к этому О.С.> вопросу? М.А.> Честно говоря, не знаю, как к нему подойти. Я думаю, есть М.А.> случаи, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться М.А.> страшно изуродованным психически или физически. Когда думаешь: М.А.> вот, родился ребенок... Пока он еще малюсенький, это М.А.> еле заметно, но этот человек вырастет, ему будет 20 лет, и 30, М.А.> и еще столько лет, и в течение всей жизни ничего, М.А.> кроме физической или психической м`уки не будет. Имеем ли мы М.А.> право присуждать человека на десятилетия психического М.А.> и физического страдания, потому только, что хотим, чтобы этот М.А.> ребенок родился и был моим сыном, моей дочерью?.. М.А.> Я не знаю, как это канонически обусловить, но медицински, думаю, М.А.> тут есть очень серьезный вопрос, который можно решать врачу, М.А.> даже верующему, в этом порядке. Я видел таких детей, которые М.А.> рождались и были искалечены на всю жизнь; видел, М.А.> чтo совершалось в результате с психикой матери, отца и их М.А.> взаимными отношениями. М.А.> А иногда бывает чисто безнравственный подход. Например, недавно М.А.> я читал о том, как чета, в которой мать передавала гемофилию, М.А.> настаивала, чтобы у них рождались дети, хотя знала, что М.А.> они будут погибать, но - "мы хотим детей". В данном случае, М.А.> конечно, выход был бы не в аборте, а либо в воздержании, либо М.А.> в противозачаточных средствах, - законных и не представляющих М.А.> собой никакого уродства. [ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ. Запись бесед митрополита Сурожского Антония с протоиереем Сергием Гаккелем в 1994 г. www.mitras.ru/ethic/ethic1.htm ] Пособие к проведению Великого поста, день 26 www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/055_gl26.html Чтения этого дня в синодальном переводе и на ц.-славянском: www.bible-center.ru/biblereadings/20050408/orth Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/8.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Господь сказал: - Народ этот близок ко Мне лишь на словах, лишь словами они Меня чтят, сердца же их от Меня далеки. Их страх предо Мною - лишь заповедь, усвоенная ими от людей. Поэтому Я буду и впредь творить с этим народом небывалое, невиданные дела, - и погибнет мудрость их мудрецов, / не останется разума у разумных. *Г`оре тем, кто прячется глубоко, чтобы скрыть от ГОСПОДА замысел свой! Во тьме они дело свое творят, говорят: 'Кто нас видит, кто может узнать?' Как же вы извращаете всё! Неужели гончар - всё равно что глина? Разве скажет творение о творце: 'Он меня не творил!'? Разве скажет изделье о гончаре: 'Он ничего не смыслит!'? *Очень скоро станут Ливанские горы садом, / а сад покажется лесом. В тот день глухие услышат слова, читаемые по свитку, а глаза слепых, покрытые тьмою и мраком, прозреют! Бедняки получат от ГОСПОДА новую радость, обездоленные возликуют о Святом Боге Израиля, ибо не станет угнетателей и те, кто глумился, погибнут. Исчезнут все те, кто жаждет зло творить, - те, что напраслину возводят на людей, обманывают решающего тяжбы у ворот городских, ложью лишают правосудия того, кто прав. *Поэтому так говорит Господь, Бог сынов Иакова, / Избавитель Авраама: - Уже не придется Иакову стыдиться, больше не придется ему бледнеть! Увидит он у себя детей своих, / творенье Моей руки, - и призн`ают все они святость имени Моего, признают святость Святого Бога Иакова, пред Богом Израиля затрепещут. Тогда обретут разуменье заблудшие духом, а те, кто роптал, наставление получат.* (Ис.29:13-24, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов) * * * *Легковерный всякому слову доверится, осмотрительный перед каждым шагом подумает. Мудрый страшится и чурается зла, зато глупец буянит, ничего не боится. Кто скор на гнев - натворит глупостей, кто коварен - того возненавидят. Удел простаков - глупость, / венец проницательных - знание. Злодеи склонятся перед добрыми людьми, и нечестивцы - перед воротами праведника. Бедняком даже сосед гнушается, / зато богача любят многие. Кто презирает соседа - грешит, но блажен, кто заботится о несчастных. Кто зло замышляет - собьется с пути; вера и правда - с тем, кто творит добро. От тяжких трудов - всегда прибыток, / от пустословия - лишь нужда. Венец мудрецов - их богатство, / украшение глупцов - их дурь. Верный свидетель спасает жизни, / а коварный - дышит ложью. Страх ГОСПОДЕНЬ - надежная защита, / прибежище тебе и твоим детям.* (Пр.14:15-26, нов.перев. РБО) |
||||
|
|
![]() |