=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

 

* 23 апреля    ст.ст., пятница Светлой седмицы.

  литургические чтения: Деян.3:1-8; Ин.2:12-22.



>  После сего пришел Он в Капернаум,  Сам и Матерь Его,  и братья Его,
> и  ученики  Его;  и  там  пробыли  немного  дней. Приближалась Пасха
> иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали
> волов,  овец  и  голубей,  и сидели меновщики денег.  И,  сделав бич
> из  веревок,  выгнал из храма всех,  также и овец и волов;  и деньги
> у  меновщиков  рассыпал,  а  столы  их опрокинул; и сказал продающим
> голубей:  "Возьмите  это  отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом
> торговли".   При сем ученики Его вспомнили, что написано:  "Ревность
> по доме Твоем снедает Меня  (Пс.68,10). Господь приходит в Капернаум
> не  для  другого  какого  дела, как для того, чтоб оставить там Мать
> Свою, чтобы не водить ее за Собою повсюду. Так как они ходили в Кану
> на  брак,  а  брак прошел, то Он и возвращает Мать в Капернаум в дом
> Ее.    А  что  по сей именно причине Господь  приходит  в Капернаум,
> это  открывается  из  того,    что  Он и пробыл  там  немного  дней,
> и  не  совершал  там чудес,   потому что жители сего города не имели
> к Нему веры, почему Господь в другом месте и высказывает "г`оре" ему
> (Мф.11,23).   -   <...>   Пришед  в  Иерусалим  Он  совершает  дело,
> обнаруживающее  полное  самовластие,  именно: выгоняет из храма тех,
> кои продавали овец и волов. Хотя Матфей (21,12-13) повествует о сем,
> но  знай,    что  Он сделал сие не однажды.  Рассказываемое у Матфея
> Он  совершает близко к страданиям Своим,   а настоящее -  у Иоанна -
> Он  совершает в начале знамений. Посему здесь с послаблением сказал:
> "Дома  Отца  Моего не делайте домом торговли". Ибо чудеса только еще
> начинались,  и  у  Него  не  было  еще той смелости, какую придавали
> чудеса. <.....>   Для чего Он совсем выгоняет таких людей  из храма?
> Не  без  основания:  Он  будет  исцелять в субботу и как бы нарушать
> закон   об  ней;  посему,  чтобы тогда не сочли Его богопротивником,
> Он  настоящим  случаем  предупреждает  такую  мысль. Ибо кто показал
> такую  ревность  по  Храме,  тот  не  станет отвергать Бога, Господа
> Храма.  И  выгнал не просто, но ударяя бичом из веревок, и опрокинул
> столы,  и  рассыпал  монету или деньги меновщиков, и решился на дело
> весьма  опасное.    А  кто  подвергает себя опасности  за дом  Бога,
> тот  допустит  отступление от закона Божия не как богопротивник, но,
> без сомнения, как Сын, имеющий равную власть с Богом и Отцом, давшим
> закон о субботе. Посему не сказал: Дом "Бога", но: Дом "Отца Моего",
> показывая,  что  Он,  как  Сын,  имеет власть над всем принадлежащим
> Отцу.   <...>   Подобно   тогдашним  торговцам  грешат   и  <многие>
> из  первосвященников, когда они продают в церкви "волов", не отдавая
> чести  отличающимся  в  учительском  слове, но отдавая оную желающим
> злодействовать, когда продают "овец" - простой и обыкновенный народ,
> "голубей" - духовные дарования, и когда поставляют на высшую степень
> тех,  которые  больше  дают;  таких Господь "выгоняет" из святилища,
> находя  их  по суду Своему недостойными первосвященства. Также, если
> кто  продает  крупную  и  мелкую  монету,    то есть мнение и слово,
> и будучи учителем, но не предвидя пользы, не возвещает евангельского
> слова,  то  Господь  "опрокидывает"  и  его  "стол",  то есть звание
> учителя,    и  учение,   которое  он  по злобе удерживает,  не давая
> его  всем;    между тем как Господь Иисус отрешает такого от власти,
> и  посаждает  на  стол  учительский  другого,  достойного. - Ученики
> вспомнили,  что  написано:  ревность  по  доме  твоем  снедает  меня
> (Пс.68,10).  Немного  еще  времени  возрастают  они  в  добре, а уже
> припоминают  и места из Писаний и, в них находя свидетельства, более
> и более утверждаются в своих познаниях о Христе.

>  На  это Иудеи сказали: "Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь
> власть так поступать?" Иисус сказал им в ответ: "Разрушьте храм сей,
> и  Я  в  три  дня  воздвигну  его".  На это сказали Иудеи: "Сей храм
> строился  сорок  шесть  лет,  и  Ты в три дня воздвигнешь его?" А Он
> говорил  о  храме  тела  Своего.    Когда же воскрес Он  из мертвых,
> то  ученики  Его вспомнили,  что Он говорил это,  и поверили Писанию
> и  слову,  которое  сказал  Иисус.  Когда Иудеи увидели, что Господь
> делает  это  с великою властью и говорит: "Дом Отца Моего не делайте
> рынком",  то говорят: "Уверь нас каким-нибудь чудом, что Ты Сын Бога
> и  что  Ты Им послан. Ибо откуда видно, что Господь дома сего - Отец
> Тебе?"  Он  же отвечает им приточно, говоря: "Разрушьте храм сей..."
> без  сомнения,    говоря   о  Своем  теле,  потому что в нём обитало
> всё  Божество  Единородного.  Словом   "разрушьте"   не  поощряет их
> к  убийству  (прочь  такая  мысль!), но, зная их намерение совершить
> сие,  намекает  на  то,  что случится безотложно. - <....> Иудеи же,
> думая,  что  Он  говорит  о  бездушном  храме, смеются над Ним. Как,
> говорят,   говоришь  Ты,   что воздвигнешь его в три дня,  тогда как
> он  строился  сорок  шесть лет? Нужно знать, что когда Храм в первый
> раз  строился при Соломоне, тогда все без нужды исполнено в двадцать
> лет. Впоследствии же, когда евреи после пленения получили позволение
> строить  Храм,  они  начали  возобновлять  его  в царствование Кира;
> потом,  встретив  препятствие  со  стороны  завистников,  продолжали
> постройку  до царствования Артаксеркса; при нём же, пользуясь полною
> безопасностью,  с большим трудом могли окончить это дело. - Когда же
> говорится,   что иудеи во время строения в одной руке держали копье,
> а в другой - строительное орудие, то они были в таком большом страхе
> от  соседственных  идумеев,   а  не от персов,  ибо от них,  то есть
> от  персов,   как  я сказал,  они пользовались полною безопасностью.
> О   сей-то    постройке,     бывшей   после  плена,   говорят,   что
> она  продолжалась  сорок шесть лет,   так как иудеям препятствовали,
> и  потому  они протянули ее от царствования  Кира  до Артаксеркса. -
> И  неудивительно,   что  не  поняли  слов  Иисуса  иудеи,  равно как
> и   ученики.   Для них были два величайших затруднения:  одно -  то,
> что  дело  воскресения  очень неудобопонятно, тем более что им вовсе
> неизвестно;  другое  -  то,  что  живущий в теле есть Бог. Однако же
> после   воскресения  ученики  поняли,  и  поверили  Писанию.  Какому
> Писанию?  И  всякому,  которое  предваряет  о  воскресении,  и,  как
> яснейшему,   сему:   "Ты  не  оставишь души моей во аде" (Пс.15,10),
> и  сему:  "Господь  хочет  очистить его от раны и показать ему свет"
> (Ис.53,11).    Ибо  сии  места  Писания   весьма   ясно   предваряют
> о воскресении. <.....>
                [ Свт. Феофилакт Болгарский.
                  Благовестник или толкование на  Евангелие от Иоанна
                  www.pagez.ru/lsn/0093.php#02 ]

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»