=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

* 10 ноября 2008 г. ст.ст., воскресенье 23-е по Пятидесятнице.
  литургические чтения: Еф.2:4-10; Лк.10:25-37 (25-го воскр.)





>                10.25-37 ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРИТЯНИНЕ

>        25  Появился некий учитель Закона, который,
>           желая испытать Иисуса, спросил Его:
>            - Учитель, что я должен делать, чтобы получить
>           вечную жизнь?
>        26  - А что об этом говорится в Законе? - спросил
>           его Иисус. - Что ты там читаешь?
>        27  - +"Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем,
>           всей душой, всеми силами"+ и всеми своими
>           помыслами. И +"люби ближнего, как самого
>           себя",+ - ответил тот.
>        28  - Ты правильно ответил, - сказал Иисус. -
>           Поступай так и будешь жить.
>        29  Но тот, желая оправдаться, спросил Иисуса:
>            - А кто мне ближний?
>        30  Иисус в ответ сказал:
>            - Шел человек из Иерусалима в Иерихон
>           и попал в руки разбойников. Они его ограбили,
>       31  избили и ушли, бросив полумертвым. • И случилось
>           так, что шел той же дорогой священник,
>           но, увидев его, перешел на другую сторону.
>        32 Так же поступил и левит: дойдя до того места
>           и увидев раненого, он перешел на другую
>        33 сторону. • А самаритянин, который проезжал там
>           же, поравнялся с ним и, увидев, пожалел его.
>        34 Он подошел к нему и, омыв вином и смазав
>           оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил
>           его на собственного мула, привез -
>        35 в гостиницу и там за ним ухаживал. • А на следующий
>           день, уезжая, он дал хозяину гостиницы
>           две серебряные монеты и сказал: "Позаботься
>           о нём, а если истратишь сверх того, на обратном
>           пути я тебе отдам".
>        36  Кто из троих, по-твоему, оказался ближним
>           пострадавшему от разбойников?
>        37  - Тот, кто проявил к нему милосердие, - ответил
>           тот.
>            - Иди и поступай так же, - сказал Иисус.


> *25 Мф 19.16; 22.35; Мк 10.17; Лк 18.18
> *27 Втор 6.5; 10.12; Ис Нав 22.5; Лев 19.18; Мф 19.19; 22.37,39;
>     Мк 12.31, 33; Рим 13.9; Гал 5.14; Иак 2.8
> *28 Лев 18.5; Рим 10.5; Гал 3.12

> Ст.  25  -  =Учитель  Закона=  <...> "То, что ученый богослов задает
> вопрос  "мирянину"  о  пути  к  вечной  жизни,  и  тогда было так же
> необычно,  как  это  было  бы  сей- час. Вероятное объяснение этому:
> совесть  этого  человека  была смущена учением Иисуса". {J.Jeremias,
> The Parables of  Jesus,  p. 202.}   =Испытать=   -   в синоптических
> Евангелиях  фарисеи  и  учителя  Закона  постоянно  задавали  Иисусу
> провокационные  вопросы  с  целью поймать Иисуса в ловушку, заставив
> Его сказать нечто, что могло бы лишить Его популярности в народе или
> за  что  Его  можно  было  бы  обвинить. Начало этого рассказа почти
> тождественно  Мк 12.28. Только там учитель задает Ему другой вопрос:
> "Какая  заповедь   первейшая?"  Здесь  же    вопрос     не относится
> к теоретической области, а важен практически. Он хотел узнать, какой
> образ  жизни поощряет Иисус. Тот же вопрос задаст Иисусу некий богач
> (см.  18.18). Обращение ="Учитель"= было уважительным. =Что я должен
> делать?=  - вероятно,  учитель  Закона,   зная,  что Иисус объявляет
> о  прощении  грешников,  полагал,  что  Он   скажет   нечто подобное
> и промолчит об исполнении заповедей Закона. Так Иисуса можно было бы
> обвинить   в  том,     что     Его    учение   неизбежно    приведет
> к безнравственности.

> Ст.  26  - Иисус отвечает ему встречным вопросом. В те времена таков
> был   распространенный  прием  в  спорах,    и  Иисус    тоже  часто
> им  пользовался. Он обращает учителя к Закону. То, что там написано,
> ведет  к  вечной  жизни.  Но  разница  в  том, как он понимает слова
> Закона, что для него в нем главное. =Что ты там читаешь?= - возможен
> смысл: "Как ты толкуешь то, что там по этому поводу написано?"

> Ст.  27   - Учитель Закона приводит две  заповеди  -  о любви к Богу
> и  о  любви  к  ближнему. Любовь к Богу - это полная и безраздельная
> преданность  и  доверие, это также послушание и исполнение Его воли,
> отдача  Богу не какой-то части человеческой личности, но всего себя.
> Любовь  к  ближнему  предполагала  заботу и помощь другому человеку,
> своему  соседу. Ближний для людей того времени означал "соплеменник,
> принадлежащий  к  одному  народу   и  к  одной  религиозной общине".
> Но   фарисеи довольно часто считали,   что люди, по какой-то причине
> не  исполняющие  Закон  так  же тщательно, как они сами, не являются
> ближними,  они  -  "ам-хаарец" ("народ земли"), прокляты  Богом (см.
> Ин 7.49).    Кумраниты   не считали ближними  "сынов  тьмы", то есть
> всех тех, кто не принадлежал к их общине "сынов света". Из категории
> ближних  исключались также самаритяне, язычники, еретики, отступники
> и доносчики.

> Ст.   28    -   Иисус  полностью   согласен    с  этими  заповедями,
> это  действительно  сердцевина  библейской веры. Поэтому Он похвалил
> собеседника,  сказав ему, что их исполнение - это и есть единственно
> верный путь к вечной жизни, к Богу.

> Ст.   29  -  У  Марка  беседа  Иисуса  с  учителем  Закона  на  этом
> заканчивается,  но  у  Луки  она  продолжается. Учитель Закона хотел
> =оправдаться=,  то  есть оправдать свой первый вопрос, на который он
> уже  сам  и  ответил.  "Иисус  на  самом деле сказал: "Тебе не нужно
> задавать  мне  вопрос о вечной жизни. Ты учитель и сам знаешь ответ.
> Всё,    что   тебе   надо    делать,   это    исполнять   то,    что
> проповедуешь"". {J.Н.Marshall ...}  Учитель согласен с Писанием, что
> он  должен  любить  ближнего,  но  хотел  бы  уточнить, кто является
> ближним,  а  кто  им  не  является.  Он  хотел  бы знать, как далеко
> простираются  границы  любви  к  ближнему.  Ведь  любовь  к человеку
> предполагает ответственность. Где можно, наконец, остановиться?

> Ст.  30  -  Иисус  отвечает  не прямо, а притчей. Это так называемая
> притча  о  добром   самаритянине.   Возможно,   Иисус   рассказывает
> о   действительно  случившейся  истории,  о  которой  знали  многие.
> Пустынная  местность  между  Иерусалимом  и  Иерихоном была печально
> знаменита   разбойными  нападениями.  Вероятно,  жертва  защищалась,
> поэтому разбойники чуть не убили его.

> Ст.  31-32  -  Было бы заблуждением считать =священника= и =левита=,
> направлявшихся,  вероятно,  после своей богослужебной недели в Храме
> домой (известно,  что в Иерихоне жило много священников),  жестокими
> и   немилосердными.    Дело в том, что они  сочли раненого  умершим,
> а  им  было запрещено прикасаться к трупу, так как это прикосновение
> сделало  бы  их "нечистыми". Правда, левит мог прикасаться, особенно
> если  он возвращался из Храма, но если он направлялся в Храм, то ему
> также запрещалось оскверняться, иначе он не смог бы служить в Храме.
> Здесь,  как  и раньше, Иисус восстает против того, что служение Богу
> может повлечь за собой неоказание помощи человеку.

> Ст.  33 - Вероятно, слушатели Иисуса ожидали, что третьим персонажем
> истории  будет  милосердный  еврей-мирянин,  полагая услышать из уст
> Иисуса критику клерикалов, но они были ошарашены тем, что такая роль
> предназначалась   презренному   и  ненавистному  =самаритянину=  ().
> Известно,  что  историческая  вражда еще более усилилась после того,
> как  по  время  Пасхи (6 или 9 г.) самаритяне осквернили двор Храма,
> разбросав   там    человеческие     кости. {J.Jeremias, The Parables
> of Jesus, p. 204.}    Иисус  сознательно  берет  крайнюю   ситуацию,
> доказывающую безграничность долга любви.

> Ст.  34-35  -  Вином  в  древности дезинфицировали раны, а оливковое
> масло  применяли для их смягчения. Вероятно, самаритянин был купцом,
> часто   путешествовавшим и  хорошим знакомым   владельца  гостиницы.
> =Две  серебряные  монеты=  -   то есть два денария.  День проживания
> в   гостинице  стоил  около  1/12  денария,  следовательно,  уезжая,
> самаритянин  оплатил около двух недель,   да  еще пообещал  оплатить
> все  дополнительные расходы,   если  владелец   издержит  на лечение
> и пребывание больного больше.

> Ст.  36  -  Учитель  Закона  спрашивал  о том, кто для него является
> ближним,  но  Иисус,  рассказав притчу, меняет вопрос: "Кто из троих
> оказался   настоящим    ближним?"   "Иисус говорит  ему:    "Подумай
> о страдальце,   вообрази себя  на его месте,  подумай, кто нуждается
> в  моей  помощи...  Тогда  ты увидишь, что требования любви не знают
> границ"". {Там  же, p. 205.} "Нельзя дать определение,  кто человеку
> ближний, можно лишь самому быть ближним". {H.Greeven ...}

> Ст.  37  -  Учитель  Закона  понимает,  что  единственным человеком,
> поступившим  как  должно,  оказался  самаритянин  - не друг, а враг.
> Только  тот,   кто  понимает,   что у Бога нет границ,  что для Него
> не  важны  национальные  и прочие различия, что без любви ко всякому
> человеку  невозможна  любовь  к  Богу,  и  кто  будет так поступать,
> обретет вечную жизнь.
                [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Комментарий.
                  // М., 2004. стр. 261-5 ]


///////////////////////////\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
| милосердный самарянин. Иисус разрушил стену вражды  #
|                 www.messia.ru/rasylka/006/1688.htm  #
|                                                     #
| свящ. Яков Кротов:                                  #
|          "кто мой ближний?" или "кому я ближний?"   #
|                 www.messia.ru/rasylka/005/1334.htm  #
| его же другие размышления об этой притче:           #
|        www.messia.ru/rasylka/003/622.htm#0 (Грех    #
|  как готовность заслонить ближнего дальней целью)   #
| www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_29.html #
|            (О невозможности заговорить с чужим +    #
|              Почему на вопрос "кто мой ближний"     #
|      Иисус предлагает почувствовать себя слабым)    #
| www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_33.html #
|              (представить себя избитыми, нищими...) #
| www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_37.html #
|                 (Ближний - оказавший милость...)    #
| krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/22_35.htm (Лк.10:25) #
| www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_31.html #
|                                                     #
| Проповеди митр. Антония Блума:                      #
\   www.mitras.ru/inname/in_13.htm   #
 \                   (N25, 2 проп., 1976г., 1987г.) #
  ==================================================
 


Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20081123/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=23-11-2008




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|         Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.        |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------

*И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,
 из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,
 покоряясь владыке поднебесного мира,
 духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.
 Ведь мы все тоже из их числа,
 мы тоже жили по законам плотской природы,
 исполняя все вожделения нашего тела и ума,
 и из-за этого нашего естества
 подлежали наравне со всеми Суду Божьего гнева.
 Но Бог, богатый милостью,
 по великой Своей любви, которой Он полюбил
 нас, мертвых от грехов, оживил нас вместе с Христом.
 По доброте Его вы спасены!
 Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас
 и усадил в небесах рядом с Ним,
 чтобы явить всем грядущим векам неизмеримое богатство Своей милости,
 Своей доброты к нам через Христа Иисуса.
 Вы спасены  -  через веру  -  Его великой добротой!
 Не за ваши заслуги  -  это Божий дар!
 И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!
 Это Бог сделал нас теми, кто мы есть,
 создав нас, через единение с Христом Иисусом,
 для добрых дел, которые Он нам изначально предначертал совершить.*
                                                           (Еф.2:1-10)
                                * * *
"Железо оттачивается железом, / а человек - другими людьми".
                                                            (Пр.27:17)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2334.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»