=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!



* 15 мая 2009 г. ст.ст., четверг 6-ой седмицы по Пасхе -
  ВОЗНЕСЕНИЕ Господне.
  литургические чтения: Деян.1:1-12; Лк.24:36-53.

                            С ПРАЗДНИКОМ!




>            24.36-43 ЯВЛЕНИЕ ИИСУСА УЧЕНИКАМ В ИЕРУСАЛИМЕ
>         (Мф 28.16-20; Мк 16.14-18; Ин 20.19-23; Деян 1.6-8)

> 36     И вот, они это рассказывают - и вдруг сам Иисус стоит посреди
>       и говорит им:
>        - Мир вам!
> 37     В страхе и ужасе они решили, что видят призрак.
> 38     - Что вы так перепугались? - спросил их Иисус. - Почему  
> 39    сомнения в ваших сердцах? • Взгляните на Мои руки и ноги - это
>       Я. Потрогайте Меня, и вы увидите, что у призрака нет плоти
>       и костей, а у Меня есть.
> 40,41  И с этими словами Он показал им руки и ноги. • Они
>       от радости никак не могли поверить и удивлялись. Тогда
>       Он спросил их:
>        - Есть у вас здесь какая-нибудь еда?
> 42,43  Они дали Ему кусок печеной рыбы. • Он взял ее и съел у них
>       на глазах.


> *36 +и говорит им: "Мир вам!"+ - в ряде рукописей эти слова
> отсутствуют, в то время как в нескольких поздних рукописях и древних
> переводах после слов +Мир вам!+ следует: "Это Я, не бойтесь!"
> *40 В некоторых рукописях стих отсутствует.
> *42 +рыбы+ - ряд рукописей добавляет: "и сотового меда".
> *43 Некоторые рукописи завершают стих словами: "И взяв оставшееся,
> Он дал им".

> *36 1Кор 15.5   *37 Мф 14.26   *41 Ин 21.5   *42 Ин 21.9-10


> Это уже третье явление воскресшего Господа.    В предыдущем  отрывке
> говорилось  о духовном  присутствии  Иисуса,    но     этот   эпизод
> подчеркивает  также реальное,   физическое  присутствие  воскресшего
> Иисуса,   который предстает   перед учениками   не бестелесным,   но
> обладающим реальным телом,  которое  можно  потрогать (ср. 1Ин 1.1).
> Это не противоречит   утверждению   апостола Павла  о том, что плоть
> и  кровь  не наследуют   Царство (1Кор 15.50).  Ведь,  хотя у Иисуса
> есть  тело,   есть  плоть  и кости,   Он может неожиданно появляться
> и исчезать, для Него нет препятствий в виде дверей или стен.

> Рассказ  о явлении ученикам имеет большое   сходство  с Ин 20.19-23,
> так что можно говорить об общей традиции, лежащей в основе этих двух
> повествований.    Есть  также  близость  с текстом эпилога Евангелия
> от Марка (Мк 16.14).

> Ст. 36 -  Истинность  рассказа  двух учеников подтверждена  тем, что
> перед ними внезапно  предстает сам  Иисус.  Хотя  в Евангелии ничего
> не   сказано  о  запертой  двери,  как  у  Иоанна  (20.19),  но  это
> подразумевается.  Он  обращается  к  ним  с  традиционным пожеланием
> =мира=.

> Ст.  37  -  Несмотря  на  то,  что  ученикам уже известно о явлениях
> Воскресшего,   их  охватывает  ужас,  им  кажется,  что  перед  ними
> =призрак=.   Слово  "пн`евма"  (буквально  "дух")  единственный  раз
> употреблено    евангелистами    в  значении  бестелесного   существа  
> из  загробного  мира, имеющего лишь видимость тела, но ср. Евр 12.23
> и,  возможно,  1Петр  3.19. В некоторых рукописях употреблено другое
> слово - "ф`антасма" ("призрак, привидение").

> Ст. 38 - Страх учеников был рожден недостаточной верой и сомнениями,
> а  не  встречей  с  Божественным.  Иисус  укоряет их за то, что они,
> несмотря  на ряд  доказательств,  всё еще   полны  сомнений. О  том,
> что некоторые ученики сначала не узнали Иисуса, говорится и в других
> Евангелиях  (Мф  28.17;  Мк  16.11,13-14; Ин 20.14-15; 21.4); там же
> Иисус укорял их за маловерие и сомнения (Мк 16.14; Ин 20.24-29).

> Ст.  39  -  Так  как апостолы боялись, что перед ними призрак, Иисус
> предлагает   им убедиться,   что  это   не  так,  посмотреть на Него
> и  потрогать:  у  Него  на руках и ногах раны от гвоздей, в Его теле
> есть  кости. Лука не сообщает, прикоснулись ли к Нему ученики, Иоанн
> тоже  не  упоминает,    вложил  ли  Фома  свою    руку в раны Иисуса
> (Ин  20.27).  Но Игнатий Антиохийский полагает, что они это сделали:
> "Они  тотчас прикоснулись к Нему, и уверовали, убедившись Его плотию
> и духом". {К смирнянам, 3.1}

> Ст.  40  - В некоторых рукописях стих отсутствует, вероятно, потому,
> что он практически повторяет сказанное в предыдущем стихе.

> Ст.  41  - =От радости= - хотя ученики продолжают изумляться и никак
> не  могут  поверить,  евангелист  объясняет  это  чувством  радости,
> извиняя их  неверие,   как раньше  он извинял их сонливость  печалью
> (см.  22.45).  По  его  мнению, трудность обретения веры объясняется
> величием и невероятностью события, а не их слепотой. Эти люди только
> что  пережили страшный психологический шок от ареста, казни и смерти
> Иисуса  и  от  собственной трусости. А теперь перед ними предстал Он
> живым.   Кто  бы на их месте не испытал  потрясения и растерянности?
> И   тогда  Иисус  дает им еще одно доказательство Своей  реальности:
> Он просит у них дать Ему какой-нибудь еды.

> Ст.  42-43  -  =Кусок печеной рыбы= - греческое слово может означать
> любой  вид   приготовленной рыбы,  она  может быть печеной,  жареной
> или   вареной.   В  повествовании Иоанна тоже  присутствует рыба, но
> ее   приготовил   сам   Иисус   на  углях  для  учеников  на  берегу
> Тибериадского  моря  (Ин  21.9).   Более поздние рукописи  добавляют
> "и   сотового   меда",   "вероятно,   под   влиянием  более  поздней
> литургической  практики, потому что мед иногда употреблялся во время
> празднования  Вечери  Господней и во время крещения".{J.H. Marshall,
> The  Gospel  of  Luke,  p. 903.} В раннехристианском изобразительном
> искусстве рыба стала символом Христа.

> То,  что Иисус ест на глазах   у учеников, должно было  окончательно
> их  убедить,  что перед ними не призрак. Другие тексты Нового Завета
> также свидетельствуют  о том,  что воскресший Иисус разделял трапезу
> с  учениками (Ин 21.13; Деян 1.4; 10.41). О том, что ангелы и другие
> божественные  посланцы  могут  употреблять пищу, см. Быт 18.8; 19.3;
> Тов 6.6  (хотя   есть и   противоположные   примеры   -   Суд 13.16;
> Тов  12.19). Несколько поздних рукописей закапчивают ст. 43 словами:
> "и  взяв  оставшееся, Он дал им", что, вероятно, должно было усилить
> евхаристический мотив рассказа.


>                      24.44-49 ВЕЛИКОЕ ПОРУЧЕНИЕ
>         (Мф 28.16-20; Мк 16.14-18; Ин 20.19-23; Деян 1.6-8)

> 44     Потом Иисус сказал им:
>        - Вот что значат Мои слова, которые Я говорил вам, еще когда
>       был с вами: всё, что написано обо Мне в Законе Моисея,
>       у Пророков и в Псалмах, должно исполниться.
> 45,46  И тогда Иисус научил их понимать смысл Писаний. • Он сказал
>       им:
>        - Вот что говорят Писания: Помазанник должен был претерпеть
> 47    страдания и на третий день встать из мертвых; • от имени Его
>       надлежит призвать все народы, начиная с Иерусалима, обратиться
> 48    к Богу, чтобы получить прощение грехов. • Вы всему этому
> 49    свидетели. • Я же сейчас посылаю вам то, что обещал Мой Отец.
>       А вы оставайтесь в городе, пока не укрепитесь силою свыше.

> *49 +Я же+ - во многих рукописях: "И вот Я".

> *44 Лк 18.31; 24.27   *46 Ис 53; Ос 6.2   *47 1Тим 3.16
> *48 Ин 15.27; Деян 1.8   *49 Деян 1.4; Ин 14.16; 15.26; 16.7


> Стихи  44-46  почти  дословно  повторяют ст. 25-27. Иисус напоминает
> Своим  ученикам  то, что было сказано Им еще при жизни. См. 9.22,44;
> 17.25; 18.31-33; 22.37.

> Ст.  44  -  =Когда  был с вами= - несмотря на то, что Иисус и сейчас
> находится  с  учениками, Его послевоскресное бытие иное, Он на самом
> деле уже не с ними, а пребывает в Славе.

> Сейчас,  после Своего Воскресения,  Иисус прямо  говорит о том,  что
> всё   Священное  Писание  свидетельствует    о  Нём.    Божественный
> план спасения должен был исполниться, и он исполнился. И снова Иисус
> не  цитирует никаких конкретных текстов Писания. =В Законе Моисея= -
> ср.   Деян  3.22,  где    Петр     цитирует     Втор 18.15-18 (LXX).
> Но   в  Пятикнижии   помазанниками     называются    первосвященники
> (Лев  4.3,5,16).  =У  Пророков=  - в 1-2 книгах Царств помазанниками
> названы  цари  (Саул   и  другие);    см. 1Цар 24.7,11;  26.9,16,23;
> 2Цар 1.14,16. В Ис 45.1 так назван персидский царь Кир, в Авв 3.13 -
> неизвестная  личность.  =В  Псалмах= - помазанником назван Давид или
> его  потомок;  см. Пс 2.2; 18(17).51; 20(19).7; 28(27).8; 84(83).10;
> 89(88).39, 52; 132(131).10,17.

> Ст.  45  -   =Иисус научил их  понимать  смысл  Писаний= - дословно:
> "Он открыл их ум понимать Писания". Ср. 24.31; Деян 16.14; 26.17-18.
> Это  означает,  до  этих  пор  ученики  были неспособны видеть в них
> мессианский смысл. Евангелист не сообщает, как именно ученики должны
> истолковывать  теперь  Писания,  но,  вероятно,  главный  ключ  к их
> истинному пониманию - это вера.

> Итак,  многие  тексты,  первоначально не имевшие отношения к Мессии,
> стали  в свете Воскресения восприниматься как прообразы, указывающие
> на  Него.   Например,  в Ин 12.16,   после того как был процитирован
> Зах  9.9, прямо сказано о таком новом понимании: "В то время ученики
> этого  не понимали, но позже, когда Иисус был облечен в Славу Божью,
> они   вспомнили,     что так было написано о Нём в Писании и так они
> Его  встречали".  См.  также  коммент. на 9.22.   Ср. Деян 13.29-30;
> Ин 5.39; 20.9; ср. 1Кор 15.3-4.

> Ст. 46  -   В строгом смысле   слова  нигде  в Писании  не говорится
> ни о страданиях Мессии, ни о Его воскресении на третий день.

> Ст. 47 - Но Писания исполнились не только в том, что касалось судьбы
> Иисуса,   они   даже  предрекли  будущую  проповедь  Его  апостолов,
> обращенную   к   язычникам.    Некоторые   комментаторы,    указывая
> на  медлительность Церкви и споры по поводу того, нужно ли возвещать
> Весть  язычникам,  сомневаются  в  том,  что  Иисус говорил подобные
> слова,   но  ср.  также  Мф  28.19  и   Мк 16.15.  =От имени  Его= -
> это  означает,  что  апостолы  понесут не собственную весть, а будут
> действовать  от  Его  имени,  как   Его  представители. Так как  имя
> в древности означало самого носителя имени, то здесь это значит, что
> в  деятельности учеников будет присутствовать сам Иисус. Но возможно
> и  иное  понимание,  когда  эти  слова  отнесены  к прощению грехов,
> которые  отныне  будут  прощаться  от имени Иисуса (ср. Деян 10.43).
> =Начиная  с  Иерусалима=  -   вероятно,  имеются в виду  пророчества
> Ис  2.2-3 и Мих 4.1-2. Эти слова служат связующим звеном между двумя
> частями  произведения  евангелиста  -  между  Евангелием  и Деяниями
> апостолов  (см. Деян 1.8).   В рукописях есть небольшие разночтения.
> В  принципе  слова  "начиная  с Иерусалима" можно  отнести  к началу
> ст. 48: "Начиная с Иерусалима, вы всему этому свидетели".

<...>

> Ст.  48  -  Быть =свидетелями= Иисуса - это одна из важнейших задач,
> возложенных на учеников Иисусом. Лука говорит здесь об этом впервые.
> См.  Деян  1.8;  2.32; 3.15; 5.32; 10.39, 41; 13.31;  22.15;  26.16.
> В  Евангелии от Иоанна свидетельствование - главная задача учеников.
> =Всему  этому=  -   вероятно,   эти  слова  охватывают  все события,
> при которых присутствовали ученики: земное служение и учение Иисуса,
> истинное   постижение  Писаний   в свете  Воскресения,     проповедь
> о  прощении   грехов,     но    прежде  всего     Его    воскресение
> (ср.  Деян  1.21-22).   Это  значит,  что  ученики Иисуса становятся
> Его  вестниками и посланцами. Так снова соединены Евангелие и Деяния
> апостолов.

> Ст.  49  -  =Я посылаю= - здесь настоящее время имеет значение очень
> близкого  будущего.  =То,  что обещал Мой Отец= - то есть Святой Дух
> (см.  Деян  1.4-5,8;  ср.  Ин  20.22).  Вероятно, Иисус имеет в виду
> обещания   в  12.12 (см. также   Мф 10.20; Ин 14.16-17).  Ср.  также
> Иоиль  2.28-29;  Ис  32.15;  44.3; Иез 39.29. В отличие от Евангелий
> Матфея  и  Марка,  где ученики отсылаются ангелами в Галилею, у Луки
> Иисус  велит им оставаться в Иерусалиме до тех пор, пока им не будет
> дарован  Дух. Дух назван =силой=, потому что только Божья сила может
> наделить  людей  необходимыми  качествами, способностями и мужеством
> для  исполнения того,  что повелел  им   делать Иисус.   =Укрепитесь
> силою  свыше=  -  дословно:  "будете  облечены". Метафора "одевания"
> привычна     для Писания   (см.    Пс 93(92).1;   ср.  Рим 13.12,14;
> 1Кор 15.53-54; Гал 3.27; Еф 4.24; Кол 3.10).


>                         24.50-53 ВОЗНЕСЕНИЕ
>                      (Мк 16.19-20; Деян 1.9-11)

> 50    Иисус вывел их из города и дошел с ними до самой Вифании.
> 51   Подняв руки, Он благословил их. • И, благословляя,
> 52   стал удаляться от них и возноситься на небо. • Они упали
>      перед Ним ниц. Потом они в великой радости вернулись
> 53    в Иерусалим • и всё время были в Храме, восхваляя Бога.

> *51 +и возноситься на небо+ - в некоторых рукописях эти слова
> отсутствуют.
> *52 +Они упали перед Ним ниц+ - в некоторых рукописях и древних
> переводах этих слов нет.
> *53 +восхваляя+ - в ряде рукописей: "прославляя и восхваляя". Многие
> рукописи завершают Евангелие словом "Аминь".

> *51 Деян 1.9  *52 Деян 1.12


> Ст.  50  -  Именно  сейчас  совершился исход Иисуса, о котором с Ним
> разговаривал  Моисей  с Ильей   во время Преображения (9.31).   Этот
> исход  -   возвращение к Небесному  Отцу.  =Вифания= - <...>    Хотя
> в  Деян  1.12   говорится,    что  вознесение   Иисуса   совершилось
> на  Масличной  горе,  здесь  на самом деле нет противоречия, так как
> Вифания расположена на восточном склоне этой горы.

> Впервые  за всё время Своего пребывания на земле Иисус благословляет
> Своих   учеников.    В начале  Евангелия  рассказывалось     о  том,
> как  священник  Захария не смог произнести благословение, потому что
> был  лишен  речи.  Иисус в конце Евангелия совершает то, что не смог
> сделать   Захария.  Благодаря  Его  благословению  ученики  получают
> способность продолжить Его служение. Само благословение описано так,
> как   это  было  принято  в  иерусалимском  Храме  после  завершения
> богослужения.   См.   Сир   50.22-23,  где  собравших  благословляет
> первосвященник Симон,  сын Онии:  "Он,  сойдя,  поднимал  руки  свои
> на  всё  собрание  сынов  Израилевых,  чтобы устами своими преподать
> благословение  Господа  и  похвалиться  именем  Его.  Народ повторял
> поклонение,  чтобы  принять  благословение от Всевышнего". Ср. также
> Лев  9.22.  В  2Енох 56.1 и 64.4 Енох также благословляет всех перед
> своим  вознесением  на  небо.  Таким образом, Иисус предстает у Луки
> великим  первосвященником,  что сближает Евангелие с Письмом евреям,
> где тема первосвященства Иисуса одна из главных.

> Ст.  51 - Во время благословения Иисус удаляется от учеников, но это
> не  простой  уход, а вознесение в небеса. Более подробно оно описано
> в  Деяниях  (1.9-11).  Лука - единственный из авторов Нового Завета,
> описывающий  реальное,    доступное человеческому зрению  вознесение
> на  небо.  Нужно отметить, что в ряде рукописей слова "и возноситься
> на  небо"  отсутствуют.  Но большинство исследователей полагает, что
> они  были    опущены  сознательно,    чтобы   удалить   противоречие
> между  Евангелием,  в  котором  вознесение  произошло  в  самый день
> Воскресения,  и  Деяниями, где оно состоялось лишь через сорок дней.
> Это  действительно  загадка,  и  предпринимались  различные  попытки
> разрешить   ее.   Так,  высказывалось  мнение,  что  Лука,  закончив
> Евангелие,    получил  более  точные  сведения  о времени вознесения
> и отразил  это  в начале Деяний. Иногда   также  предполагалось, что
> в  ст.  50  рассказывается  о еще  одном явлении   Иисуса  ученикам,
> уже  четвертом, но почему-то евангелист не словом не упомянул о том,
> что между третьим и четвертым явлениями прошло много дней. {Толковая
> Библия,  т. 3, Евангелие от Луки, с. 282.} Большинство комментаторов
> считает    подобные    объяснения   малообоснованными.   Может быть,
> это   вознесение   не окончательное,   ведь еще в ст. 26 говорилось,
> что   Иисус  вступил в  Свою славу,   так что все  Его  явления были
> "из  Славы".  В  таком случае Лука в Деяниях упомянул, что в течение
> многих дней Иисус продолжал являться ученикам (см. Деян 1.3; 13.31),
> но  через  сорок дней окончательно покинул их, хотя потом еще явился
> Саулу  на  дороге  в  Дамаск  (Деян  9.3-7),  но  это  было  явление
> отдельному  человеку,  во время которого Он оставался невидимым даже
> для его спутников.

> Первоначальное предание древней Церкви относило  вознесение  Господа
> к  дню Пасхи. Об этом говорится в Послании Варнавы 15.9: "Поэтому мы
> и проводим  в   радости  восьмой   день,  в который и Иисус  воскрес
> из  мертвых, и после того, как явился [верующим], вознесся на небо".
> Ср.  также  Евангелие  от  Петра:  "И  они пошли, и увидели гробницу
> открытой,  и, подойдя, склонились туда, и увидели там некоего юношу,
> сидящего  посреди  гробницы, прекрасного и одетого в сияющие одежды,
> который  сказал  им: Кого ищете? Не Того ли, кто был распят? Восстал
> Он и ушел. Если же не верите, наклонитесь и посмотрите на место, где
> Он  лежал,   Его  нет   там.    Ибо восстал  и  ушел [туда],  откуда
> был   послан".   Лишь  спустя  столетие  Церковь  стала  праздновать
> Вознесение через сорок дней после Воскресения.

> В    библейской    традиции   и   позднейших   еврейских   преданиях
> рассказывалось   о  вознесении  Еноха, Ильи, Ездры, Варуха и Моисея,
> в  языческих  же  легендах - о вознесении Геракла, Ромула и Аполлона
> Тианского.

> Ст.  52 - В этом Евангелии впервые сказано о том, что ученики =упали
> перед  Ним  ниц=, это значит, что они поклонились Ему, чтобы принять
> Его  благословение (ср. Сир 50.20-23), и наконец осознали, кто такой
> Иисус  (ср.  Мф  28.17).  Вероятно,  Лука  сделал  это  сознательно,
> понимая,   что  постичь  сущность  Иисуса  можно  только  после  Его
> Воскресения.  В  великой радости - несмотря на то, что Иисус покинул
> их,   ученики   вернулись  в  Иерусалим,  где Он велел им оставаться
> до  дарования  Духа, с радостью. Радость переполняла ангелов и людей
> при  рождении Иисуса,   такой же радостью завершилось Его пребывание
> на  земле, когда Он исполнил Божественный план спасения человечества
> и был вознесен к Богу, чтобы отныне сидеть по правую руку Бога.

> Ст.  53 - Евангелие от Луки началось в Храме и заканчивается там же:
> ученики  в Храме восхваляют Бога за Его великий дар. =Всё время были
> в  Храме=  -  эти  слова  не  нужно  понимать  буквально,  из Деяний
> апостолов  мы знаем, что хотя они часто бывали в Храме, в частности,
> возвещали там Радостную Весть о Христе (см. 2.46; 3.1; 5.42), но они
> собирались  и  в  других местах (1.12-14; 2.46 и др.). =Восхваляя= -
> буквально:   "благословляя".   В  тех  случаях,  когда  этот  глагол
> описывает   отношение   людей   к   Богу,   он  значит  "восхвалять,
> прославлять".
                                [ Валентина Николаевна Кузнецова.
                                  ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Комментарий.
                                  // М., 2004. Стр. 544-552 ]


 + + + из православного богослужения (Великой вечерни):
        Господь вознесся на небеса, чтобы послать Утешителя миру
                            www.messia.ru/rasylka/008/2213.htm#0        
 + + + cвящ. Александр Мень:
        Завершился мессианский путь Сына Человеческого
          www.messia.ru/rasylka/007/1849.htm#0
                                    (+ссылки!)
 + + + Общество друзей Священного Писания:
        Не ваше дело знать времена и сроки [Деян.1:1-26]
                       www.bible-center.ru/book/acts/000




Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20090528/orth?cont=rv_ru


Этот день в календаре РПЦ:
      www.canto.ru/calendar/day.php?date=28-05-2009






# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Однажды, сидя с учениками за столом,
 Он повелел им не покидать Иерусалима:
 - Ждите обещанного Отцом дара, о котором вы от Меня слышали.
   Иоанн омывал водою, а вы вскоре будете омыты Святым Духом.
 И вот собравшиеся стали спрашивать Его:
 - Господь! Значит, Ты восстановишь теперь Израильское царство?
 А Он ответил им:
 - Не вам знать времена и сроки, которые установил Своей властью Отец!
   Но когда сойдет на вас Святой Дух, вы пол`учите силу
   и станете Моими свидетелями
   в Иерусалиме, и по всей Иудее и Самарии, и до самых пределов земли.
 После этих слов Он стал у них на глазах возноситься на небо.
 Облако скрыло Его из виду.
 Но они не сводили глаз с неба и после того, как Он исчез.
 И вдруг перед ними предстали два человека в белых одеждах,
 они сказали:
 - Галилеяне! Что вы вглядываетесь в небо?
   Этот самый Иисус, взятый от вас на небо,
   вернется точно таким же образом, как на ваших глазах ушел!
   Тогда ученики с этой горы, которая называлась Масличной,
   возвратились в Иерусалим.* (Деян.1:4-12)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/009/2420.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»