=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

> Понедельник, 9 сентября 1974

<.....>

> Вчера начал работать над своим новым курсом: Liturgy of Death1. И снова поражаюсь: как никто этим не занимался, никто не заметил чудовищного перерождения религии воскресения в похоронное самоуслаждение (с оттенком зловещего мазохизма; все эти "плачу и рыдаю…"). Роковое значение Византии на пути Православия!

* * *

> Понедельник, 16 сентября 1974

<...>

> Все эти дни чтение, работа в связи с новым курсом (Liturgy of Death). И, как всегда, то, что казалось извне сравнительно простым, вдруг предстает во всей своей глубине и сложности. Смерть стоит в центре и религии, и культуры, отношение к ней определяет собою отношение к жизни. Она – "перевод" человеческого сознания. Всякое отрицание смерти только усиливает этот нервоз (бессмертие души, материализм и т.д.), как усиливает его и приятие смерти (аскетизм, плоть – отрицание). Только победа над ней есть ответ, и он предполагает transcensus2 отрицания и приятия ("поглощена смерть победой"). Вопрос в том, однако, в чём состоит эта победа. Смерть раскрывает, должна раскрыть смысл не смерти, а жизни. Жизнь должна быть не приготовлением к смерти, а победой над ней, так чтобы, как во Христе, смерть стала торжеством жизни. Но о жизни мы учим без отношения к смерти, а о смерти – безотносительно к жизни. Христианство жизни: мораль и индивидуализм. Христианство смерти: награда и наказание и тот же индивидуализм. Выводя из жизни "подготовлением к смерти", христианство обессмысливает жизнь. Сводя смерть к "тому, иному миру", которого нет, ибо Бог создал только один мир, одну жизнь, – христианство обессмысливает смерть как победу. Интерес к "загробной участи" умерших обессмысливает христианскую эсхатологию. Церковь не "молится об усопших", а есть (должна быть) их постоянное воскрешение, ибо она и есть жизнь в смерти, то есть победа над смертью, "общее воскресение".

> "To come to terms with death"3… Написал это в своей лекции, но это "изнутри". В 53 года (стукнуло в пятницу…) пора, как говорится, "подумать о смерти", включить ее – как увенчание, всё собою завершающее и осмысливающее, – в то мироощущение, которое я именно ощущаю больше, чем могу выразить в словах, но которым я в лучшие минуты жизни действительно живу.

> Для памяти отмечу следующие важные "открытия":

> – В смерти нет времени. Отсюда умолчание Христа и подлинного предания о состоянии умерших между смертью и воскресением, то есть о том, о чём больше всего любопытствует не-подлинное предание.

> – Ужас умирания. Может быть, для внешних? Смерть, две недели тому назад, Мариночки Розеншильд, утонувшей, спасая своих детей. Ужас этой смерти для нас. А для нее? Может быть, радость самоотдачи? Встреча со Христом, сказавшим: "Больше сея любви…"4.

> – Что исчезает в смерти? Опыт уродства этого мира, зла, текучести… Что остается? Его красота, то, что радует и тут же мучит: "Полевые пути меж колосьев и трав…"5 "Покой". Тот покой субботний, в котором раскрывается полнота и совершенство творения. Божий покой. Не смерти, а жизни в ее полноте, в вечном ею обладании…

————————————
> 1 Литургия смерти (англ.).
> 2 выход за пределы (лат.).
> 3 Примириться со смертью (англ.).
> 4 Ин.15:13.
> 5 Из стихотворения И.Бунина "И цветы, и шмели, и трава, и колосья…".

 

Протопресвитер Александр Шмеман. Из кн. ДНЕВНИКИ 
(ср. предисловие переводчика в кн. "Литургия смерти")
 ]

 

 

См. также:
• Н.Т. Райт:
 **
Чистилище, рай, небеса, молитва святым /** А как же быть с адом?
  /** цели человека и новое творение

• о. Александр Шмеман: Бессмертное успение

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый и Воскресший!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

*Вы были призваны к свободе, братья.

 Смотрите только, чтобы свобода

 не стала предлогом для потворства плотской природе!

 Вы же, напротив, с любовью служите друг другу!

 Потому что весь Закон заключен в одной-единственной фразе:

 "Люби ближнего своего, как самого себя".

 А если будете грызть и рвать друг друга на части,

 смотрите, как бы вам не истребить себя!

  Поэтому я говорю вам:

 живите, как велит Дух,

 и тогда вы не поддадитесь вожделениям плотской природы.

 То, чего хочет наша природа, противоположно Духу,

 а то, чего хочет Дух, противоположно природе.

 Они постоянно враждуют,

 чтобы вы не всегда поступали так, как хотели бы.

 Но если вас направляет Дух, Закон над вами не имеет власти.

 ...

 Помогайте друг другу нести свое бремя,

 так вы исполните "закон" Христа.

 Если кто-то, ничего из себя не представляя,

 воображает себя невесть кем,

 тот самого себя дурачит.

 Так пусть каждый трезво судит о своих делах,

 и тогда он сможет гордиться собственными успехами

 и не будет сравнивать их с чужими,

 ведь у каждого своя ноша.

  Пусть тот, кого наставляют в вере,

 делится всем своим добром с наставником.

  Не обманывайтесь: Бога не провести!

 Что человек сеет, то он и пожнет!

 Сеющий в угоду своей плотской природе пожнет с нее гибель;

 сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь.

 Так не будем поддаваться усталости, делая добро,

 и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай.

 Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро,

 особенно тем, кого вера сделала одной семьей.*

                                            (Гал.5:13-18; 6:2-10/*/)

* * *

*Фарисеи и учителя Закона спросили Иисуса:

    – Почему Твои ученики живут не по преданию отцов?

      Хлеб едят нечистыми руками...

 А Он им ответил:

    – Хорошо сказал о вас, лицемерах, пророк Исайя в Писании:

         "Этот народ чтит Меня устами,

            а сердце его далеко от Меня.

          Тщетно их поклонение:

            они учат человеческим заповедям, как Моим".

 Вы держитесь за людские предания, а заповедь Бога отбрасываете.

 Как ловко вы отменяете заповедь Бога,

 лишь бы соблюсти свои предписания!  – продолжал Иисус. –

 Вот, например, Моисей сказал: "Почитай отца и мать"

 и "Оскорбивший отца или мать карается смертью".

 А что говорите вы?

 Если скажет человек отцу или матери:

 "Корбан (то есть предназначено Богу)

 то, что ты мог бы получить от меня",

 то вы уже ничего не разрешаете ему сделать для отца или матери.

 Своим преданием вы отменяете Слово Бога.

 И еще много чего делаете в том же роде.

  Он снова подозвал народ и сказал им:

    – Слушайте Меня все и постарайтесь понять!

      Ничто из того, что извне попадает в человека,

      не может сделать его нечистым,

      а делает его нечистым то, что из человека исходит.

  Когда Он ушел от толпы в дом,

 ученики попросили Его разъяснить им эти слова.

    – Так и вы такие же бестолковые? – ответил Он. –

      Не понимаете, что всё то, что входит извне в человека,

      не может сделать его нечистым,

      потому что идет не в сердце, а в желудок,

      а оттуда выбрасывается в отхожее место?

 (Этим Он объявил чистой любую пищу.) –

      А нечистым, – продолжал Он, –

      человека делает то, что исходит из него.

      Изнутри, из человеческого сердца, исходят злые помыслы,

      ведущие к разврату, кражам, убийствам, супружеским изменам;

      оттуда исходят жадность, подлость, коварство, наглость, зависть,

      сквернословие, гордость, глупость.

      Всё это зло исходит из человека, оно и делает его нечистым.*

                                                       (Мк.7:5-23/**/)

             *********************************************

/*/ из апостольского чтения вторника и чтение среды.

/**/ из евангельского чтения вторника и среды.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
      перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/014/3145.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»